Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

3. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Комментарий к статье 286 ГК РФ

1. ЗК не определяет органы, имеющие право принимать решения об изъятии земельных участков у собственников при нарушении ими земельного законодательства, равно как и порядок принудительного изъятия такого земельного участка, отсылая в последнем случае к гражданскому законодательству. ЗК (ст. 54) устанавливает порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся их собственниками (см. коммент. к ст. 287). Представляется, что с учетом правил, установленных комментируемой статьей, этот порядок может быть использован при прекращении права собственности на земельный участок при нарушении земельного законодательства.

2. Существенное отличие порядка прекращения права собственности на земельный участок при нарушении земельного законодательства, который был установлен ЗК РСФСР и законодательством ряда субъектов РФ, от порядка, предусмотренного комментируемой статьей, заключается в том, что прекращение права собственности (изъятие) земельного участка производится не безвозмездно, а путем его принудительной продажи с торгов, в то время как ранее земельный участок изымался безвозмездно на основании решения органа, предоставившего данный участок.

Однако применительно к некоторым видам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (в основном используемых для товарного сельскохозяйственного производства гражданами, ведущими крестьянское хозяйство, и сельскохозяйственными коммерческими организациями) принцип возмездности изъятия данных земельных участков в случае их ненадлежащего использования определен недостаточно четко. Так, в соответствии с п. 3 ст. 6 Закона об обороте земель указанный земельный участок может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего его использования. Заявление в суд о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляется органом государственной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления при его ненадлежащем использовании, повлекшем за собой причинение вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Таким образом, здесь прямо не предусматривается продажа земельного участка с торгов. В данном случае может быть применен принцип верховенства специального закона над общим, исходя из того, что специальный закон посвящен специальному объекту - землям сельскохозяйственного назначения. Однако, учитывая необходимость равной защиты права собственности на землю, думается, что и в этом случае следует применять возмездное принудительное изъятие земельных участков.

3. При применении п. 2 комментируемой статьи могут возникнуть некоторые сложности, связанные с организацией и проведением торгов, поскольку правила ст. ст. 448 и 449 ГК не могут быть полностью применимы к этому случаю. Основные вопросы, которые при этом возникают, по нашему мнению, следующие.

Первый. Если предположить, что земельный участок будет продан по наиболее высокой цене, сложившейся в результате проведения торгов, то в этом случае лишение собственника его земельного участка может оказаться не санкцией, а поощрением, если, например, лицо и не собиралось использовать земельный участок, а держало его для продажи с учетом возможного роста цен на землю. В равной мере это относится и к лицам, которые совершили порчу земель, привели их в состояние, непригодное для использования, а за эти действия в результате проведения торгов они получают определенную компенсацию. При этом можно также предположить, что даже загрязненные земли в определенных регионах при изменении целевого назначения (например, сельскохозяйственные угодья, продаваемые для коттеджного строительства) могут быть проданы по достаточно высокой цене.

Второй вопрос - о последствиях несостоявшихся торгов. Такая ситуация весьма реальна в землеобеспеченных регионах.

Поэтому для реализации норм ст. ст. 284 - 286 ГК необходимо законодательное закрепление порядка проведения публичных торгов при принудительной продаже земельных участков за земельные правонарушения.

3. Если собственник земельного участка не согласен с решением соответствующего органа об изъятии (продаже с торгов) земельного участка, указанный орган обращается в суд. В этом случае до решения суда продажа земельного участка с торгов не допускается. Только решение суда является основанием для проведения публичных торгов.

Другой комментарий к статье 286 Гражданского Кодекса РФ

1. Основанием для принудительного изъятия земельного участка может являться ненадлежащее использование данного участка - неиспользование в течение установленного федеральным законом срока в соответствии с целевым назначением (см. комментарий к ст. 284 ГК) или грубое нарушение правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством (см. комментарий к ст. 285 ГК).

