Статья 531. Исполнение государственного или муниципального контракта

1. В случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 настоящего Кодекса.

2. В случаях, когда поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется получателем, указанным в отгрузочной разнарядке, оплата товаров производится государственным или муниципальным заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

Комментарий к статье 531 ГК РФ

1. Коммент. ст. определяет процедуру исполнения государственного (муниципального) контракта, содержание которого не устанавливает возможности заключения в последующем на его основании договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Пункт 1 коммент. ст. в регулировании отношений сторон по исполнению такого контракта отсылает к правилам § 3 гл. 30 ГК о поставке - ст. 506 - 522.

2. По общему правилу поставщик обязан передать товар непосредственно государственному (муниципальному) заказчику. Вместе с тем государственный (муниципальный) заказчик может предоставить поставщику отгрузочные разнарядки, потребовав передачи товаров указанным в них третьим лицам - получателям. Порядок и сроки выдачи отгрузочных разнарядок регулируются ст. 509 ГК.

Указанный в отгрузочной разнарядке получатель не становится ни стороной по договору, ни выгодоприобретателем. В рамках обязательства передать товар он выступает как третье лицо, управомоченное принять исполнение, а его статус определяется общими правилами о переадресовке исполнения (см. ст. 312 ГК). Получатель не наделяется правом требовать исполнения, его роль сводится лишь к фактическому принятию исполнения.

3. Обязательство поставщика передать товар регулируется общими положениями о поставке (§ 3 гл. 30 ГК). В случае просрочки исполнения заказчик вправе потребовать уплату неустойки, размер которой определяется государственным (муниципальным) контрактом в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (п. 11 ст. 9 Закона о размещении заказов).

Особые штрафные санкции за просрочку поставки, нарушение требований к качеству, комплектности, ассортименту, таре (упаковке) установлены п. 2, 5, 6 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" (с изм. и доп.).

4. Государственный (муниципальный) заказчик обязан оплатить товар. Эта обязанность лежит на заказчике и в случае, когда поставка товара осуществляется указанному в отгрузочной разнарядке получателю. Вместе с тем государственным (муниципальным) контрактом может предусматриваться и иной вариант оплаты - самим получателем (п. 2 коммент. ст.). Использование данной модели не влечет признание получателя обязанным (а следовательно, ответственным) перед поставщиком лицом. Не являясь стороной государственного (муниципального) контракта, получатель в подобной ситуации выступает лишь в качестве третьего лица, привлекаемого к исполнению (см. п. 3 ст. 308, п. 1 ст. 313 ГК). Ответственность перед поставщиком за все действия получателя несет государственный (муниципальный) заказчик (ст. 403 ГК).

В случае просрочки оплаты поставщик вправе потребовать от государственного (муниципального) заказчика уплаты законной неустойки в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (п. 9 ст. 9 Закона о размещении заказов).

Другой комментарий к статье 531 Гражданского Кодекса РФ

1. Исполнение государственного или муниципального контракта поставки товаров включает в себя исполнение обязанностей сторонами контракта, которые носят частноправовой характер, в связи с чем исполнение государственного или муниципального контракта поставки товаров подчиняется правилам ст. ст. 506 - 522 ГК РФ о поставке товаров. Это не ограничивает применение к государственному или муниципальному контракту также общих норм о договоре купли-продажи и об исполнении обязательств. В то же время для государственного или муниципального заказчика исполнение контракта представляет собой реализацию функций публично-правового характера, например, с перечислением бюджетных средств в качестве оплаты поставщику. В связи с этим на правовое регулирование исполнения государственного или муниципального контракта в определенной степени оказывают влияние и нормы публичного права, прежде всего административного, финансового.

Кроме того, необходимо учитывать при исполнении контракта специфику данных договорных отношений, в частности то, что:

- контракт может быть заключен в интересах как самого государственного или муниципального заказчика, так и другого лица, указанного заказчиком, на которых возлагается обязанность по приемке поставляемого товара;

- обязанность по оплате в любом случае независимо от того, кто является получателем, возлагается на государственного или муниципального заказчика. Иное может быть предусмотрено в государственном или муниципальном контракте.

