Статья 1525. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара

1. Экспертиза обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара (экспертиза заявленного обозначения), на соответствие такого обозначения требованиям статьи 1516 настоящего Кодекса проводится по заявке, принятой к рассмотрению в результате формальной экспертизы.В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения проверяется также обоснованность указания места происхождения (производства) товара на территории Российской Федерации.По принятой к рассмотрению заявке на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара проводится экспертиза заявленного обозначения на его соответствие требованиям абзаца третьего пункта 5 статьи 1522 настоящего Кодекса. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.В случае поступления обращения в соответствии с пунктом 9 статьи 1522 настоящего Кодекса содержащиеся в нем доводы учитываются при экспертизе заявленного обозначения. (Абзац дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)
2. До принятия решения по результатам экспертизы заявленного обозначения в случае предполагаемого отказа в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование заявителю направляется уведомление в письменной форме о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям статьи 1516 настоящего Кодекса с предложением представить свои доводы относительно приведенных в уведомлении мотивов. Доводы заявителя учитываются при принятии решения по результатам экспертизы заявленного обозначения, если они представлены в течение шести месяцев со дня направления заявителю указанного уведомления.

Комментарий к статье 1525 ГК РФ

1. В абзаце 1 п. 1 комментируемой статьи устанавливается, что после того как заявка на НМПТ прошла формальную экспертизу и была принята к рассмотрению, Роспатент проверяет, соответствует ли заявленное наименование требованиям, указанным в ст. 1516 ГК РФ.

Следует полагать, что при этом проверяется:

1) является ли оно наименованием географического объекта или производным от него наименованием;

2) стало ли оно известным в результате его использования как место производства определенного товара;

3) обладает ли этот товар особыми свойствами, которые определяются местом его изготовления и (или) людскими факторами;

4) производит ли заявитель указанный товар;

5) не вошло ли это обозначение во всеобщее употребление как видовое название товара.

Очевидно, что для проверки этих вопросов Роспатент должен иметь специалистов (экспертов).

2. В абзаце 2 п. 1 указывается на то, что Роспатент также проверяет "обоснованность места происхождения (производства) товара на территории Российской Федерации".

Можно полагать, что эта норма относится к тем случаям, когда указанный товар включает иностранные добавки, компоненты, ингредиенты, детали (например, "Оренбургский пуховый платок", выполненный из шерсти латиноамериканской ламы).

В остальных случаях для экспертизы этого положения достаточно воспользоваться географической картой, на которой обозначены государственные границы Российской Федерации.

3. В соответствии с абз. 3 п. 1 комментируемой статьи, если заявка относится к НМПТ, которое уже было ранее зарегистрировано на имя другого лица, то "проводится экспертиза" (т.е. "проверяется"), производит ли заявитель в границах данного географического объекта товар, обладающий особыми свойствами, указанными в Государственном реестре НМПТ.

Эту норму можно толковать по-разному.

Возможно, что экспертиза сравнивает текст заявки с текстом приложенного к заявке заключения компетентного органа.

Возможна, однако, и иная трактовка этой нормы: экспертиза перепроверяет факты, изложенные в заявке и в приложенном к ней заявлении компетентного органа. Следует считать, что более обоснованным является первое предположение.

4. В пункте 2 комментируемой статьи предусматривается, что до принятия по заявке отрицательного решения заявителю должно быть направлено уведомление, содержащее, очевидно, проект отрицательного решения.

Вообще норма, содержащаяся в п. 2, построена совершенно аналогично норме, предусмотренной в п. 3 ст. 1499 ГК РФ в отношении заявки на товарный знак. В связи с этим комментарий к п. 3 ст. 1499 ГК РФ полностью применим в качестве комментария к п. 2 данной статьи. Отличие состоит лишь в том, что если по заявке на товарный знак указанное уведомление "может быть направлено" заявителю, то по заявке на НМПТ указанное уведомление "направляется" заявителю, что означает, что оно "должно быть направлено".

Другой комментарий к статье 1525 Гражданского Кодекса РФ

1. Задачей экспертизы обозначения, заявленного в качестве наименования места происхождения товара, является проверка соответствия обозначения требованиям, установленным ст. 1516 ГК РФ, а также обоснованности указания места происхождения (производства) товара на территории РФ.

2. В ходе проведения экспертизы заявленного обозначения осуществляется проверка:

- соответствия материалов заявки требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению заявки и прилагаемых к ней документов, за исключением материалов заявки, проверка которых осуществляется в ходе формальной экспертизы;

- соответствия заявленного обозначения условиям признания его наименованием места происхождения товара, установленным п. 2 ст. 1516 ГК РФ;

- обоснованности указания места происхождения (производства) товара на территории РФ в соответствии с абз. 2 п. 1 комментируемой статьи;

- наличия и содержания заключения уполномоченного Правительством РФ органа либо заключения компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ, о том, что в границах указанного географического объекта заявитель производит товар, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами;

- соответствия описания основных особых свойств товара, для обозначения которого испрашивается предоставление исключительного права на использование ранее зарегистрированного наименования места происхождения товара, данным, содержащимся в Государственном реестре наименований.

