Статья 1539. Исключительное право на коммерческое обозначение

1. Правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети "Интернет", если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

2. Не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

3. Лицо, нарушившее правила пункта 2 настоящей статьи, обязано по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки.

4. Исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу (в том числе по договору, в порядке универсального правопреемства и по иным основаниям, установленным законом) только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.Если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.

5. Правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия (статья 656) или договором коммерческой концессии (статья 1027).

Комментарий к статье 1539 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена характеристике исключительного права на коммерческое обозначение в России.

Следует отметить, что в зарубежной практике чрезвычайно редки случаи правовой охраны коммерческого обозначения в режиме исключительного права.

2. В пункте 1 данной статьи раскрыто содержание исключительного права на коммерческое обозначение в его позитивной функции: правообладателю принадлежит исключительное право использования коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом.

Далее следует примерный перечень способов такого использования: путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.

Из вышеизложенного следует, что коммерческое обозначение - это прежде всего словесное обозначение, и в этом виде оно может совпадать с фирменным наименованием. Между тем такой способ использования коммерческого обозначения, как вывеска, предполагает наличие в коммерческом обозначении изобразительных элементов.

Условия предоставления исключительного права коммерческому обозначению следующие:

- обозначение должно обладать достаточными различительными признаками;

- его использование является известным в пределах определенной территории.

Требование достаточности различительных признаков (или различительная способность) означает, что коммерческое обозначение выполняет свою функцию отличия одного предприятия от предприятия другого лица.

Хотя в законе это и не установлено, следует полагать, что различительная способность коммерческого обозначения должна оцениваться в отношении аналогичных или сходных видов деятельности предприятий, коммерческие обозначения которых сравниваются.

Требование известности коммерческого обозначения в пределах определенной территории в принципе предопределяет характер исключительного права на указанное средство индивидуализации. Исключительное право на коммерческое обозначение имеет локальный характер, его действие всегда ограничено определенной территориальной привязкой (округ, район, улица и т.д.).

3. В пункте 2 комментируемой статьи сформулировано исключительное право на коммерческое обозначение в его негативной функции: не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Вполне очевидно, что не допускается несанкционированное (неразрешенное) использование чужого коммерческого обозначения, поскольку, согласно п. 5 комментируемой статьи, правообладатель вправе предоставлять другим лицам право использования соответствующего коммерческого обозначения.

Следует полагать, что запрет касается также использования коммерческого обозначения, тождественного средствам индивидуализации другого лица, а не только сходного с ними до степени смешения.

Использование в комментируемой норме оборота "в частности" означает, что при квалификации нарушения старших прав ("соответствующее исключительное право возникло ранее") должно приниматься во внимание такое средство индивидуализации, как наименование места происхождения товаров.

Одним из критериев установления факта нарушения чужих исключительных прав на средства индивидуализации является способность коммерческого обозначения вводить в заблуждение заинтересованных лиц и потребителей относительно принадлежности предприятия определенному лицу.

Следует полагать, что запрет касается также использования, в частности, товарного знака, фирменного наименования, нарушающих старшее исключительное право (т.е. возникшее ранее) на коммерческое обозначение.

4. В пункте 3 комментируемой статьи определены правовые последствия нарушения исключительного права на коммерческое обозначение: правонарушитель обязан по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки. Указанные неблагоприятные последствия аналогичны тем, которые предусмотрены п. 4 ст. 1474 ГК РФ в отношении нарушителей исключительного права на фирменное наименование.

Следует отметить, что законодатель не счел нужным вводить в отношении нарушителей исключительного права на коммерческое обозначение такой альтернативной санкции, как выплата компенсации вместо возмещения убытков, как это предусмотрено в п. 4 ст. 1515 ГК РФ в отношении нарушителей исключительного права на товарный знак и в п. 2 ст. 1537 ГК РФ в отношении нарушителей исключительного права на использование наименования места происхождения товара.

5. Пунктом 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность перехода исключительного права на коммерческое обозначение, но только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.

По смыслу комментируемой нормы переход исключительного права на коммерческое обозначение может происходить по договору продажи предприятия, т.е. совместно с предприятием, в порядке универсального правопреемства, т.е. при наследовании или реорганизации юридического лица, собственника предприятия, и по иным основаниям, указанным законом, например при обращении взыскания на имущество правообладателя.

Следует отметить неразрывную связь коммерческого обозначения с предприятием, на котором оно используется. Этот вывод подтверждается абзацем вторым п. 4 комментируемой статьи, согласно которому в случае, если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.

Следует также отметить, что, в отличие от коммерческого обозначения, распоряжение исключительным правом на фирменное наименование, в том числе путем его отчуждения или предоставления права использования, не допускается (см. комментарий к п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Напротив, в государствах с развитым правопорядком разрешена передача права на фирменные наименования, но только совместно с предприятием. При этом следует учитывать тот факт, что в этих государствах фирменное наименование призвано индивидуализировать предприятие, а не юридическое лицо.

6. В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрена возможность распоряжения исключительным правом на коммерческое обозначение путем предоставления правообладателем права на его использование другому лицу.

Причем такая возможность допускается в двух формах: в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии.