Комментируемая статья определяет особенности такого изъятия, предусматривая следующие основные этапы:

1) заблаговременное предупреждение собственника земельного участка о допущенных нарушениях;

2) принятие уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения об изъятии земельного участка;

3) продажа соответствующего земельного участка с публичных торгов.

При этом, если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, земельный участок может быть сразу продан с публичных торгов.

Если же собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может реализовать свои полномочия только путем предъявления соответствующего требования о продаже участка в суд.

2. Согласно комментируемой статье орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии у собственников земельных участков в связи с ненадлежащим их использованием, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Вместе с тем до настоящего времени земельным законодательством данные вопросы в полной мере не регламентированы.

Земельный кодекс РФ в ст. 54 определяет соответствующий орган и устанавливает порядок уведомления о допущенных нарушениях лишь для землевладельцев и землепользователей, т.е. для лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

В частности, согласно указанной статье принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ и предоставившего земельный участок.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок на основании материалов, поступивших от исполнительного органа государственной власти, вынесшего предупреждение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Полагаем, что применение норм ст. 54 ЗК РФ к случаям изъятия земельных участков у соответствующих собственников практически невозможно.

При этом следует учитывать, что ЗК РФ в ст. 44 непосредственно указывает, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Таким образом, до внесения соответствующих корректировок в Гражданский или Земельный кодекс РФ попытка применения ст. 54 ЗК РФ к случаям изъятия земельных участков у собственников по предусмотренным ст. ст. 284 и 285 ГК РФ основаниям будет представлять собой лишение прав собственности, не основанное на установленном законом порядке.

3. В Федеральном законе "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" предприняты не совсем удачные попытки урегулирования отношений, связанных с принудительным изъятием у собственников земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в случае их ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением.

В частности, п. 3 ст. 6 названного Федерального закона фактически воспроизведены уже имеющиеся в Гражданском кодексе РФ нормы о том, что земельный участок, в данном случае из земель сельскохозяйственного назначения, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет. При этом определено, что заявление о принудительном изъятии у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения направляется в суд органом государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Федерации, органом местного самоуправления.

Вместе с тем с учетом требований комментируемой статьи одновременно не определен орган, который уполномочен на принятие решения об изъятии, а также не установлен порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях.

4. Комментируемая статья, предусматривая особенности изъятия земельных участков при их ненадлежащем использовании, одновременно оставляет неурегулированным вопрос о том, должно ли быть такое изъятие возмездным или безвозмездным.

В то же время следует учитывать, что, поскольку в соответствии с комментируемой статьей изъятие земельного участка осуществляется путем его продажи с публичных торгов, соответственно денежные средства, получаемые от такой продажи, поступают в распоряжение продавца, т.е. собственника земельного участка, в отношении которого было принято решение об изъятии.

Использование иного подхода при разрешении данного вопроса требует непосредственного указания в федеральном законе на то, что полученные от продажи земельного участка средства взыскиваются в доход Российской Федерации или иного публичного образования.

Санкция в данном случае заключается не в изъятии у недобросовестного собственника земельного участка стоимости имущества (земельного участка), а в лишении его самой возможности использовать земельный участок в натуре, обеспечить приобретение данного участка иным лицом, возможно, более заинтересованным в надлежащем использовании земельного участка.

При этом в ряде положений гражданское законодательство непосредственно предусматривает возмещение собственнику стоимости изымаемого у него имущества в случаях ненадлежащего его использования.

Так, в Гражданском кодексе РФ имеется подобная норма о прекращении права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение (ст. 293), которая предусматривает продажу с публичных торгов такого жилого помещения по решению суда с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов по исполнению судебного решения. Аналогичная норма установлена в ст. 240 ГК РФ, в соответствии с которой при продаже с публичных торгов бесхозяйственно содержимых культурных ценностей собственнику таких ценностей передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.

Комментарии и консультации юристов по ст 286 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 286 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.