Статья 635. Обязанности арендодателя по управлению и технической эксплуатации транспортного средства

1. Предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору.

2. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены, требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора. Члены экипажа являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.Если договором аренды не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель.

Комментарий к статье 635 ГК РФ

1. В п. 1 коммент. ст. определяется объем услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства. К ним относятся такие действия, как вождение, пилотирование, навигационные услуги связи, замена деталей, регулировка механизмов, контроль за приборами, иные регламентные работы, управление работниками и машинами в целях выполнения указаний арендатора. Конкретный перечень услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации зависит от вида и состояния транспортного средства постольку, поскольку это решает главную задачу - обеспечение нормальной и безопасной эксплуатации в соответствии с целями аренды, указанными в договоре, обычными для того или иного вида деятельности целями, выводимыми из общего правила п. 1 ст. 611 ГК (например, для перевозки молока грузовой автомобиль должен быть снабжен специальной цистерной). Члены экипажа являются работниками арендодателя и в любом случае подчиняются его распоряжениям, даваемым во исполнение данной обязанности (на это указано, например, в ст. 206 КТМ).

2. В п. 2 коммент. ст. раскрываются требования к экипажу арендуемого транспортного средства. Состав экипажа транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для сторон правилам и условиям договора, а если обязательными для сторон правилами такие требования не установлены - требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида и условиям договора. Например, водитель автобуса должен иметь соответствующую категорию водительского удостоверения, однако в договоре аренды могут быть установлены повышенные требования к уровню его профессионализма в случае перевозки детей.

Арендодатель обязан следовать указаниям арендатора, даваемым в целях коммерческой эксплуатации транспортного средства. Коммерческая эксплуатация - это деятельность, прямо или косвенно направленная на получение арендатором доходов путем использования транспортного средства и не обремененная при этом заботами об обеспечении его технической исправности. К коммерческой эксплуатации относятся, например, рассмотрение и одобрение способа размещения груза, его загрузки и выгрузки, контроль за рациональным использованием времени, выбор оптимального маршрута следования транспортного средства, времени и места выезда и стоянки, переговоры с контрагентами, портовыми, таможенными, санитарными службами. Возможность давать подобные указания арендатором является одним из отличий договора аренды транспортного средства с экипажем от договора перевозки, в рамках которого перевозчик сам осуществляет коммерческую эксплуатацию транспортного средства. Таким образом, вопросы рентабельности эксплуатации транспортного средства ложатся на арендатора, тогда как технического использования - на арендодателя.

Коммерческую эксплуатацию транспортного средства следует отличать от предпринимательской деятельности в смысле ст. 2 ГК. То, что арендатор решает вопросы коммерческой эксплуатации транспортного средства, не означает, что он должен иметь статус предпринимателя (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный) / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2005. С. 287 (автор комментария - А.А. Иванов)). Вполне возможна аренда транспортного средства в научно-исследовательских целях, регулируемая при этом правилами § 3 гл. 34 ГК.

Если указания арендатора невозможно исполнить вследствие требований безопасной эксплуатации транспортного средства, работники арендодателя вправе их не выполнять.

3. В п. 2 коммент. ст. определяется порядок несения расходов по оплате услуг членов экипажа. Расходы по оплате услуг членов экипажа (трудовые вознаграждения, налоги и иные выплаты), а также расходы на их содержание (провиант, питьевая вода, спецодежда, консульские сборы) несет арендодатель. Возложение данной обязанности на арендодателя вполне логично, если учесть, что именно он обязан предоставлять арендатору соответствующие услуги. Впрочем, эта норма является диспозитивной, т.е. иное правило может быть предусмотрено в договоре.

Другой комментарий к статье 635 Гражданского Кодекса РФ

1. В силу п. 1 комментируемой статьи услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре.