Сказанное лишний раз подтверждает неразрывную связь коммерческого обозначения с предприятием, для индивидуализации которого оно предназначено, поскольку комментируемая норма не предусматривает предоставление лицензии на использование коммерческого обозначения независимо от предприятия.

Другой комментарий к статье 1539 Гражданского Кодекса РФ

1. Исключительное право на коммерческое обозначение, равно как и на иные средства индивидуализации, состоит в возможности использования его правообладателем в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом (исключительное право на коммерческое обозначение), в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети Интернет. Использование коммерческого обозначения в сети Интернет, а также в средствах массовой информации может выходить за пределы территориальной сферы действия права на коммерческое обозначение (см. п. 2 настоящего комментария), что способно породить столкновение различных коммерческих обозначений между собой.

Отсутствие необходимости регистрации коммерческого обозначения может создать трудности с момента возникновения права на него. Размещение вывески с указанием соответствующего обозначения нельзя признать достаточным для возникновения права на коммерческое обозначение. Необходимо, чтобы употребление коммерческого обозначения правообладателем для индивидуализации своего предприятия было хорошо известным в пределах определенной территории. В этом проявляется связь правообладателя с потребителями: только известное обозначение может претендовать на признание его коммерческим обозначением и соответственно только на такое обозначение возникает исключительное право.

2. Известность обозначения в пределах территории приводит также к выводу о территориальной ограниченности действия права на коммерческое обозначение. Особенно это касается организаций малого и среднего бизнеса. Известность химчистки с определенным коммерческим обозначением в городе, находящемся в европейской части России, не может создавать препятствия для использования и соответственно признания исключительного права на такое же коммерческое обозначение химчистки в городе, находящемся на Дальнем Востоке.

В отношении приведенного примера есть только одно ограничение, имеющее общий характер: использование коммерческого обозначения не должно вводить в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее (п. 2 комментируемой статьи). Поэтому исключительное право на коммерческое обозначение имеет также ограничение в сфере деятельности.

На это указывает и п. 6 ст. 1252 ГК РФ, положения которого развиваются в п. 2 и 3 комментируемой статьи. Во-первых, правообладатель вправе требовать полного или частичного запрета на использование коммерческого обозначения. При этом под частичным запретом на использование коммерческого обозначения понимается запрет на его использование в пределах определенной территории и (или) в определенных видах деятельности (абз. 4 п. 6 ст. 1252 ГК). Во-вторых, правообладатель вправе требовать возмещения причиненных ему убытков (подп. 3 п. 1 ст. 1252, п. 3 ст. 1539 ГК). В-третьих, при наличии признаков недобросовестной конкуренции защита права на коммерческое обозначение возможна в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 7 ст. 1252 ГК).

Использование другим лицом коммерческого обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с коммерческим обозначением, право на которое возникло ранее, в отношении предприятия, функционирующего в другой сфере деятельности, не является нарушением права на коммерческое обозначение. Так, использование коммерческого обозначения в отношении промышленного предприятия, тождественного коммерческому обозначению предприятия общественного питания, по общему правилу не нарушает ранее возникшее право на коммерческое обозначение. Здесь отношения регулируются на основе тех же принципов, которые регулируют отношения по использованию других средств индивидуализации (например, регистрация товарного знака по классам товаров).

Аналогично решается вопрос о соотношении права на коммерческое обозначение с правами на другие средства индивидуализации.

3. Распоряжение исключительным правом на коммерческое обозначение возможно только одновременно с распоряжением предприятием, которое это обозначение индивидуализирует (см. п. 4 комментируемой статьи).

В отношении коммерческого обозначения невозможно заключение договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора как таковых.

Только переход прав на предприятие, в том числе путем заключения договора о продаже предприятия или универсального правопреемства в результате реорганизации, может служить основанием для передачи исключительного права на коммерческое обозначение.

При использовании коммерческого обозначения в отношении нескольких предприятий, при передаче прав на часть таких предприятий должен решаться вопрос о судьбе права на коммерческое обозначение. Правообладатель может либо оставить это право за собой, для того чтобы продолжить его использование в отношении оставшихся у него предприятий, либо передать новому владельцу предприятий, права на которые передаются. Однако в последнем случае правообладатель лишается права использования коммерческого обозначения для индивидуализации своих (оставшихся) предприятий (см. абз. 2 п. 4 комментируемой статьи).

Принадлежавшее индивидуальному предпринимателю исключительное право на коммерческое обозначение в качестве средства индивидуализации, принадлежащего правообладателю предприятия (п. 1 и 4 комментируемой статьи), переходит по наследству, но только в случаях, если наследником является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (п. 85 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании").

4. Предоставление права использования коммерческого обозначения также возможно в составе предприятия и при его аренде (см. п. 5 комментируемой статьи).

Единственным допустимым случаем одновременного использования одного коммерческого обозначения разными лицами для индивидуализации разных предприятий, функционирующих в одной сфере деятельности, является заключение договора коммерческой концессии (см. п. 5 комментируемой статьи). Поскольку при заключении договора коммерческой концессии пользователь как бы включает свое предприятие в систему предприятий правообладателя (как говорят, "под его зонтик"), то использование коммерческого обозначения в этом случае вполне допустимо.

Комментарии и консультации юристов по ст 1539 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1539 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.