Статья 559. Договор продажи предприятия

1. По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс (статья 132), за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам.
2. Исключительные права на средства индивидуализации предприятия, продукции, работ или услуг продавца (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания), а также принадлежащие ему на основании лицензионных договоров права использования таких средств индивидуализации переходят к покупателю, если иное не предусмотрено договором.

3. Права продавца, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Передача покупателю в составе предприятия обязательств, исполнение которых покупателем невозможно при отсутствии у него такого разрешения (лицензии), не освобождает продавца от соответствующих обязательств перед кредиторами. За неисполнение таких обязательств продавец и покупатель несут перед кредиторами солидарную ответственность.

Комментарий к статье 559 ГК РФ

1. Пункт 1 коммент. ст. содержит легальное определение договора продажи предприятия. Квалифицирующим признаком данного вида купли-продажи выступает предмет - предприятие как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 132 ГК).

Предприятие представляет собой сложную вещь особого рода. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, в том числе недвижимое и движимое имущество. При этом предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью (ст. 132 ГК).

Договор продажи предприятия является видом купли-продажи и разновидностью продажи недвижимости (см.: Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. С. 302 - 305). Это обусловливает иерархию норм ГК, подлежащих применению к рассматриваемому договору. Продажу предприятия регулирует § 8 гл. 30 ГК. Далее, в части, не противоречащей ему, применяются правила § 7 гл. 30 ГК, а при их недостаточности - общие положения § 1 гл. 30 ГК о купле-продаже (см. п. 2 ст. 549, п. 5 ст. 454 ГК).

2. Договор продажи предприятия как вещи следует отличать от договоров, связанных с приобретением прав контроля над ним (покупка акций, долей участия в уставном капитале и т.д.). Хотя обе эти конструкции опосредуют в конечном счете возможность использования предприятия для ведения коммерческой деятельности, они существенно различаются и по своей юридической форме, и с точки зрения наступающих последствий (подробнее см.: Гражданское право: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 119 - 120 (автор главы - И.В. Елисеев); Гражданское право: В 4 т. Т. 3: Обязательственное право / Под ред. Е.А. Суханова. С. 389 - 391 (автор главы - В.С. Ем)).

Предметом рассматриваемого договора является предприятие как имущественный комплекс, т.е. не случайный набор отдельных видов имущества, а определенная, находящаяся в системе совокупность имущества, которое используется по общему (единому) назначению (см.: Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве. М., 2004. С. 172). В этой связи договор продажи предприятия следует отличать от договоров купли-продажи отдельных видов имущества, входящего в состав предприятия. К таким договорам применяются соответствующие правила § 1, 3, 5, 7 гл. 30 ГК. Одновременно необходимо отметить существующую в судебно-арбитражной практике проблему отграничения совокупности договоров купли-продажи отдельных объектов от притворных сделок, прикрывающих продажу предприятия (см.: Кушнарева Е.А. Притворные сделки с предприятиями // Законодательство. 2005. N 8; Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 февраля 2004 г. N Ф03-А73/04-1/32; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 3 июня 2003 г. N Ф04/2442-631/А46-2003; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25 июля 2005 г. N А52-7378/2004/1; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21 марта 2005 г. N Ф08-505/2005; Постановление ФАС Уральского округа от 18 апреля 2006 г. N Ф09-2776/06-С3; Постановление ФАС Центрального округа от 10 сентября 2004 г. N А35-7650/03-С26).

3. Поскольку договор продажи предприятия считается заключенным с момента государственной регистрации (п. 3 ст. 560 ГК), предметом договора может выступать только существующее предприятие.

Буквальное толкование п. 1 коммент. ст. приводит к выводу, что предметом договора может быть только предприятие в целом. Однако такой вывод противоречит положениям абз. 1 п. 2 ст. 132 ГК. Следует согласиться, что продажа предприятия по частям допустима при том непременном условии, что отчуждаемая часть сама может рассматриваться в качестве предприятия, т.е. обладает признаками имущественного комплекса, способного самостоятельно обеспечивать осуществление предпринимательской деятельности (см.: Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева. С. 122 (автор главы - В.В. Ровный); Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. СПб., 2002. С. 363 - 364; Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве. С. 183 - 187).

4. С учетом специфики предмета продажа предприятия предполагает комплексное отчуждение имущества, включаемого в его состав. Вместе с тем правовой режим имущества, входящего в состав продаваемого предприятия, неоднороден.

Коммент. ст. выделяет в составе предприятия имущество, не подлежащее передаче. Это имущество при продаже предприятия подлежит исключению из его состава и оставлению у продавца. Пункт 1 коммент. ст. говорит о продаже предприятия в целом, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам. Примером подобных личных (непередаваемых) прав являются права, полученные продавцом на основании разрешения (лицензии) на занятие определенной деятельностью. Такие права по общему правилу (если иное не установлено законодательством) не подлежат передаче покупателю (п. 3 коммент. ст.).

Исключительные права на средства индивидуализации предприятия, продукции, работ или услуг продавца (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания), а также права продавца на использование чужих средств индивидуализации переходят к покупателю лишь по общему правилу, если иное не предусмотрено договором (п. 2 коммент. ст.).

5. Особенности продажи предприятий могут устанавливаться специальным законодательством. В частности, продажа государственных (муниципальных) предприятий регулируется ст. 27 Закона о приватизации, а продажа предприятия, принадлежащего должнику, при банкротстве последнего - ст. 110 Закона о банкротстве.

6. Нормы § 8 гл. 30 ГК в качестве предмета договора называют только такой имущественный комплекс, как предприятие (сравните п. 2 ст. 340, п. 1 ст. 1013 ГК). Вопрос о применении этих норм к продаже иных имущественных комплексов является в доктрине дискуссионным (см., например: Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика. С. 367 - 368; Степанов С.А. Недвижимое имущество в гражданском праве. С. 201).

