Статья 1545. Обязанность практического применения единой технологии

1. Лицо, которому в соответствии со статьей 1544 настоящего Кодекса принадлежит право на технологию, обязано осуществлять ее практическое применение (внедрение).Такую же обязанность несет любое лицо, которому передается или к которому переходит это право в соответствии с правилами настоящего Кодекса.

2. Содержание обязанности внедрения технологии, сроки, другие условия и порядок исполнения этой обязанности, последствия ее неисполнения и условия прекращения определяются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 1545 ГК РФ

1. В комментируемой статье предусмотрена еще одна обязанность исполнителя создания единой технологии (или субъекта права на технологию) - обязанность практического применения единой технологии, т.е. внедрения единой технологии.

Термин "внедрение" не раскрыт в ГК РФ, равно как и других законодательных актах Российской Федерации.

В СССР термин "внедрение" применялся в связи с планированием использования изобретений и рационализаторских предложений в народном хозяйстве. Внедрение изобретений в зависимости от их значимости предусматривалось в перспективных и годовых планах различного уровня (Госплан СССР, советы министров союзных республик, министерства, предприятия, учреждения).

Инновационное развитие, ориентированное на создание новых технологий, является одним из главных условий экономического могущества промышленно развитых государств, которые стремятся его сохранить и усилить различными способами, в том числе финансированием и прямой регламентацией практической реализации достижений науки и техники.

Давно отмечено, что крупный бизнес обычно не применяет новые технологии до тех пор, пока механизм конкуренции не вынудит его обратиться к достижениям научно-технического прогресса. Поэтому и в условиях рыночной экономики реализация современных направлений научно-технического прогресса (в прорывных отраслях экономики) возможна лишь при вмешательстве государства.

В самом общем виде понятие "внедрение" можно определить как доведение результата интеллектуальной деятельности до рыночной продукции, т.е. его товарную материализацию.

Для внедрения большинства результатов интеллектуальной деятельности, составляющих единую технологию, требуется проведение определенных подготовительных работ, включающих разработку технологической документации, изготовление и испытание опытных образцов, организацию производства и т.п.

В абзаце втором п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что обязанность практического применение единой технологии несет любое лицо, которому передается или к которому переходит это право в соответствии с правилами, установленными ГК РФ.

Таким образом, следует заключить, что право на технологию обременено обязанностью практического применения единой технологии.

Передача или переход права на технологию может осуществляться любыми предусмотренными ГК РФ способами, в том числе путем заключения гражданско-правовых договоров, в случае универсального правопреемства (например, при реорганизации юридического лица - исполнителя создания единой технологии), путем распоряжения правом на технологию, принадлежащим России (п. 5 ст. 1546 ГК РФ).

2. В пункте 2 комментируемой статьи сформулирована отсылочная норма о том, что содержание обязанности внедрения технологии, сроки, другие условия и порядок исполнения этой обязанности, последствия ее неисполнения и условия прекращения определяются Правительством РФ.

Представляется более корректным, если бы законодатель определил на законодательном уровне основные рамочные элементы обязанности практического применения единой технологии, особенно это касается условий наступления ответственности за неисполнение этой обязанности.

Другой комментарий к статье 1545 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья устанавливает обязанность лица, которому принадлежит право на единую технологию, осуществлять ее практическое применение (внедрение). Термин "внедрение" используется здесь как синоним термина "практическое применение". Ранее в законодательстве СССР внедрение рассматривалось как более широкое по своему содержанию понятие и включало в себя производство и сбыт продукции, а также процесс подготовки к этой деятельности. Внедрение рассматривалось как обязанность государства <1>. В частности, согласно ст. 47 Конституции СССР 1977 г. "государство. организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни". В п. 2 ст. 10 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <2> под технико-внедренческой деятельностью понимается создание, производство и реализация научно-технической продукции, в том числе создание и реализация РИД, оказание услуг по внедрению и обслуживанию такой продукции.

--------------------------------
<1> См., например: Соловьева Г.М. К вопросу о содержании обязанности практического применения (внедрения) единой технологии, созданной в ходе выполнения НИОКР за счет или с привлечением средств бюджета // Законодательство и экономика. 2008. N 10.
<2> Собрание законодательства РФ. 2005. N 30. Ст. 3127.

Нормы комментируемой статьи направлены на реализацию положений Основных направлений реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, одобренных распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р, в том числе в части обязанности государственных заказчиков "эффективно осуществлять в пределах своей компетенции распоряжение закрепленными за государством правами на результаты научно-технической деятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции с привлечением при необходимости организаций-разработчиков".

2. Обязанность внедрения технологии носит публично-правовой характер, является императивной и не может быть изменена на основе договора. Таким образом, лицо, организовавшее создание единой технологии, приобретает (за исключением случаев, предусмотренных ст. 1546 ГК) обязанность внедрения технологии. Между тем, как справедливо отмечает Л.А. Трахтенгерц <1>, процесс освоения новых технологий требует серьезных инвестиций в создание новых производств, которые нередко значительно (многократно) превосходят собственно затраты на исследования и разработки. Целесообразность внедрения технологий определяется экономическим спросом, что ограничивает эффективность применения чисто административных мер в этих целях. При этом в большинстве случаев попытки внедрения технологий не только не приносят прибыли, но и не окупают сделанных вложений (являются венчурными инвестициями). Таким образом, данная обязанность существенно снижает или исключает мотивацию к приобретению единой технологии и препятствует реализации всего механизма передачи прав на единые технологии, предусмотренного гл. 77 ГК РФ.

--------------------------------
<1> Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) / Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 787.

3. Содержание обязанности внедрения технологии, сроки, другие условия и порядок исполнения этой обязанности, последствия ее неисполнения и условия прекращения должны быть определены распоряжением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 1607-р.

Предусмотренные абз. 2 п. 1 комментируемой статьи обязанности приобретателя технологии по ее внедрению определены Законом о передаче прав на единые технологии. В соответствии с п. 6 ст. 10 указанного Закона обязанность по практическому применению единой технологии считается исполненной, если правообладатель выполнит план реализации единой технологии либо в разумный срок передаст право на эту технологию третьим лицам с включением плана реализации единой технологии в качестве существенного условия в соответствующий договор.

В случае невыполнения плана реализации единой технологии лицом, приобретшим право на единую технологию, договор об отчуждении права на единую технологию или лицензионный договор расторгается в судебном порядке по иску лица, осуществляющего от имени Российской Федерации или субъекта Федерации распоряжение правом на единую технологию, и право на единую технологию переходит к Российской Федерации или ее субъекту.

4. В соответствии с п. 8 ст. 10 Закона о передаче прав на единые технологии Постановлением Правительства РФ от 31 октября 2009 г. N 880 "Об утверждении примерных форм договоров о передаче прав на единые технологии и примерной формы договора о выполнении дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица" <1> утверждены примерные формы договоров о передаче прав на единые технологии и примерные формы договора о выполнении дополнительных работ по доведению единой технологии до стадии практического применения с учетом потребностей заинтересованного лица.

--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2009. N 45. Ст. 5353.

Комментарии и консультации юристов по ст 1545 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1545 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.