Статья 636. Обязанность арендатора по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства

Если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов.

Комментарий к статье 636 ГК РФ

1. Коммерческая эксплуатация, как уже было сказано в коммент. к ст. 635 ГК, включена в сферу деятельности арендатора. Поэтому в коммент. ст. подчеркивается, что именно арендатор обязан нести расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов (сюда не включаются материалы, необходимые для ремонта, а также для поддержания транспортного средства в пригодном состоянии: несение расходов по ним - обязанность арендодателя) и на оплату сборов (например, таможенных пошлин, портовых сборов).

2. Данная норма коммент. ст. является диспозитивной и, соответственно, может быть изменена договором.

Другой комментарий к статье 636 Гражданского Кодекса РФ

1. При аренде транспортного средства с экипажем коммерческую эксплуатацию в целях извлечения прибыли осуществляет арендатор. По этой причине согласно комментируемой статье арендатор несет соответствующие расходы, если иное не предусмотрено договором аренды.

К расходам на коммерческую эксплуатацию транспортного средства относятся:

во-первых, расходы на оплату расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства материалов: горюче-смазочных материалов, подлежащих регулярной замене узлов, деталей и принадлежностей, и т.п. Эти расходы возлагаются на арендатора по той причине, что они напрямую зависят от его активности в пользовании арендованным транспортным средством. Вместе с тем, учитывая содержание ст. 635 ГК РФ (см. комментарий к ней), расходы на детали и материалы, необходимые для проведения текущего и капитального ремонта транспортного средства, а также его поддержания в состоянии, пригодном для его нормальной и безопасной эксплуатации, являются расходами в связи с технической эксплуатацией транспортного средства и возложены на арендодателя;

во-вторых, расходы на коммерческую эксплуатацию транспортного средства, которые несет арендатор, в них включаются также сборы, т.е. затраты, связанные с необходимостью осуществлять обязательные платежи во время эксплуатации транспортного средства: портовые, канальные и другие морские и речные сборы <1>; сборы за подачу и уборку вагонов и за маневровую работу на железнодорожном транспорте <2>; платежи за пользование платной автомобильной дорогой и автомобильной дорогой, содержащей платный участок <3>, и др.

--------------------------------
<1> См.: Приказы ФСТ РФ от 20 декабря 2007 г. N 522-т/1 "Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации" // Российская газета. N 294. 2007; Минтранса России от 4 июня 2009 г. N 90 "Об утверждении Перечня сборов, взимаемых с судов в речных портах (портовых сборов), и Перечня сборов, взимаемых за услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" // Российская газета. N 131. 2009; от 31 октября 2012 г. N 387 "Об утверждении Перечня портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации" // Российская газета. N 295. 21.12.2012.
<2> См.: ст. 58 и 120 Устава железнодорожного транспорта РФ, утв. Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170; Постановление ФЭК РФ от 19 июня 2002 г. N 35/15 "Об утверждении Правил применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3)" // БНА. 2002. N 37.
<3> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5553.

2. Аналогичные по своему смыслу нормы содержатся в транспортном законодательстве. Так, фрахтователь морского судна оплачивает расходы и сборы, связанные с его коммерческой эксплуатацией: стоимость бункера, топлива, воды, лоцманских, маячных и других сборов, стоимость погрузки, укладки, выгрузки, подстилки и др. (п. 1 ст. 204 КТМ) <1>.

--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации / Под ред. Г.Г. Иванова. М., 2000.

3. Норма комментируемой статьи носит диспозитивный характер и применяется в том случае, если стороны не предусмотрели иное в договоре аренды.

Комментарии и консультации юристов по ст 636 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 636 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.