Статья 791. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза

1. Перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза.Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

2. Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
3. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Комментарий к статье 791 ГК РФ

1. В связи с реальным характером договора перевозки груза (договор считается заключенным в момент передачи грузоотправителем груза перевозчику) законодатель специально урегулировал обязанности сторон до момента такой передачи. Среди таких обязанностей особое место занимает обязанность перевозчика по своевременной и надлежащей подаче транспортного средства (ст. 791 ГК, ст. 69, 73 КВВТ, ст. 124, 128 КТМ, ст. 9 УАТ). Соответственно, грузоотправитель имеет право требовать выполнения перевозчиком данной обязанности. Так, согласно ст. 128 КТМ при перевозке груза по чартеру перевозчик обязан подать судно в обусловленный чартером срок; при этом в случае неподачи судна в обусловленный срок фрахтователь вправе отказаться от договора морской перевозки груза и потребовать возмещения убытков. В соответствии же с п. 1 ст. 124 КТМ перевозчик обязан заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза.

2. Соответственно, законодатель закрепил право грузоотправителя отказаться от поданных перевозчиком транспортных средств в случае, если они являются непригодными для перевозки соответствующего груза.

3. Важное значение придается законодателем порядку погрузки и выгрузки груза, что обусловлено необходимостью обеспечить бесперебойное функционирование грузовых потоков. Предусматривая возможность регулирования порядка и сроков погрузки и выгрузки в договоре, законодатель признает приоритетность положений, закрепленных в соответствующих транспортных уставах и кодексах, а также издаваемых в соответствии с ними правилах. См. ст. 11 УАТ, ст. 20 - 29, 37 УЖТ, Приказ МПС России от 18 июня 2003 г. N 28 "Об утверждении Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом" (РГ. 2003. 20 июня), Приказ МПС России от 10 ноября 2003 г. N 70 "О Методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов" (Экономика железных дорог. 2004. N 7).

Другой комментарий к статье 791 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемой статьей регулируются обязательственные отношения, предшествующие заключению договора перевозки груза (подача транспортных средств, погрузка груза) и завершающие процесс перевозки (выгрузка груза). Отношения, предшествующие заключению договора перевозки конкретной партии груза, складываются между перевозчиком и грузовладельцем и носят договорный характер <1>. Отношения, завершающие процесс перевозки груза, складываются между перевозчиком и грузополучателем и носят характер обязательства грузополучателя, вытекающего из закона.

--------------------------------
<1> См.: Витрянский В.В. Некоторые итоги кодификации правовых норм о гражданско-правовом договоре. С. 130.

2. Пункт 1 комментируемой статьи посвящен договору на подачу транспортных средств, который определяется как соглашение, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется подать в установленный срок транспортные средства для перевозки груза, а другая сторона (отправитель груза) обязуется использовать поданные транспортные средства. Некоторые транспортные законы устанавливают, что данные действия входят непосредственно в содержание договора перевозки конкретной партии груза (см., например, п. 5 ст. 8 УАТ). Однако, учитывая реальный характер договора автомобильной перевозки груза, даже в этих случаях специальные законы не оставляют сомнения в самостоятельном характере договора на подачу транспортных средств.

Характеристика договора на подачу транспортных средств заключается в следующем. Договор является двусторонним и консенсуальным, он может быть возмездным в случаях, когда специальным законодательством или соглашением сторон предусматривается плата перевозчику (например, плата за пользование вагонами на железнодорожном транспорте). Договор на подачу транспортных средств является публичным и служит непосредственным основанием возникновения субъективных прав и обязанностей сторон в отличие от договора об организации перевозок (ст. 798 ГК), который устанавливает только организационные предпосылки возникновения гражданских прав и обязанностей.

Договор на подачу транспортных средств регулирует отношения сторон, возникающие в ходе транспортного процесса до момента приема груза перевозчиком. После приема груза и обмена необходимыми документами между сторонами возникают отношения непосредственно из реального договора перевозки груза.

Заключение договора на подачу транспортных средств имеет свою специфику. Чаще всего договор на подачу транспортных средств в виде отдельного документа не оформляется. Обязанность перевозчика подать транспортные средства возникает:

- или из заявки (заказа) грузовладельца;

- или из договора перевозки груза;

- или из договора об организации перевозок.

