Статья 925. Хранение в гостинице

1. Гостиница отвечает как хранитель и без особого о том соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату, недостачу или повреждение его вещей, внесенных в гостиницу, за исключением денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей.Внесенной в гостиницу считается вещь, вверенная работникам гостиницы, либо вещь, помещенная в гостиничном номере или ином предназначенном для этого месте.

2. Гостиница отвечает за утрату денег, иных валютных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей постояльца при условии, если они были приняты гостиницей на хранение либо были помещены постояльцем в предоставленный ему гостиницей индивидуальный сейф независимо от того, находится этот сейф в его номере или в ином помещении гостиницы. Гостиница освобождается от ответственности за несохранность содержимого такого сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы.

3. Постоялец, обнаруживший утрату, недостачу или повреждение своих вещей, обязан без промедления заявить об этом администрации гостиницы. В противном случае гостиница освобождается от ответственности за несохранность вещей.

4. Сделанное гостиницей объявление о том, что она не принимает на себя ответственности за несохранность вещей постояльцев, не освобождает ее от ответственности.

5. Правила настоящей статьи соответственно применяются в отношении хранения вещей граждан в мотелях, домах отдыха, пансионатах, санаториях, банях и других подобных организациях.

Комментарий к статье 925 ГК РФ

1. Данный вид хранения возникает в силу закона и не требует заключения особого на то соглашения с лицом, проживающим в гостинице, мотеле, доме отдыха, пансионате, санатории и других подобных организациях.

Момент, с которого гостиница принимает на себя ответственность за сохранность вещей постояльца, п. 1 ст. 925 приурочен к внесению вещи в гостиницу. При этом вещь не обязательно должна находиться в номере постояльца, достаточно и вручения ее работнику гостиницы, напр. носильщику.

2. Особый договор в соответствии с п. 2 коммент. ст. должен заключаться лишь в отношении денег, валютных ценностей, ценных бумаг и других ценностей постояльца. При этом закон различает два возможных вида хранения указанных вещей - с принятием их на хранение гостиницей и с помещением их постояльцем в предоставленный ему гостиницей сейф. В первом случае между гостиницей и постояльцем заключается обычный договор хранения, особенность которого сводится лишь к его упрощенной форме в виде выдачи постояльцу именной квитанции. Во втором случае налицо арендные отношения, так как гостиница не отвечает за содержимое сейфа, если докажет, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома постояльца был невозможен или стал возможен вследствие действия непреодолимой силы.

3. Условием ответственности гостиницы за необеспечение сохранности имущества постояльца является согласно п. 3 ст. 925 немедленное заявление постояльца об утрате, недостаче или повреждении его имущества. Такое заявление должно быть сделано в письменной форме и зафиксировано администрацией гостиницы.

4. Во избежание излишних споров и искоренения порочной практики некоторых гостиниц п. 4 ст. 925 прямо указывает на императивность содержащихся в ней правил и недействительность любых заявлений гостиниц об отсутствии их ответственности за несохранность вещей постояльцев.

Другой комментарий к статье 925 Гражданского Кодекса РФ

1. Как и в предыдущей статье, название комментируемой статьи более узкое, чем ее содержание. Нормы последней распространяют свое действие на мотели, дома отдыха и другие организации, указанные в ее п. 5.

2. К иному предназначенному для этого месту могут быть отнесены стоянки для транспортных средств клиентов. Помещение транспортного средства на стоянку гостиницы, мотеля и других организаций подобного рода также порождает отношения по хранению.

Так, при рассмотрении арбитражным судом спора об угоне транспортного средства со стоянки гостиницы представители истца воспользовались дополнительной услугой гостиничного комплекса, факт наличия отношений из договора хранения подтверждается оплаченным истцом счетом, который является доказательством оказания услуг по проживанию и пользованию автостоянкой. Гостиница отвечает как хранитель и без особого о том соглашения с проживающим в ней лицом (постояльцем) за утрату, недостачу или повреждение его вещей.

Из положения о пропускном режиме на автостоянке гостиницы следовало, что парковка автомобилей организована в целях обеспечения безопасности автотранспортных средств клиентов, а также для расширения перечня платных услуг, предоставляемых гостиницей для проживающих клиентов (п. 1.2 Положения), и гостиница несет ответственность за сохранность автотранспортных средств (п. 1.4 Положения).

В связи с тем что автомобиль истца был похищен со стоянки гостиницы, он правомерно обратился к ней с требованием о возмещении возникших убытков.

Факт хищения (угона) автомобиля неизвестными лицами подтверждается имеющимися в деле документами, в частности расшифровкой видеосъемки места размещения машины, которая зафиксировала угон автомобиля и нечинение этому препятствий сторожем гостиницы <1>.

--------------------------------
<1> Постановление ФАС Московского округа от 28 апреля 2005 г. N КГ-А40/3373-05.

3. К валютным ценностям, упоминаемым в п. 1 настоящей статьи, в соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги <1>. К драгоценным вещам относятся вещи из серебра, золота, платины, палладия и др. Данное понятие может быть использовано судами и в расширительном значении и включать в себя иные дорогостоящие вещи.

--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4859.

4. Учитывая, что вещи, оставленные в номере гостиницы, остаются во владении постояльца-поклажедателя, спорной является позиция относительно трактовки данного договора как договора хранения. Видимо, в данном случае условия более близки к договору охраны. В то же время нельзя рассматривать отношения между гостиницей и постояльцем в отрыве от договора об оказании гостиничных услуг в целом, которые подпадают по договор возмездного оказания услуг и включают в себя в том числе услуги по хранению и охране.

Комментарии и консультации юристов по ст 925 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 925 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.