Статья 767. Изменение государственного или муниципального контракта

1. При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.

2. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.

Комментарий к статье 767 ГК РФ

1. Положения п. 1 коммент. ст. устанавливают основания для обязательного для сторон изменения условий государственного (муниципального) контракта. Так, в случае уменьшения уполномоченным органом власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки и, если необходимо, иные условия выполнения работ, а при недостижении соглашения между сторонами государственный (муниципальный) контракт может быть изменен по решению суда (см. подп. 2 п. 2 ст. 450 и п. 2 ст. 452 ГК).

2. Пункт 1 коммент. ст. предусматривает право подрядчика требовать от государственного (муниципального) заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков исполнения работ.

В нарушение требований подп. 2 п. 2 ст. 3 ГК отдельные ФЗ содержат нормы, необоснованно ограничивающие право подрядчика на возмещение убытков, предусмотренное п. 1 коммент. ст. В частности, абз. 1 п. 3 ст. 161 БК закрепляет норму, схожую по содержанию с п. 1 коммент. ст., предусматривающую изменение условий государственного (муниципального) контракта в случае уменьшения бюджетному учреждению ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. При этом абз. 2 п. 3 ст. 161 БК ограничивает право контрагента на возмещение убытков только фактически понесенным ущербом, непосредственно обусловленным изменением условий государственного (муниципального) контракта.

Еще более плачевными для интересов подрядчика по государственному контракту являются положения ч. 9.1 ст. 65 Закона о размещении заказов, согласно которым Правительство РФ вправе устанавливать случаи, в которых с 1 января 2009 г. по 31 декабря 2009 г. цена государственного контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, заключенного до 1 января 2009 г., должна быть снижена. Причем возмещение убытков, причиненных в связи со снижением цены государственного контракта, не производится.

Указанные нормы БК и Закона о размещении заказов следует признать противоречащими положениям п. 1 коммент. ст. в части ограничения права подрядчика на возмещение убытков. Таким образом, до внесения соответствующих изменений в положения ГК приоритет в регулировании рассматриваемого вопроса должен иметь п. 1 коммент. ст. (см. подп. 2 п. 2 ст. 3 ГК и ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов).

3. Исходя из положений п. 2 коммент. ст., изменение условий государственного (муниципального) контракта по общему правилу не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. С учетом положений ч. 1 ст. 2 Закона о размещении заказов и подп. 2 п. 2 ст. 3 ГК, обеспечивающих основополагающее значение ГК в регулировании порядка изменения государственного (муниципального) контракта, норма ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов, выделяющая отдельные условия государственного (муниципального) контракта, изменение которых не допускается в отсутствие специальных указаний закона, должна толковаться во взаимосвязи с п. 2 коммент. ст. Так, по общему правилу не допускается изменение не только тех условий государственного (муниципального) контракта, которые прямо перечислены в ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов, но и любых иных условий государственного (муниципального) контракта. При этом условия, указанные в ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов, могут изменяться только в случаях, предусмотренных положениями ч. 6 - 6.6 и 8.1 ст. 9 Закона о размещении заказов.

4. Случаи изменения цены государственного (муниципального) контракта предусмотрены ч. 4.1, 4.2, 6, 6.2 - 6.4 ст. 9 Закона о размещении заказов. При этом следует учитывать, что при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства начальная (максимальная) цена государственного (муниципального) контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта (см. ч. 7.2 ст. 9 Закона о размещении заказов). Согласно разъяснениям МЭР инфляционные риски относятся к коммерческим рискам подрядчика, которые он должен предусмотреть при формировании предложения на основании объявленных условий торгов или запроса котировок цен на работы, а следовательно, данные риски не могут быть компенсированы за счет средств государственного бюджета (см. письмо Минэкономразвития России от 4 декабря 2008 г. N Д05-5503 // СПС "КП").

5. Изменение объема работ при изменении потребности в таких работах или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом, возможно только в отношении определенных видов работ и только в случае если это предусмотрено конкурсной документацией. Предусмотренный государственным (муниципальным) контрактом объем работ может быть изменен не более чем на 10%. При этом увеличение объема работ не обязательно влечет за собой соответствующее увеличение цены работ, так как пропорциональное изменение цены государственного (муниципального) контракта является правом, а не обязанностью государственного (муниципального) заказчика. Напротив, в случае уменьшения объема работ при сокращении потребности в таких работах государственный (муниципальный) заказчик обязан изменить цену контракта соответствующим образом (см. ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов).

6. Соглашения об изменении условий государственного (муниципального) контракта, заключенные в случаях, прямо не предусмотренных законом, являются ничтожными в соответствии со ст. 168 ГК.

