Статья 732. Предоставление заказчику информации о предлагаемой работе

1. Подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Если по характеру работы это имеет значение, подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять.

2. Если заказчику не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте заключения договора бытового подряда информацию о работе, указанную в пункте 1 настоящей статьи, он вправе потребовать от подрядчика возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора (пункт 4 статьи 445).Заказчик вправе требовать расторжения заключенного договора бытового подряда без оплаты выполненной работы, а также возмещения убытков в случаях, когда вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик.Подрядчик, не предоставивший заказчику информации о работе, указанной в пункте 1 настоящей статьи, несет ответственность и за те недостатки работы, которые возникли после ее передачи заказчику вследствие отсутствия у него такой информации.

Комментарий к статье 732 ГК РФ

1. Публичность договора бытового подряда налагает на подрядчика обязанность по своевременному предоставлению заказчику до заключения договора бытового подряда широкого спектра необходимой и достоверной информации, связанной с выполнением работ, в том числе и дополнительной информации по просьбе заказчика. Обладание подобной информацией гарантирует заказчику возможность правильного выбора работ, обеспечивает их качественное и в срок выполнение. Требования к информации, помимо коммент. ст., определены в ГК и законодательстве о защите прав потребителей.

2. Необходимой является такая информация, которая предоставляется подрядчиком в обязательном порядке. К ней, в частности, относятся: а) сведения о характере предлагаемой работы (результата): вид, особенности, цена и форма оплаты (п. 1 ст. 732); технический регламент или иное обозначение, предусмотренное в законодательстве о техническом регулировании; потребительские свойства; гарантийный срок, если он установлен; правила и условия эффективного и безопасного использования; срок службы или срок годности, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях; об обязательном подтверждении соответствия товаров требованиям безопасности; о правилах выполнения работ (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей); б) сведения о подрядчике: фирменное наименование; место нахождения (адрес) и режим работы; данные о регистрации и наименовании регистрирующего органа индивидуального предпринимателя; лицензировании и (или) государственной аккредитации (п. 1, 2 ст. 9 Закона о защите прав потребителей). Подрядчик по просьбе заказчика обязан предоставить и иную (дополнительную) информацию, относящуюся к договору и соответствующей работе.

Достоверной является информация, объективно отражающая сведения о подрядчике, работах, качестве и особенностях использования результата. Недостоверность может быть следствием как преднамеренного, так и неосторожного искажения информации.

3. Информация должна доводиться до заказчиков в наглядной и доступной форме, размещаться как по месту постоянного нахождения подрядчика, так и по месту временного выполнения им работ (на ярмарках, во временных помещениях и т.п.). Фирменное наименование организации подрядчика, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы размещаются на вывеске. Информация о работе (результате) доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к работам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов работ. Правительство РФ может устанавливать и иные способы доведения информации до потребителя.

4. Непредоставление соответствующей информации заказчику либо ее неполнота или недостоверность могут повлечь нарушение его прав и охраняемых законом интересов. Пункт 2 коммент. ст. предусматривает меры ответственности подрядчика в зависимости от стадии, на которой выявилось нарушение права на информацию: заключения договора, исполнения договора, после передачи результата работы заказчику.

Непредоставление подрядчиком информации на стадии заключения договора препятствует самому факту заключения договора. В связи с этим заказчик вправе потребовать от подрядчика возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора (п. 4 ст. 445 ГК). Отказ подрядчика от заключения публичного договора наделяет заказчика правом понуждения заключить договор (абз. 2 п. 3 ст. 426 ГК, абз. 1 п. 1 ст. 445 ГК).

На стадии исполнения договора может выясниться, что подрядчик предоставил неполную или недостоверную информацию и в результате был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик. В этом случае заказчик вправе требовать расторжения договора в одностороннем порядке без оплаты выполненной работы, а также возмещения причиненных убытков.

При выявлении недостатков работы, возникших вследствие непредоставления подрядчиком необходимой и достоверной информации после передачи работы заказчику, последний вправе предъявлять претензии к подрядчику в объеме причиненных убытков.