Понятием технической эксплуатации охватывается осуществление арендодателем действий по приведению транспортного средства в состояние способности выполнять свое функциональное назначение - перемещаться в пространстве для целей перевозки грузов, пассажиров, багажа и т.п. Оказание услуги по управлению транспортным средством подразумевает совершение арендодателем действий по ориентированию и направлению перемещающегося транспортного средства в пространстве - вождение, пилотирование, маневрирование и т.п., а также необходимых сопутствующих действий (например, услуги связи, навигационные услуги и т.п.). Конкретный комплекс услуг по управлению и технической эксплуатации зависит от вида транспортного средства, его технических характеристик, целей использования <1>.

--------------------------------
<1> См.: Вавилин Е.В. Услуги по управлению и техническому обслуживанию в договорах аренды транспортных средств // Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование / Под ред. Е.А. Суханова, Л.В. Санниковой. М., 2011.

Договором могут быть предусмотрены и другие услуги, оказываемые арендодателем (например, услуги по погрузке-разгрузке транспортного средства, по охране транспортного средства и т.п.).

Качество оказываемых арендодателем услуг определяется предоставлением арендатору возможности эксплуатировать транспортное средство нормально и безопасно. Первый критерий - нормальная эксплуатация - означает поддержание транспортного средства в надлежащем состоянии (см. ст. 634 ГК и комментарий к ней). Второй критерий - безопасная эксплуатация - связан с необходимостью соблюдения специальных правил эксплуатации транспортных средств для того, чтобы не допустить возможность причинения вреда перевозимым пассажирам, грузам, третьим лицам, их имуществу и т.п.

2. Услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства оказываются членами экипажа, состав и квалификация которого должны отвечать обязательным для сторон правилам. Транспортными уставами и кодексами предусмотрены специальные требования к экипажам транспортных средств.

Так, согласно ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте перевозчик - владелец подвижного железнодорожного состава должен иметь квалифицированных работников.

Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа, а командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа (п. 2 ст. 56 и п. 1 ст. 57 Воздушного кодекса). Требования, предъявляемые к авиационному персоналу гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами. Авиационный персонал подлежит обязательной аттестации (п. 2 ст. 8 Воздушного кодекса). Квалификация летного состава государственной авиации определяется в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 396 <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2312.

В состав экипажа судна, используемого во внутренних водах, входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна (п. 1 ст. 26 КВВТ). Минимальный состав экипажа самоходного транспортного судна в соответствии с требованиями эксплуатации судна определенного типа установлен Положением, утвержденным Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138 <1>. На должности, относящиеся к командному составу судна и судовой команде, могут быть назначены только лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. N 349 <2>.

--------------------------------
<1> Зарегистрировано в Минюсте России 11 декабря 2002 г. N 4029.
<2> СЗ РФ. 2005. N 23. Ст. 2279.

Каждое морское судно должно иметь на борту квалифицированный и достаточный по численности экипаж, в состав которого входят капитан, другие лица командного состава и судовая команда (п. 1 ст. 52 и п. 1 ст. 53 КТМ). В зависимости от типа и назначения, а также от района плавания судна минимальный состав экипажа судна установлен Приказом Минтранса России от 1 ноября 2002 г. N 138, а судна рыбопромыслового флота - Приказом Росрыболовства от 21 сентября 2009 г. N 836 <1>. К занятию должностей членов экипажа судна допускаются только лица, имеющие соответствующие дипломы и квалификационные свидетельства <2>. При этом в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан РФ могут входить иностранные граждане и лица без гражданства, однако только граждане РФ могут занимать должности капитана судна, старшего помощника капитана судна, старшего механика и радиоспециалиста (п. 1 ст. 56 КТМ).

--------------------------------
<1> Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 ноября 2009 г. N 15169.
<2> См.: Положение о дипломировании членов экипажей морских судов, утв. Приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62 (БНА. 2012. N 40).

На автомобильном транспорте специальные требования предусмотрены, к примеру, для водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы (п. 5.1 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 <1>), или для водителей грузовых автомобилей, перевозящих людей в кузове (п. 22.1 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 <2>).