Наибольшее значение в транспортных отношениях имеет заявка, которая выступает самостоятельным основанием возникновения обязанности перевозчика подать транспортные средства. Заявка рассматривается как предложение заключить договор на подачу транспортных средств (оферта). Фактические действия перевозчика по исполнению заявки являются акцептом и свидетельствуют о заключении договора на подачу транспортных средств. На железнодорожном транспорте подача заявки обязательна во всех случаях - как при наличии между сторонами договора об организации перевозок, так и при отсутствии такого договора (ст. 10 УЖТ). На автомобильном транспорте заявка подается при наличии договора об организации перевозок грузов, а при отсутствии такого договора оферта оформляется документом, который именуется заказом (ст. 8 УАТ). На внутреннем водном транспорте, напротив, заявка подается, если между сторонами не заключался договор об организации перевозок груза (а если заключался, то в соответствии с договором перевозки груза, заключенным на основании договора об организации перевозок) (ст. 73 КВВТ). На морском транспорте грузовладелец перед передачей груза или бронирует место на судне путем составления особого документа (букинг-нота), или составляет и передает перевозчику погрузочный ордер <1>: функция этих морских документов должна быть признана аналогичной той, которую выполняет заявка.

--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. С. 197 (автор - А.Г. Калпин).

Обязанность подачи перевозчиком транспортных средств может вытекать из договора перевозки груза, если он является консенсуальным, т.е. договором фрахтования части вместимости транспортного средства (см. комментарий к ст. 787 ГК).

Что касается обязанности перевозчика по подаче транспортных средств, возникающей непосредственно из договора об организации перевозок, то транспортные уставы и кодексы таковой не предусматривают.

Перевозчик обязан подать транспортные средства своевременно, в оговоренных количествах и в пригодном состоянии. Пригодное состояние транспортных средств означает, что они, во-первых, исправны в целом (техническая исправность) и, во-вторых, пригодны для перевозки конкретного груза (коммерческая исправность). Грузовладелец вправе отказаться от поданных транспортных средств, непригодных для перевозки соответствующего груза, как в связи с их технической неисправностью, так и потому, что они непригодны для перевозки конкретного груза (например, для перевозки нефти поданы не цистерны, а открытые платформы либо для перевозки молока поданы цистерны из-под бензина). В обязанности перевозчика входит также подготовка транспортных средств под погрузку. Грузовладелец обязан использовать поданные транспортные средства. В первую очередь эта обязанность означает предъявление груза к перевозке в сопровождении необходимых документов (накладной).

За неисполнение обязанностей по договору на подачу транспортных средств предусмотрена ответственность сторон (ст. 794 ГК).

3. Погрузка груза означает передачу груза во владение и под контроль перевозчика. Соответственно, обязанность по погрузке груза следует рассматривать как предшествующую заключению реального договора перевозки груза и вытекающую из содержания договора на подачу транспортных средств. По общему правилу погрузка осуществляется силами грузовладельца. Перевозчик может осуществлять погрузку своими силами, если это предусмотрено его соглашением с грузовладельцем или в случаях, предусмотренных транспортными законами (например, по ст. 21 УЖТ погрузка в местах общего пользования обеспечивается только перевозчиком). Независимо от того, кто производит погрузку, она осуществляется за счет грузовладельца. Выгрузка груза также может осуществляться силами грузополучателя или перевозчика за счет грузополучателя.

4. В п. 3 комментируемой статьи устанавливается обязанность производить погрузку (выгрузку) грузов в определенный срок. Сроки погрузки (выгрузки) должны соблюдаться как в том случае, если погрузка (выгрузка) производится грузовладельцем (грузополучателем), так и в том случае, если она производится силами перевозчика. Неисполнение этой обязанности влечет простой транспортных средств или нарушает их график движения. Однако комментируемая норма делает акцент на обязанности по своевременной погрузке (выгрузке), производимой силами грузовладельца (грузополучателя). Очевидно, это объясняется тем, что грузовладелец (грузополучатель) несет ответственность за сам факт нарушения обязанности по погрузке (выгрузке). Перевозчик же при нарушении им сроков погрузки (выгрузки) может нести ответственность уже в рамках договора перевозки за несвоевременную доставку или за порчу груза, произошедшую в связи с нарушением сроков погрузки (выгрузки).

Ответственность в виде штрафов (законная неустойка) за неисполнение обязанности по своевременной погрузке (выгрузке) груза устанавливается в большинстве транспортных законов (ст. ст. 100, 101 УЖТ; п. п. 4, 5 ст. 35 УАТ; п. 2 ст. 120 КВВТ). Объем ответственности как грузоотправителя, так и грузополучателя одинаков.

5. Необходимо учитывать, что обязанности грузоотправителя и грузополучателя не исчерпываются необходимостью провести своевременную погрузку (выгрузку). Так, у грузоотправителя существует большой объем обязанностей по договору на подачу транспортных средств, неисполнение которых влечет самостоятельную ответственность (см. ст. 794 ГК). У грузополучателя также существуют обязанности, возникающие уже после выгрузки груза, основной из которых является обязанность по очистке транспортных средств, за неисполнение которой также предусматривается ответственность (ст. 103 УЖТ; п. 4 ст. 120 КВВТ).

Комментарии и консультации юристов по ст 791 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 791 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.