Другой комментарий к статье 732 Гражданского Кодекса РФ

1. В нормах ГК РФ о договоре бытового подряда установлено правило о двух стадиях предоставления заказчику информации. Первая стадия - это предоставление информации до заключения договора, т.е. сведений о той работе, которая только еще предлагается, в соответствии с комментируемой статьей. Вторая стадия регламентируется ст. 736 ГК РФ: заказчику уже при приемке результата работы передаются сведения об условиях его использования.

Комментируемая статья закрепляет одну из составляющих механизма осуществления права заказчика на информацию в отношениях по бытовому подряду - обязанность подрядчика по предоставлению заказчику информации о предлагаемой работе. Кроме того, в статье предусмотрены некоторые правовые последствия нарушения данной обязанности. Еще одна составляющая этого механизма установлена в ст. 736 ГК РФ, а в наиболее общем виде он представлен в ст. ст. 8 - 12 Закона о защите прав потребителей. Тем не менее в ст. 732 ГК РФ имеются предписания, которые детализируют отмеченный общий механизм. Так, в частности, согласно п. 1 комментируемой статьи подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет выполнять работу, если по ее характеру это имеет значение, а при расторжении договора заказчиком в соответствии с п. 2 комментируемой статьи он не обязан оплачивать выполненную работу и возмещать убытки подрядчика.

2. Заказчик в отношениях по бытовому подряду, как и любой иной потребитель, имеет право на информацию. В соответствии с этим правом он имеет возможность требовать предоставления ему надлежащей потребительской информации. В свою очередь, подрядчик должен предоставить заказчику подобную информацию. Информация считается надлежащей, а право заказчика на информацию полностью реализованным, если заказчику предоставлены сведения:

- отвечающие общим требованиям ст. 8 Закона о защите прав потребителей. Во-первых, информация должна быть необходимой (требование о полноте информации). Данное положение корреспондирует с нормой п. 4 ст. 12 Закона о защите прав потребителей, согласно которой потребитель в части познаний о товаре, работе, услуге признается (предполагается по общему правилу) непрофессионалом. Соответственно, ему следует предоставить такой объем данных, как если бы он ничего не знал о заказываемой работе и ее результате. Во-вторых, информация должна быть достоверной (требование о достоверности информации), т.е. она должна соответствовать действительности. В-третьих, информация должна быть выражена в наглядной и доступной форме (требование к форме информации). Требование к форме информации следует расценивать и с позиции внешнего выражения этой информации - устная она или письменная. Закон о защите прав потребителей не закрепляет общей обязанности по предоставлению потребительской информации только в письменной форме. Поэтому доведение информации до потребителя возможно как письменно, так и устно. Вместе с тем в интересах контрагента потребителя информацию следует доводить преимущественно в письменной форме. В-четвертых, информация должна быть доведена до потребителя до заключения договора. В-пятых, потребительская информация должна даваться на русском языке (требование к языку информации). Вместе с тем п. 2 ст. 8 Закона о защите прав потребителей допускает сообщение информации на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов России;

- по своему составу соответствующие правилам ст. ст. 9 - 11 Закона о защите прав потребителей. В соответствии с этими нормами потребителю должна быть предоставлена информация трех категорий: об исполнителе, режиме его работы и осуществляемых им работах.

3. В п. 2 комментируемой статьи сформулированы правила о правовых последствиях нарушения права заказчика на информацию о предлагаемой работе. В наиболее общем и полном виде такие правила воспроизведены в ст. 12 Закона о защите прав потребителей. В данной статье установлены гражданско-правовые последствия нарушения права на информацию. Указанные последствия подразделяются на меры ответственности и иные правовые последствия. К мерам гражданско-правовой ответственности следует отнести возмещение убытков, а к иным гражданско-правовым последствиям - право потребителя на одностороннее расторжение заключенного договора, а также некоторые иные права требования, названные в п. 2 ст. 12 Закона о защите прав потребителей. При нарушении права потребителя на информацию возможно применение и других правовых мер воздействия на правонарушителя, прямо не названных в указанной статье. Например, при наличии соответствующих оснований возможна компенсация морального вреда.

Комментарии и консультации юристов по ст 732 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 732 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.