Статья 535. Договор контрактации

1. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки или продажи.

2. К отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами настоящего параграфа, применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 524), а в соответствующих случаях о поставке товаров для государственных нужд (статьи 525 - 534).

Комментарий к статье 535 ГК РФ

1. Пункт 1 коммент. ст. содержит легальное определение договора контрактации, который опосредует отношения по заготовке сельскохозяйственной продукции для целей ее последующей переработки или продажи. Специфика сельскохозяйственного производства состоит в сильной зависимости от погодных условий и других случайных факторов, влияющих на результат, что делает производителя сельскохозяйственной продукции экономически более слабой стороной договора (подробнее см.: Гражданское право: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 83 - 84 (автор параграфа - И.В. Елисеев)). В этой связи возникает необходимость в специальном регулировании, которое позволило бы путем повышения уровня правовой защиты сельскохозяйственного производителя-продавца устранить экономическое неравенство в его отношениях с покупателем.

2. Сторонами договора контрактации являются продавец (производитель) и покупатель (заготовитель).

В качестве производителя могут выступать лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность: коммерческие организации, а также граждане-предприниматели, включая глав крестьянских или фермерских хозяйств (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. С. 124 (автор комментария - И.В. Елисеев); Кузнецова Л.В. Договор контрактации: история и современность // Вестник ФАС Западно-Сибирского округа. 2005. N 6 (СПС ГР)). При этом производство сельскохозяйственной продукции должно выступать для такого лица одним из основных видов деятельности (см.: ст. 1 Закона о сельскохозяйственной кооперации; п. 1 ст. 177 Закона о банкротстве; п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" // СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 27; ст. 2 Федерального закона от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" // СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2787). Мнение о возможности участия в качестве производителя и физического лица (см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. С. 127 (автор главы - В.В. Витрянский); Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М., 2004 // СПС "КП") небесспорно, поскольку вступает в противоречие с п. 2 коммент. ст.

В качестве заготовителя (покупателя) может выступать лишь лицо, приобретающее сельскохозяйственную продукцию в предпринимательских целях для последующей переработки или продажи. Приобретение сельскохозяйственной продукции для иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, не может квалифицироваться как контрактация (см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. С. 128 - 129 (автор главы - В.В. Витрянский)).

3. Предметом договора контрактации может быть продукция сельскохозяйственного производства (растениеводства, животноводства, звероводства), произведенная (выращенная) непосредственно производителем (подробнее см.: Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева. С. 87 - 88 (автор главы - В.В. Ровный); Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. С. 286 - 288).

При этом предметом контрактации может быть лишь "будущая" сельскохозяйственная продукция, т.е. продукция, которая в момент заключения договора еще не существует. Иное мнение (см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 2: Договоры о передаче имущества. С. 128 (автор главы - В.В. Витрянский)) спорно, поскольку делает необоснованным льготный правовой режим, предоставляемый правилами § 5 гл. 30 ГК продавцу.

4. Продукты переработки сельскохозяйственной продукции могут выступать в качестве предмета договора при наличии следующих условий. Во-первых, такая переработка должна осуществляться непосредственным производителем из выращенной (произведенной) им продукции. Во-вторых, переработка сельскохозяйственной продукции должна быть осуществлена путем механического, термического, естественно-химического (скисание, брожение) и иного воздействия на сырые продукты, не имеющего характера сложной технологической обработки промышленным способом. В-третьих, сырьем для такой переработки исключительно или в основном должна являться перерабатываемая сельскохозяйственная продукция (подробнее см.: Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М., 2004 // СПС "КП").

5. Условие о предмете является существенным условием договора контрактации. Оно считается согласованным при указании наименования сельскохозяйственной продукции, ее количественных характеристик, а также ассортимента (см. п. 3 ст. 455, ст. 537 ГК и коммент. к ним). С учетом применения к договору контрактации правил о поставке (п. 2 коммент. ст.) характер существенного имеет также условие о сроке (см. коммент. к ст. 506 ГК; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 января 1999 г. N Ф04/99-490/А03-98).