7. По общему правилу сторонами договора продажи предприятия могут быть любые субъекты гражданского права с учетом их праводееспособности. При этом в качестве продавца может выступать только собственник предприятия (см. коммент. к ст. 549 ГК). Ограничения на заключение договоров или специальные требования к фигуре продавца могут устанавливаться законодательством.

Поскольку предприятие как имущественный комплекс предназначено для осуществления предпринимательской деятельности, покупателями обычно являются предприниматели.

Если предметом договора выступает предприятие, находящееся в общей совместной собственности супругов (ст. 256 ГК, ст. 34 СК), для заключения такого договора необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга продавца (абз. 1 п. 3 ст. 35 СК). Такое согласие требуется и при приобретении предприятия в совместную собственность супругов (абз. 1 п. 3 ст. 35 СК). Последствием отсутствия подобного согласия является оспоримость заключенной сделки (см. абз. 2 п. 3 ст. 35 СК).

Другой комментарий к статье 559 Гражданского Кодекса РФ

1. В соответствии со ст. 132 ГК РФ под предприятием как особым и самостоятельным объектом гражданских прав понимается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и как имущественный комплекс предприятие в целом признается недвижимостью. Наряду с тем, что предприятие является в целом объектом гражданских прав, его отдельные части также могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, возникновением, изменением и прекращением вещных прав.

Представляется сложным состав имущества предприятия как имущественного комплекса, в который входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, и куда включаются земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение), товарные знаки, знаки обслуживания и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Термин "коммерческое обозначение" внесен Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Итак, исходя из содержания ст. 132 ГК РФ предприятие характеризуется рядом особенностей: во-первых, это единый имущественный комплекс; во-вторых, предприятие используется для осуществления предпринимательской деятельности; в-третьих, предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. И наконец, обладая обособленным имуществом, предприятие является объектом в гражданских правоотношениях, в гражданском обороте.

Договор продажи предприятия признается отдельным, самостоятельным видом договора купли-продажи, и ему посвящается специальный параграф - § 8 гл. 30 ГК РФ. Однако особенность правового регулирования продажи предприятия состоит в том, что на данный договор распространяются общие положения § 7 "Продажа недвижимости" гл. 30 ГК, где п. 2 ст. 549 предусматривает, что правила, предусмотренные этим параграфом, применяются к продаже предприятий постольку, поскольку иное не предусмотрено правилами о договоре продажи предприятия. Кроме того, в ГК РФ имеются другие виды договоров, объектом которых является предприятие, - договоры аренды (ст. ст. 656 - 664), доверительного управления (ст. 1013) и др. Определенные положения о предприятии содержат специальные Законы - "О несостоятельности (банкротстве)", "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и др.

Существует определенная коллизия между п. 2 ст. 132 ГК РФ, предусматривающим куплю-продажу части предприятия, и п. 1 ст. 559 Кодекса, предусматривающим продажу предприятия в целом как имущественного комплекса. Данная коллизия может быть разрешена путем толкования п. 2 ст. 132 ГК РФ, если под частью предприятия понимать часть его имущества, не нарушая целостность предприятия как объекта гражданских прав.

Договору продажи предприятия присущи общие признаки: это договор консенсуальный, возмездный и взаимный - обе стороны, продавец и покупатель, обладают правами и на них возлагаются определенные обязанности. Вместе с тем договор продажи предприятия обладает характерными особенностями. Прежде всего это касается предмета договора, сторон договора, их прав, обязанностей и ответственности, цены договора, порядка его заключения, передачи предприятия и др. Предметом - существенным условием договора - является предприятие в целом как имущественный комплекс, состав которого предусмотрен ч. 2 п. 2 ст. 132 ГК РФ. Специфика предмета обусловила выделение договора продажи предприятия в качестве самостоятельного вида купли-продажи. Цена предприятия также является существенным условием договора продажи предприятия. Продавцом предприятия может быть гражданин-предприниматель или юридическое лицо, являющееся собственником продаваемого предприятия, а покупателем - гражданин-предприниматель, юридическое лицо, государство и муниципальные образования.

2. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий определяются в соответствии с правилами гл. 76 разд. VII ГК РФ. Предприятие как имущественный комплекс может входить в состав юридического лица, являющегося коммерческой организацией. В соответствии с п. 4 ст. 54 ГК РФ данное юридическое лицо должно иметь фирменное наименование. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения (ч. 2 п. 2 ст. 132, п. 1 ст. 1476 ГК). Кроме того, фирменное наименование может быть использовано правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке и знаке обслуживания (п. 2 ст. 1476 ГК).

Указанные исключительные права на средства индивидуализации, принадлежащие продавцу предприятия, а также принадлежащие ему на основании лицензионных договоров права использования таких средств индивидуализации при продаже предприятия переходят к покупателю, если иное не предусмотрено договором.

3. В п. 3 комментируемой статьи предусмотрены другие права продавца, среди них права, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие определенной деятельностью. Данные права не подлежат передаче покупателю предприятия. Однако в отдельных случаях, предусмотренных законом или иными правовыми актами, такие права могут быть переданы покупателю. Передача продавцом покупателю в составе предприятия ряда обязательств, которые покупатель не имеет возможности исполнить при отсутствии у него соответствующего разрешения (лицензии), не освобождает продавца от обязательств перед кредиторами. Причем за неисполнение обязательств ввиду отсутствия у покупателя разрешения (лицензии) для их исполнения продавец и покупатель несут перед кредиторами солидарную ответственность.

Комментарии и консультации юристов по ст 559 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 559 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.