Статья 641. Особенности аренды отдельных видов транспортных средств

Транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных настоящим параграфом, особенности аренды отдельных видов транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

Комментарий к статье 641 ГК РФ

1. Правовое регулирование договора аренды транспортного средства с экипажем имеет определенную специфику. В коммент. ст. установлено, что транспортными уставами и кодексами могут быть установлены иные, помимо предусмотренных § 3 гл. 34 ГК, особенности аренды отдельных видов транспортных средств.

Так, нормы о договоре аренды транспортного средства содержатся в ст. 60 - 65 КВВТ и ст. 198 - 224 КТМ. Остальные транспортные уставы и кодексы данных положений не содержат. В частности, вопреки ожиданиям цивилистов, молчит на этот счет УАТ от 8 ноября 2007 г. (СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5555). Спорным остается вопрос о том, имеет ли ст. 104 ВК в виду аренду транспортных средств, говоря о воздушном чартере. Однако, учитывая то, что никаких иных норм о воздушном чартере ВК не содержит, данный вопрос лишен практического смысла: договор аренды воздушного судна целиком подчинен ГК. Аналогичный вывод следует сделать в отношении встречающихся в ст. 94 и 99 УЖТ упоминаний об аренде вагонов.

2. Слова "иные" и "помимо" в коммент. ст. означают, что правила транспортных уставов и кодексов применяются наряду с правилами § 3 гл. 34 ГК, т.е. не могут содержать изменяющие ГК нормы и не имеют перед ним приоритета. В остальном коллизионные вопросы решаются в общем порядке, рассмотренном в коммент. к ст. 625 ГК.

Таким образом, например, договор небытового проката речного самоходного судна должен регулироваться в следующей последовательности:

1) нормами ГК о договоре проката (нормы о договорах проката и лизинга (отдельных видах договора аренды) применяются в приоритетном порядке как более специальные по сравнению с нормами о договоре аренды транспортного средства (договоре аренды отдельного вида имущества));

2) нормами ГК об аренде транспортных средств и нормами КВВТ об аренде судов при условии их непротиворечия соответствующим нормам ГК;

3) общими положениями ГК об аренде;

4) общими положениями ГК о договорах;

5) общими положениями ГК об обязательствах;

6) общими положениями ГК.

Каждый последующий уровень правового регулирования действует субсидиарно, т.е. лишь постольку, поскольку соответствующая норма не находится на предыдущем уровне. Понимание этого алгоритма важно, например, при решении вопросов о распределении обязанностей по проведению ремонтов или допустимости совершения распорядительных действий в отношении арендованного транспортного средства.

Другой комментарий к статье 641 Гражданского Кодекса РФ

1. Для того чтобы отразить особенности аренды отдельных видов транспортных средств, продиктованные спецификой их эксплуатации, технического обслуживания и т.п., помимо общих положений ГК РФ об аренде транспортного средства с экипажем указанные отношения регулируются также нормами транспортных уставов и кодексов.

Транспортные уставы и кодексы представляют собой источники специального (отраслевого) регулирования отношений, складывающихся на железнодорожном, автомобильном, внутреннем водном, морском и воздушном видах транспорта.

Принимая во внимание комментируемую статью и ст. 625 ГК РФ, нормативно-правовое регулирование отношений по аренде транспортных средств осуществляется на трех уровнях: 1) положения об аренде транспортных средств (§ 3 гл. 34 ГК); 2) предписания транспортных уставов и кодексов, устанавливающие особенности аренды отдельных видов транспортных средств; 3) общие положения об аренде (§ 1 гл. 34 ГК).

2. Аренда морского судна с экипажем называется договором фрахтования судна на время (тайм-чартером), по условиям которого судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст. 198 КТМ).

Среди особенностей аренды морских судов следует обратить внимание на установление существенных условий тайм-чартера (ст. 200 КТМ), возложение на фрахтователя обязанности внести плату за задержку возврата судна (ст. 204 КТМ), наделение судовладельца правом изъять судно у фрахтователя при просрочке внесения фрахта (ст. 208 КТМ), а также на особенности уплаты фрахта в случае гибели судна (ст. 209 КТМ) и др.

Необходимо учитывать, что все установленные гл. X КТМ специальные правила о тайм-чартере носят диспозитивный характер, т.е. их применение может быть исключено (изменено) соглашением сторон (ст. 199 КТМ).

3. Вопросы регулирования аренды судов внутреннего водного транспорта выделены в специальную гл. X КВВТ. Необходимо обратить внимание на то, что с 1 января 2013 г. утратил силу п. 1 ст. 60 КВВТ, в соответствии с которым положения гл. X КВВТ носили диспозитивный характер <1>. Поэтому в настоящее время стороны договора аренды не вправе изменять их своим соглашением.

--------------------------------
<1> См.: подп. 31 ст. 2, п. 3 ст. 10 Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. N 31. Ст. 4320.

В соответствии с п. 6 ст. 60 КВВТ договор аренды обязательно должен предусматривать срок передачи судна в распоряжение арендатора (т.е. это условие является существенным).

Другие правила аренды судов на внутреннем водном транспорте во многом однотипны специальным правилам КТМ об аренде морских судов: плата за задержку возврата судна, право арендодателя изъять судно у арендатора при просрочке внесения платы (п. 4 и 5 ст. 65 КВВТ) и др.

4. Воздушный кодекс РФ не отграничивает четко договор фрахтования воздушного судна на время (аренда) от договора чартера (воздушная перевозка) и не устанавливает каких-либо особенностей договора аренды воздушного судна с экипажем (ст. 104 Воздушного кодекса).

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте перевозчик может владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве. Под "иным правом" в данном случае следует понимать и право аренды по соответствующему договору. Однако, как и Воздушный кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта не содержит специальных предписаний относительно договоров аренды железнодорожного подвижного состава.

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта не содержит норм об аренде автомобилей с экипажем.

Комментарии и консультации юристов по ст 641 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 641 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.