6. Договор контрактации является видом договора купли-продажи и разновидностью договора поставки (см.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Под ред. О.Н. Садикова. С. 110 (автор комментария - Н.И. Клейн); Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. С. 285). Это обусловливает иерархию норм ГК, подлежащих применению к договору контрактации: § 5 гл. 30 - § 3 гл. 30 - § 1 гл. 30 (см. п. 5 ст. 454 ГК, п. 2 коммент. ст.). При регулировании контрактации для государственных (муниципальных) нужд сначала применяются правила § 5 гл. 30 ГК, затем нормы о поставке товаров для государственных (муниципальных) нужд (§ 4 гл. 30 ГК и специальное законодательство), а при их отсутствии - соответствующие нормы о договоре поставки (§ 3 гл. 30) и общие положения о купле-продаже (§ 1 гл. 30) (см. п. 5 ст. 454, п. 2 ст. 525 ГК, п. 2 коммент. ст.).

Другой комментарий к статье 535 Гражданского Кодекса РФ

1. Контрактовать - заключать контракт на получение, использование кого- и (или) чего-нибудь (контрактовать урожай, контрактовать работников) <1>. Таким образом, в широком смысле под контрактацией понимают заключение контракта, договора, а также систему контрактов, заключаемых в какой-либо области. Исторически сложилось так, что термин "контрактация" применяется к договорам по закупке сельскохозяйственной продукции в сфере растениеводства и животноводства. Под сельскохозяйственной продукцией в данном случае следует понимать продукцию, либо совсем не переработанную, либо прошедшую первичную обработку исключительно для целей краткосрочного хранения перед продажей.

--------------------------------
<1> См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. 7-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1968. С. 285.

2. Участниками данных отношений являются субъекты предпринимательской деятельности - коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Непосредственные производители сельскохозяйственной продукции - это в основном производственные сельскохозяйственные кооперативы, хозяйственные общества, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, крестьянские (фермерские) хозяйства. Производителями сельхозпродукции можно было бы также назвать физических лиц - садоводов и огородников, однако в связи с тем, что садоводство и огородничество как массовое в свое время движение, охватывавшее большое количество граждан, утрачивает популярность, а на садовых участках выращиваются небольшие объемы продукции, сложно представить в качестве участников отношений контрактации (лиц, производящих и реализующих в значительных объемах сельскохозяйственную продукцию) этих субъектов.

Заготовитель сельскохозяйственной продукции является профессиональным участником соответствующих отношений. Анализ текста статей ГК РФ о контрактации позволяет сделать вывод о наличии у заготовителя сельскохозяйственной продукции более жестких обязанностей по договору, чем у ее производителя. Как отмечает В.В. Витрянский, "в отношениях по контрактации продавец, в качестве которого выступает производитель сельскохозяйственной продукции, является слабой стороной, а покупатель (заготовитель), напротив, представляет собой организацию, которая занимается профессиональной деятельностью по закупкам сельскохозяйственной продукции в целях дальнейшей ее переработки и реализации и которая в состоянии диктовать свою волю производителю" <1>. К сожалению, не очень жизнеспособной в условиях рынка оказалась потребительская кооперация, заготовительные подразделения которой всегда занимались закупками сельскохозяйственной продукции. Таким образом, лицами, осуществляющими закупки сельскохозяйственной продукции, становятся либо профессиональные производители пищевой продукции, либо посредники-перепродавцы.

--------------------------------

КП: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского "Договорное право. Договоры о передаче имущества" (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).

<1> Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. М.: Статут, 2001. С. 126.

3. Несмотря на то что договор контрактации выделен в отдельный договор, по своей правовой природе он очень похож на договор поставки, и не случайно в п. 2 комментируемой статьи указывается на то, что к отношениям по договору контрактации, не урегулированным правилами настоящего параграфа, применяются правила о договоре поставки (ст. ст. 506 - 524 ГК). Таким образом, по своей общеправовой характеристике договор контрактации является договором консенсуальным, возмездным, взаимообязывающим.

Указание в п. 2 данной статьи на то, что к отношениям по договору контрактации могут применяться правила, содержащиеся, как известно, в Законе о поставках для государственных нужд, свидетельствует о том, что государство в лице создаваемых им унитарных предприятий и учреждений также может быть участником отношений по контрактации. Помимо положений ГК РФ о поставке товаров для государственных нужд могут применяться нормы специального законодательства, в частности Федеральных законов от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Кроме того, можно назвать и некоторые подзаконные акты в этой сфере, такие как Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 927 "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве", от 3 августа 2001 г. N 580 "Об утверждении Правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".

Комментарии и консультации юристов по ст 535 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 535 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.