2. Особенности исполнения государственного или муниципального контракта, а также ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотрены специальными федеральными законами.

Так, ст. 5 Федерального закона от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" предусматривает, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных государственным контрактом, эта сторона возмещает другой стороне причиненные в результате этого убытки, а также несет иную ответственность, установленную законодательством РФ и государственным контрактом.

Продукция, не соответствующая требованиям к ее качеству, а также некомплектная продукция считаются непоставленными.

Отдельными нормативными правовыми актами предусматриваются меры экономического стимулирования поставщиков, выполняющих государственные заказы. Так, ст. 9 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ) в целях экономического стимулирования головного исполнителя (исполнителя) оборонного заказа предусматривает выделение ассигнований за счет федерального бюджета на строительство и реконструкцию организаций, оснащение их современным оборудованием, освоение новой техники, технологий и материалов; гарантирование при выполнении оборонного заказа фиксированного уровня рентабельности по видам оборонной продукции (работ, услуг), обеспечивающего создание устойчивой финансовой базы для производственного, научно-технического и социального развития организаций - головных исполнителей (исполнителей) посредством использования механизма формирования цены продукции (работ, услуг) и др.

В качестве санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта может быть применено лишение права на экономическое стимулирование.

Особые требования к исполнению государственного контракта на поставку сельскохозяйственной продукции предусмотрены Федеральным законом от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", согласно ст. 6 которого Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации гарантируют товаропроизводителям (поставщикам) продукции растениеводства, поставляющим ее для государственных нужд, авансовую оплату в размере не менее 50% от стоимости объема поставок, определенных государственным контрактом, в том числе 25% после заключения государственного контракта и 25% после завершения сева, а по продукции животноводства - выплату дотаций из соответствующего бюджета, обеспечивающих рентабельность ее производства. Расчеты юридических лиц, являющихся потребителями (покупателями) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, с товаропроизводителями (поставщиками), находящимися на территории Российской Федерации, производятся посредством инкассовой формы расчетов, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственными контрактами. Также определяется и срок платы за сельскохозяйственную продукцию и сырье, поставленные перерабатывающим и другим предприятиям и организациям, а также за продовольствие, поставленное торговым и другим предприятиям и организациям. При инкассовой форме расчетов этот срок составляет 10 дней, а по скоропортящимся товарам - до пяти дней после поступления расчетных документов в банк плательщика.

Статья 8 Федерального закона от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ устанавливает особенности ответственности как поставщика, так и государственного заказчика. Применение мер ответственности к нарушителю, а именно уплата неустойки и возмещение убытков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, не освобождает виновную сторону от исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено государственным контрактом.

Учитывая специфику сельскохозяйственной продукции, стороны освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств по государственному контракту в случае непредвиденных обстоятельств, возникших после его заключения в результате событий чрезвычайного характера (засуха, наводнение, градобитие и другие форс-мажорные обстоятельства), которые стороны не могли предвидеть и предотвратить. Это касается прежде всего поставщика сельскохозяйственной продукции.

Кроме того, вышеназванным Законом установлена неустойка за несвоевременную оплату закупленной и поставленной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, а также за несвоевременное авансирование продукции растениеводства потребителями (покупателями) в размере 2% от суммы несвоевременно оплаченной продукции за каждый день просрочки платежа, а при просрочке оплаты более 30 дней - в размере 3%. Взыскание пени производится в безакцептном порядке банками потребителя (покупателя) продукции с взиманием в свою пользу до 5% от суммы взысканной пени.

3. Государственный или муниципальный заказчик наряду с обязанностями по приемке продукции и ее оплате несет ответственность за своевременное доведение государственного или муниципального заказа до головного исполнителя (исполнителя), за целевое использование выделяемых ему за счет государственного или муниципального бюджета средств для авансирования и оплаты продукции. На эти обязанности обращается внимание в ст. 10 Федерального закона от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ.

4. Споры, возникающие между государственным заказчиком и поставщиком при выполнении государственных контрактов на поставку продукции для государственных или муниципальных нужд, рассматриваются в установленном законодательством порядке арбитражным судом.

Комментарии и консультации юристов по ст 531 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 531 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.