2.1. При определении соответствия заявленного обозначения требованиям к наименованию места происхождения товара, установленным ст. 1516 ГК РФ, проверяется следующее:

во-первых, представляет собой или содержит ли заявленное обозначение современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта. Обозначение, регистрируемое в качестве наименования места происхождения товара, может дополнительно содержать указание на видовое (родовое) обозначение товара, фантазийное обозначение, цифру или число, которые не имеют самостоятельной правовой охраны;

во-вторых, наличие сведений, подтверждающих нахождение географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара, именно в границах, указанных в заявке;

в-третьих, существование наименования географического объекта на дату подачи заявки именно в качестве обозначения, используемого для индивидуализации товара, обладающего особыми свойствами, обусловленными природными условиями и (или) людскими факторами, характерными для данного географического объекта. Практика правоприменения исходит из того, что, в случае если наименование географического объекта применялось ранее для индивидуализации товара, но ко времени подачи заявки утратило свою первоначальную способность быть указанием на место действительного происхождения товара и особых свойств товара, это наименование считается обозначением, вошедшим в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства;

в-четвертых, наличие указания товара, в отношении которого испрашиваются государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или только предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара, с указанием места происхождения (производства) товара (границ географического объекта);

в-пятых, наличие описания особых свойств товара и их соответствие заключению компетентного органа.

2.2. При проверке содержания заключения уполномоченного Правительством РФ органа либо заключения компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ, устанавливается наличие сведений, подтверждающих следующее:

во-первых, производство заявителем товара, указанного в заявке, в границах указанного географического объекта, наименование которого заявляется в качестве наименования места происхождения товара;

во-вторых, производство заявителем в границах указанного географического объекта товара, обладающего особыми свойствами, указанными в Государственном реестре наименований;

в-третьих, наличие у производимого заявителем товара особых свойств, определяемых исключительно или главным образом характерными для указанного в заявке географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, и установление такой зависимости;

в-четвертых, известность обозначения в связи с данным товаром в результате длительности его использования.

3. Уведомление о результатах проверки соответствия заявленного обозначения требованиям законодательства не направляется в случае, когда по результатам экспертизы не выявлено оснований для отказа в государственной регистрации наименования места происхождения товара.

4. Запрос дополнительных материалов в соответствии с п. 3 ст. 1523 ГК РФ направляется заявителю только в том случае, если без таких материалов невозможно проведение экспертизы заявленного обозначения. Основанием для запроса может являться, в частности, необходимость уточнения следующих обстоятельств:

- заявленного обозначения;

- представления документов, предусмотренных Административным регламентом по НМПТ;

- товара, для обозначения которого испрашивается государственная регистрация наименования места происхождения товара и предоставление исключительного права на такое наименование или предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

- места происхождения (производства) товара (границ географического объекта), для обозначения которого испрашивается государственная регистрация и предоставление исключительного права на использование наименования места происхождения товара или предоставление исключительного права на использование ранее зарегистрированного наименования места происхождения товара;

- описания особых свойств товара, указанного в заявке;

- сведений, содержащихся в заключении уполномоченного Правительством РФ органа или компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ, в частности сведений, подтверждающих фактическое осуществление заявителем производственной деятельности в границах указанного географического объекта, наличие в товаре особых свойств, их зависимость от природных условий и (или) людских факторов, характерных для указанного в заявке географического объекта;

- подтверждения известности обозначения в связи с указанным товаром.

Вопросы иного характера, а также замечания и предложения, возникающие при рассмотрении заявки, могут быть также включены в запрос, направляемый на указанных выше основаниях. В том случае, когда вышеперечисленных оснований для направления запроса нет, о возникших замечаниях, предложениях и т.п. заявитель уведомляется в письме.

В случае возникновения в ходе проведения экспертизы обоснованных сомнений в отношении достоверности любого представленного заявителем документа или сведений, содержащихся в материалах заявки, Роспатент вправе запросить у заявителя дополнительные материалы. В запросе в обоснование сомнений указываются соответствующие положения ГК РФ, Административного регламента по НМПТ и других нормативных правовых актов. При непредставлении заявителем дополнительных материалов в течение трех месяцев с даты направления ему соответствующего запроса принимается решение о признании заявки отозванной. Решение о признании заявки отозванной направляется заявителю в 10-дневный срок со дня принятия решения.