--------------------------------
<1> Российские вести. 1996. N 15, 20.
<2> САПП. 1993. N 47. Ст. 4531.

Как правило, наличие у членов экипажа транспортного средства требуемой квалификации удостоверяется специальными документами. Поэтому для надлежащего оказания услуг необходимо, чтобы управляющие транспортным средством лица имели соответствующие разрешения, сертификаты, аттестаты и т.п.

Если обязательными для сторон договора аренды правилами не установлены квалификационные требования к членам экипажа транспортного средства, то их квалификация должна удовлетворять требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства данного вида.

Кроме того, договором могут быть предусмотрены дополнительные к обычным требованиям квалификационные критерии (например, наличие определенного минимального стажа управления транспортным средством определенного вида или наличие опыта управления транспортными средством в определенных условиях и т.п.).

3. Как следует из абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, члены экипажа являются работниками арендодателя, т.е. состоят с ним в трудовых отношениях (гл. 2 Трудового кодекса РФ <1>). Как подчеркивается в п. 2 ст. 61 КВВТ, в договоре аренды речного судна с экипажем не могут содержаться положения, противоречащие трудовым договорам (контрактам) членов экипажа и коллективному договору (соглашению).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

В связи с этим по вопросам, относящимся к управлению и технической эксплуатации транспортного средства, члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя. В части же коммерческой эксплуатации транспортного средства экипаж должен выполнять распоряжения арендатора.

Именно право арендатора отдавать экипажу обязательные распоряжения, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, отличает договор фрахтования транспортного средства на время, являющийся договором аренды, от договора фрахтования как договора перевозки (ст. 787 ГК, ст. 104 Воздушного кодекса, п. 2 ст. 115 КТМ).

В силу ст. 206 КТМ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна, но распоряжения фрахтователя, касающиеся коммерческой эксплуатации судна, обязательны для капитана судна и других членов экипажа.

На внутреннем водном транспорте члены экипажа судна также подчиняются распоряжениям арендатора в части коммерческой эксплуатации судна, причем арендатор вправе назначить на речное судно для осуществления руководства его коммерческой эксплуатацией своего представителя, распоряжения которого в части коммерческой эксплуатации судна являются для капитана судна обязательными (п. 2 и 3 ст. 62 КВВТ).

4. Правильное разграничение сфер технической и коммерческой эксплуатации транспортного средства важно с точки зрения оценки юридических последствий правонарушений, допущенных экипажем при выполнении указаний арендодателя или арендатора. К примеру, ответственность за последствия нарушения экипажем арендованного морского судна санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований при вылове и обработке рыбопродукции не была возложена на арендодателя, так как эти последствия относились к вопросам коммерческой эксплуатации суда, которую определял арендатор <1>.

--------------------------------
<1> См.: Определения ВАС РФ от 27 мая 2013 г. N ВАС-6806/13 по делу N А51-14254/2012 и от 10 июня 2013 г. N ВАС-6806/13 по делу N А51-14254/2012. Документы опубликованы не были (СПС "КП").

5. Поскольку члены экипажа состоят с арендодателем в трудовых отношениях, именно он несет расходы на их содержание и оплату их услуг.

В силу ст. 60 КТМ судовладелец обязан обеспечить членам экипажа безопасные условия труда, охрану здоровья, наличие спасательных средств, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие надлежащих помещений (кают, столовых и т.п.), застраховать заработную плату, жизнь, здоровье членов экипажа при исполнении ими трудовых обязанностей.

Несмотря на то что указанные расходы несет арендодатель, по общему правилу они учитываются в составе арендных платежей, которые арендатор уплачивает арендодателю.

Вместе с тем комментируемая норма является диспозитивной, т.е. стороны могут в договоре аренды по-иному распределить обязанности по оплате услуг и расходов по содержанию членов экипажа.

Комментарии и консультации юристов по ст 635 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 635 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.