Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования

1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).

Комментарий к статье 789 ГК РФ

1. В коммент. ст. указывается ряд основных правовых особенностей договора перевозки транспортом общего пользования. По этому договору любое лицо вправе заказать перевозку грузов, пассажиров и багажа (в последнем случае - это один из видов договора пассажирской перевозки). Данный договор обладает особым:

- субъектным составом: перевозчиком является коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель (последний может быть стороной этого договора в силу п. 3 ст. 23 ГК), а контрагентом перевозчика может быть любое физическое или юридическое лицо;

- содержанием в силу того, что договор признан публичным (п. 2 ст. 789 ГК): а) перевозчик обязан осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица; б) все условия этого договора, в том числе и цена (размер провозной платы), для всех потребителей по общему правилу являются одинаковыми (п. 2 ст. 426 ГК). Однако законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Эти льготы, как видно, не носят индивидуального характера, они могут быть предоставлены лишь группам (категориям) потребителей.

Кроме того, для договора перевозки транспортом общего пользования характерен особый порядок заключения: перевозчик не вправе оказывать предпочтение одному пассажиру (грузоотправителю) перед другим в отношении заключения этого договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Не допускается также отказ перевозчика от заключения договора перевозки грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования при наличии возможности предоставить потребителю услуги по перевозке (п. 1 и 3 ст. 426 ГК).

В тех случаях, когда заказчиком транспортной услуги по указанному договору является гражданин, к отношениям по перевозке транспортом общего пользования применяется законодательство о защите прав потребителей.

2. Договор перевозки грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования имеет свои разновидности, выделяемые в зависимости от видов транспорта и условий перевозки. Так, на автомобильном транспорте регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок, которые относятся к перевозкам транспортом общего пользования (ст. 19 УАТ). В свою очередь, такие перевозки на данном транспорте подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок и перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном Правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.

Другой комментарий к статье 789 Гражданского Кодекса РФ

1. В комментируемой статье дается определение транспорта общего пользования и, соответственно, перевозок, осуществляемых им. В бытовом значении под транспортом общего пользования понимается только городской транспорт, за исключением легкового такси, и, может быть, автобусы и электрички, совершающие перевозки в пригородном сообщении. Комментируемая статья в целом не опровергает данное бытовое значение. На первый взгляд понятие перевозок транспортом общего пользования дается через призму публичного договора (ст. 426 ГК): коммерческая организация, обязанная осуществлять услуги по перевозке в отношении каждого, кто к ней обратится, признается организацией, обязанной осуществлять перевозки транспортом общего пользования. В то же время обращает на себя внимание существенное отличие определения, данного в комментируемой статье, от общей нормы ст. 426 ГК РФ. Если по общему правилу публичным признается договор, который коммерческая организация обязана заключить по характеру своей деятельности, то в комментируемой статье обязанность заключения договоров перевозки по обращению любого лица должна следовать только из закона или иного правового акта, т.е. принадлежность к транспорту общего пользования определяет законодатель (на это указывает и предусмотренная комментируемой статьей необходимость составления списков организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования).

В законе видами транспорта общего пользования названы:

- весь железнодорожный транспорт, осуществляющий перевозки как груза, так и пассажиров и их багажа (ст. ст. 2, 4 УЖТ; ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте);

- автомобильный и городской электрический транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа (ст. 19 УАТ). Таким образом, к транспорту общего пользования не относятся автомобильный транспорт, осуществляющий перевозки груза, и легковое такси, осуществляющее перевозки пассажиров;

- внутренний водный транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и их багажа (п. 2 ст. 95 КВВТ);

- метрополитен также должен быть отнесен к транспорту общего пользования (в принципе, на это можно найти указания и в Законе) <1>.

--------------------------------
<1> См., например: подп. 12 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

2. Не вызывает сомнения, что перевозки пассажиров всеми видами транспорта осуществляются на основании публичного договора (в том числе договор "фрахтования" легкового такси - п. 1 ст. 31 УАТ). Большинство перевозок груза также осуществляется на основании публичного договора в связи с характером деятельности перевозчика (ст. 426 ГК). Тем не менее законодатель, как было показано, разграничивает перевозки, осуществляемые на основании публичного договора, и перевозки транспортом общего пользования. "Перевозки транспортом общего пользования" - понятие более узкое. Как представляется, законодатель использует особое понятие транспорта общего пользования в связи с намерением устанавливать для него особенности правового регулирования, в частности усиливать государственное регулирование отношений по перевозке этим транспортом. Так, в п. 2 ст. 790 ГК РФ указано, что размер платы за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования подлежит государственному регулированию вне зависимости от того, осуществляет ли данный вид транспорта монополистическую деятельность, и вне зависимости от других причин, по которым устанавливается государственное регулирование цен.

3. В ч. 2 п. 1 комментируемой статьи содержится указание на то, что перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, "публикуется в установленном порядке". Однако до настоящего времени такой порядок не установлен, перечень не опубликован. Очевидно, данный перечень мыслится как реестр, призванный обеспечить потребность в информации о конкретных юридических лицах (и предпринимателях), осуществляющих перевозки транспортом общего пользования, и этот реестр должен вестись как на федеральном уровне (в отношении конкретных организаций, осуществляющих перевозки по всей территории России), так и на региональном и местном уровнях.

Комментарии и консультации юристов по ст 789 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 789 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.