Статья 240. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей

В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

При выкупе культурных ценностей собственнику возмещается их стоимость в размере, установленном соглашением сторон, а в случае спора - судом. При продаже с публичных торгов собственнику передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов, а также стоимости восстановительных работ в отношении объекта культурного наследия, или стоимости мероприятий, необходимых для сохранения объекта археологического наследия, указанных в статье 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".

(Часть в редакции, введенной в действие с 22 января 2015 года Федеральным законом от 22 октября 2014 года N 315-ФЗ.

Комментарий к статье 240 ГК РФ

1. ГК указывает, что объект отношений, регулируемых комментируемой статьей, является культурной ценностью. В нем, однако, не устанавливается, на основании каких критериев вещь может быть признана культурной ценностью. На таких же позициях стоят и многие иные законы, начиная с Конституции (п. 2 ст. 44). Сходным образом не раскрывает содержание этого понятия Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (п. 9 ст. 45). Противоположной позиции придерживается Федеральный закон "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", где имеется специальная статья, определяющая соответствующие объекты (ч. 4 ст. 4). В какой-то степени на этих же позициях находится и Положение о Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27.02.2003 N 127 <1>, противопоставляющее культурные ценности изделиям, которые имеют историческую, научную или художественную ценность (ч. 2 п. 32 "д"). Свои собственные критерии культурной ценности используются Законом РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (ст. ст. 6, 7) <2> и Постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 N 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей" (в ред. от 03.10.2002) <3>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 866.
<2> Ведомости РФ. 1993. N 20. Ст. 718.
<3> СЗ РФ. 2001. N 19. Ст. 1938; 2002. N 41. Ст. 3983.

Впрочем, молчание комментируемой статьи по этому вопросу не создает трудностей при ее применении. В ней указывается, что объект соответствующих отношений должен быть отнесен к особо ценным и охраняемым государством. При этом специально указано, что такое отнесение должно быть произведено в соответствии с законом. Таким законом является Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (в ред. от 22.08.2004) <1>. Музейный фонд РФ состоит не только из государственной, но и из негосударственной части. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в этот Фонд, объявлены этим Законом неотъемлемой частью культурного наследия народов Российской Федерации. Они, следовательно, признаны особо ценными и поставлены под охрану государства. Включение названных предметов и коллекций в состав негосударственной части Фонда производится на основании заявления собственника предмета (ст. 20) после проведения соответствующей экспертизы (ст. 8).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2591; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607.

2. Правила комментируемой статьи подлежат применению, во-первых, если собственник названных культурных ценностей бесхозяйственно содержит их и, во-вторых, если такое содержание грозит тем, что эти ценности утратят свое значение. Критерии в этой области определены Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 N 179 <1>, которое установило, что музейные предметы и коллекции, включенные в состав Фонда, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Минкультуры России (п. 13).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1998. N 8. Ст. 949.

3. ГК установил, что правовым последствием ненадлежащего поведения собственника культурных ценностей является решение суда об их изъятии у собственника. В то же время Федеральный закон "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" дает Минкультуры России право поставить перед собственником вопрос об изменении места хранения предметов (ст. 24). Представляется правильным, чтобы это право было использовано ранее предъявления иска.

4. ГК дает суду право вынести решение о продаже культурной ценности с публичных торгов либо о ее выкупе государством.

При публичных торгах приобретателем может быть любое лицо, включая государство, а также самого прежнего собственника. Статья сформулирована таким образом, что не исключается проведение публичных торгов и за пределами России, где вырученная сумма может быть значительно больше. Однако в таком случае вывоз объекта должен быть произведен с соблюдением требований Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

К сожалению, не все возникающие в данной области вопросы решены комментируемой статей. Не определено, кто имеет право предъявлять иск в суд. Еще менее ясно соотношение между решением суда и выкупом вещи государством. Выкуп означает договор между государством и собственником. На это прямо указывает ч. 2 комментируемой статьи, когда она определяет, что размер возмещения устанавливается соглашением сторон. При этом вопрос, в какой момент должно состояться решение суда, определен противоречиво. Из ч. 2 комментируемой статьи можно сделать вывод, что решение суда должно быть вынесено, когда стороны не в состоянии достигнуть соглашения, необходимого, чтобы заключить договор. Однако из этой нормы можно сделать вывод, что сам выкуп должен иметь место по решению суда. При таком понимании сначала суд должен вынести решение, а затем собственник и государство должны приступить к заключению договора.

Другой комментарий к статье 240 Гражданского Кодекса РФ

1. Настоящая статья нормативно обеспечивает положение ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, и направлена на сохранность культурных ценностей независимо от их принадлежности.

Понятие "культурные ценности" определено в ст. 4 Федерального закона "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации", согласно которой культурные ценности - это имущественные ценности религиозного или светского характера, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение: произведения искусства, книги, рукописи, инкунабулы, архивные материалы, составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников, а также памятников монументального искусства и другие категории предметов, определенные в ст. 7 Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" <1>.

--------------------------------
<1> Российская газета. 15.03.1993. N 92.

Закон о вывозе и ввозе культурных ценностей под таковыми понимает движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами РФ;

культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;

культурные ценности, обнаруженные на территории РФ;

культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов; культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

К культурным ценностям, подпадающим под действие вышеназванного Закона, относятся:

исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; художественные ценности, в том числе:

картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты;

почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

2. Отнесение культурных ценностей к особо ценным и охраняемым государством определяется в соответствии с законом, в частности: с Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-I, утвержденными Верховным Советом РФ, Федеральными законами от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <1>, от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" <2>, Законом РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры" <3>, Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.
<2> Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4169.
<3> Свод законов РСФСР. Т. 3. С. 498.

3. В соответствии со ст. 54 Закона об объектах культурного наследия народов РФ в случае, если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, обращаются:

в отношении объектов культурного наследия федерального значения - федеральный орган охраны объектов культурного наследия;

в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия;

в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - орган местного самоуправления муниципального образования.

В случае принятия судом решения об изъятии объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка, в пределах которого располагается объект археологического наследия, у собственника, содержащего данный объект либо данный земельный участок ненадлежащим образом, по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, либо органа исполнительной власти субъекта Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, либо органа местного самоуправления соответствующий орган по управлению государственным или муниципальным имуществом выкупает данный объект либо данный земельный участок или организует их продажу с публичных торгов. На основании ч. 2 комментируемой статьи собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта за вычетом расходов на проведение торгов.

Комментарии и консультации юристов по ст 240 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 240 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.