Другой комментарий к статье 767 Гражданского Кодекса РФ

1. Самостоятельным основанием для изменения или расторжения договора в соответствии с п. 1 ст. 451 ГК РФ является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили на момент заключения договора. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает специальное основание для изменения государственного контракта на выполнение подрядных работ, которое как раз относится к существенному изменению обстоятельств в смысле правил п. 1 ст. 451 ГК РФ.

При уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, у сторон появляется обязанность согласовать новые сроки, а если необходимо, - и другие условия выполнения работ.

При этом условие о сроках подлежит изменению всегда, а иные условия выполнения работ изменяются по соглашению сторон, только если в этом есть необходимость. К иным условиям могут быть отнесены: изменение объема работ, требования к качеству используемых материалов и т.п.

Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с изменившимися обстоятельствами, согласно правилам п. 2 ст. 451 ГК РФ контракт может быть изменен на основании решения суда по требованию заинтересованной стороны.

Таким образом, правило, предусмотренное п. 1 комментируемой статьи, является таким исключительным обстоятельством, позволяющим в отличие от общего правила о расторжении договора в связи с существенным изменением обстоятельств изменить договор, поскольку расторжение договора в данном случае противоречит общественным интересам (п. 4 ст. 451 ГК).

Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Убытки взыскиваются по общим правилам ст. 15 ГК РФ. Так, у подрядчика возможно возникновение убытков из-за досрочного расторжения либо изменения ряда договоров, например договоров на поставку необходимого оборудования, на аренду оборудования или складских помещений, убытков в виде расходов, связанных с сокращением штата работников и др.

Об изменении контракта также говорится в ст. 161 БК РФ. При уменьшении казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящем к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд новых условий по цене и (или) количеству (объемам) товаров (работ, услуг) государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров.

В этом случае сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от казенного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

Таким образом, ст. 161 БК РФ устанавливает правило, несколько отличное от соответствующего правила ГК РФ. Необходимо отметить, что в указанном случае возмещению подлежит только реальный ущерб, но не упущенная выгода.

2. Изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в п. 1 комментируемой статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются только в случаях, предусмотренных законом.

Таким образом, в качестве общего правила законодатель устанавливает недопустимость и одностороннего изменения условий государственного или муниципального контракта, и изменения его условий по соглашению сторон. Исключения из указанного правила должны быть прямо предусмотрены законом.

Соответствующие случаи предусмотрены как общими положениями ГК РФ (например, ст. ст. 328, 405), так и специальными правилами, например правилами, содержащимися в Законе о размещении заказов.

Так, суд удовлетворил иск о взыскании задолженности по муниципальному контракту, поскольку в случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства (проектно-сметная документация была утверждена заказчиком, несмотря на неоднократные письменные обращения подрядчика о ее согласовании, значительно позже срока, установленного договором, заказчиком был нарушен срок оплаты по муниципальному контракту) сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства (ст. 328 ГК); поэтому действия подрядчика по приостановлению работ, а затем и по расторжению контракта были признаны судом соответствующими закону <1>.

--------------------------------
<1> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 марта 2010 г. по делу N А03-6205/2009 // СПС "КП".

Законом о размещении заказов ограничено действие принципа свободы договора в отношении государственных и муниципальных контрактов.

В ст. 9 названного Закона определены случаи, когда государственный или муниципальный контракт может быть изменен по соглашению сторон (см. комментарий к ст. 766 ГК). Так, в конкурсной документации, как уже отмечалось, может быть установлено право заказчика изменить объем предусмотренных контрактом работ в случае выявления при исполнении контракта потребности в дополнительных работах (ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов). Вместе с тем может здесь содержаться и запрет на изменение условий контракта (указанных в ч. ч. 11 и 12 ст. 9, ч. 12 ст. 25, ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 7 ст. 31.4, ч. 3 ст. 31.5, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37, ч. 3 ст. 38, ч. 1 ст. 40, ч. 14 ст. 41, ч. 22 ст. 41.8, ч. 11 ст. 41.9, ч. 15 ст. 41.11, ч. ч. 10 и 14 ст. 41.12, ч. 6 ст. 42, ч. ч. 6 и 8 ст. 46, ч. 8 ст. 47, ч. 10 ст. 53 и ч. ч. 5 и 6 ст. 54 Закона о размещении заказов) при его заключении и исполнении по соглашению сторон и в одностороннем порядке.

Анализ положений Закона о размещении заказов приводит к выводу, что не подлежат изменению условия государственного или муниципального контракта, определенные в соответствии с объявленными условиями торгов или запросом котировок цен на работы и предложением участника размещения заказа, признанного победителем торгов или победителем в проведении запроса котировок цен на выполнение работ (а также предложением единственного участника размещения заказа). Это, несомненно, является правильным, в противном случае терялся бы смысл проведения торгов и запроса котировок.

При этом по решению суда изменение условий государственного или муниципального контракта возможно по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, например ст. 451 ГК РФ.

Комментарии и консультации юристов по ст 767 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 767 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.