5. Административным регламентом по НМПТ допускается рассмотрение заявки на наименование места происхождения товара с участием заявителя. Рассмотрение вопросов, связанных с заявкой, с участием непосредственно заявителя или его представителя проводится, как правило, при возникновении необходимости в получении в ходе проведения экспертизы дополнительных разъяснений относительно заявленного обозначения, товара, для которого предназначено обозначение, особых свойств товара, их зависимости от природных условий и (или) людских факторов для данного географического объекта и в целях уяснения позиций экспертов заявленного обозначения и заявителя по вопросу соответствия заявленного обозначения условиям регистрации его в качестве наименования места происхождения товара и возможности предоставления исключительного права на указанное наименование. Такое рассмотрение проводится по предложению Роспатента или по просьбе заявителя. В запросе федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть изложены вопросы, связанные с заявкой, и предложение о встрече с заявителем. Вопросы заявителя, связанные с заявкой, и просьба о проведении встречи излагаются в письме заявителя. В случае запроса ответ на него представляется заявителем в установленный срок независимо от того, намерен ли заявитель принять участие в рассмотрении заявки. Дата и время рассмотрения заявки предварительно согласовываются. В случае изменения обстоятельств сторона, не имеющая возможности участвовать в рассмотрении заявки в назначенное время, немедленно извещает об этом другую сторону. Просьба заявителя может быть отклонена, если ведомство сочтет совместное рассмотрение заявки преждевременным или нецелесообразным. Если заявитель считает совместное рассмотрение заявки преждевременным или нецелесообразным, он может представить свое мнение об этом. При прибытии заявителя или его представителя с целью участия в рассмотрении заявки без предварительного согласования в удовлетворении его просьбы о рассмотрении заявки с его участием может быть отказано.

Рассмотрение заявки с участием заявителя осуществляется путем переговоров или на экспертном совещании. Переговоры проводятся в случае, если вопросы могут быть разрешены непосредственно лицом, уполномоченным осуществлять функции экспертизы заявленного обозначения, и заявителем, экспертное совещание - если для разрешения вопросов требуется участие со стороны экспертизы заявленного обозначения ряда специалистов. По результатам переговоров или экспертного совещания составляется протокол по установленной форме в двух экземплярах, содержащий сведения об участниках, доводы и предложения, приводимые сторонами, и выводы о дальнейшем делопроизводстве. В протоколе могут быть приведены исправленный перечень товаров и услуг, заявление об отзыве заявки, изложены вопросы экспертизы, требующие письменных разъяснений, и т.п. Протокол подписывается всеми участниками рассмотрения. Один экземпляр протокола приобщается к материалам заявки, другой передается заявителю. При отсутствии согласия по обсуждаемым вопросам в протоколе могут быть зафиксированы особые мнения участников рассмотрения. Экземпляр протокола, передаваемый заявителю, содержащий соответствующие выводы, может заменить уведомление о прекращении производства (в случае отзыва заявки) или запрос экспертизы, что оформляется соответствующей записью в нем. Протокол может заменить ответ заявителя на запрос по экспертизе (если при этом не нарушаются установленные сроки для представления ответа). В этом случае в протокол вносится соответствующая запись.

6. При поступлении дополнительных материалов, поданных заявителем по запросу федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, проверяется соблюдение заявителем установленных сроков их представления. При поступлении дополнительных материалов, представленных заявителем по собственной инициативе или по запросу федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности и принятых к рассмотрению, проверяется, не изменяют ли они заявку по существу. Дополнительные материалы признаются изменяющими заявку по существу, если они содержат, в частности, указания на основные свойства товара, которыми этот товар не обладает, исходя в соответствующих случаях из заключения уполномоченного Правительством РФ органа либо из заключения компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ; на иной (иные) товар(ы), если заявленное обозначение содержит название самого товара, для которого предназначено наименование места происхождения товара.

В случае признания дополнительных материалов изменяющими заявку по существу заявителю до принятия решений о государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) о предоставлении исключительного права на такое наименование; о предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара или об отказе в государственной регистрации наименования места происхождения товара и (или) в предоставлении исключительного права на такое наименование; об отказе в предоставлении исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара сообщается (в очередном направляемом ему документе экспертизы) о том, какие из включенных в дополнительные материалы сведений послужили основанием для такого вывода экспертизы. Иные сведения учитываются при проведении экспертизы.

7. В соответствии с п. 3 ст. 1523 ГК РФ срок представления заявителем запрашиваемых материалов может быть продлен по ходатайству заявителя. Вместе с ходатайством представляется документ, подтверждающий уплату пошлины за продление срока в установленном размере. Ходатайство о продлении срока представления запрашиваемых материалов направляется заявителем в Роспатент до истечения двух месяцев со дня получения заявителем запроса. Ходатайство о продлении срока рассматривается в течение месяца со дня его поступления. При рассмотрении поступившего ходатайства проводится проверка соответствия ходатайства установленным требованиям. Если ходатайство подано с соблюдением установленных требований, заявитель уведомляется о продлении срока представления запрашиваемых материалов на срок, указанный в ходатайстве и исчисляемый со дня истечения установленного срока представления запрашиваемых материалов, но не более чем на шесть месяцев. Если в ходатайстве такой срок не указан, срок представления запрашиваемых материалов продлевается на один месяц, в том числе и в случае, если ходатайство подавалось неоднократно.

Продления срока ответа на запрос экспертизы на срок свыше шести месяцев со дня истечения установленного срока представления дополнительных материалов по запросу экспертизы не допускается. Если ходатайство оформлено с нарушением установленных требований, или документ, подтверждающий уплату пошлины за продление срока в установленном размере, к ходатайству не приложен, или сумма уплаченной пошлины не соответствует установленному размеру, продление срока представления запрашиваемых материалов не производится, о чем заявитель уведомляется.

Комментарии и консультации юристов по ст 1525 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1525 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.