Статья 1519. Исключительное право на наименование места происхождения товара

1. Правообладателю принадлежит исключительное право использования наименования места происхождения товара в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на наименование места происхождения товара), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.
2. Использованием наименования места происхождения товара считается, в частности, размещение этого наименования: (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

1) на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
2) на бланках, счетах, иной документации и в печатных изданиях, связанных с введением товаров в гражданский оборот;
3) в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
4) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

3. Не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими словами, как "род", "тип", "имитация" и тому подобными, а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара (незаконное использование наименования места происхождения товара).Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными.

4. Распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования, не допускается.

Комментарий к статье 1519 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи по своему содержанию аналогичен первой фразе п. 1 ст. 1484 ГК РФ, относящейся к исключительному праву на товарный знак. См. комментарий к п. 1 ст. 1484 ГК РФ.

См. также ст. 1229 ГК РФ и п. 4 комментария к ст. 1229 ГК РФ.

2. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрено несколько наиболее характерных способов использования, которые составляют содержание исключительного права на НМПТ. Всего здесь указано четыре таких способа. Все они - дословно - совпадают с аналогичными способами использования товарного знака, указанными в п. 2 ст. 1484 ГК РФ. Комментарий, данный к этой статье, полностью применим к НМПТ, с заменой терминов.

Следует, однако, учитывать, что владелец исключительного права на НМПТ может использовать НМПТ только для товаров, обладающих указанными специфическими признаками и произведенными в границах соответствующего географического объекта.

3. Исключительное право на НМПТ, как оно изложено в п. 1 и п. 2 комментируемой статьи, может реализовываться владельцем исключительного права на НМПТ, а если таких владельцев более одного - то любым и каждым из них.

4. Исключительное право владельца НМПТ распространяется только на использование НМПТ на товарах, обладающих указанными особыми свойствами и производимыми в границах указанного географического объекта (либо в связи с такими товарами).

Исключительное право на НМПТ распространяется также на наименования, сходные с НМПТ до степени смешения (см. также абз. 2 п. 3 комментируемой статьи и п. 1 ст. 1537 ГК РФ).

Очевидно, что исключительное право на НМПТ распространяется не только на указанные товары, но и на однородные товары.

О сходстве до степени смешения см. п. 16 комментария к ст. 1483 ГК РФ.

Об однородных товарах см. п. 11 комментария к ст. 1484 ГК РФ.

5. Изложенное в п. 1 и 2 комментируемой статьи составляет положительную, позитивную часть исключительного права владельца НМПТ.

Запретительной, негативной части этого права посвящен п. 3 данной статьи, который, к сожалению, изложен не очень четко.

6. В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрены действия, которые "не допускаются", т.е. те действия, которые владелец исключительного права на НМПТ может запретить. Всем этим действиям дано общее название: "незаконное использование НМПТ".

Указано несколько категорий таких действий.

7. Во-первых, незаконными являются любые действия по использованию НМПТ, осуществляемые лицами, не имеющими соответствующего свидетельства, т.е. не имеющими своего исключительного права на НМПТ.

Следует отметить, что из этой нормы вытекает, что действия лиц, имеющих свое собственное свидетельство на НМПТ, т.е. действующих в "своем праве", не считаются незаконными.

В комментируемой статье законодатель особо подчеркивает, что если лицо, не имеющее своего свидетельства на НМПТ, использует НМПТ, то незаконным использованием НМПТ являются любые действия этого лица, в том числе и использование НМПТ для товаров, обладающих указанными особыми свойствами и производимых в указанном географическом объекте, даже если при этом используются такие слова, как "род", "тип", "имитация" и т.п. (например, вода типа "Нарзан").

8. Во-вторых, указано в абз. 1 п. 3 комментируемой статьи, незаконным использованием НМПТ является использование НМПТ любым лицом, если оно относится к товарам, не отвечающим установленным требованиям, т.е. не имеющим указанных особых свойств и (или) не производимым в границах указанного географического объекта.

Следует отметить, что этот второй случай незаконного использования НМПТ относится и к тем лицам, которые имеют свидетельства на НМПТ. Незаконность действий этих лиц в данном случае состоит в том, что они действуют за пределами предоставленного им исключительного права.

9. В абзаце 1 п. 3 комментируемой статьи предусматривается, что использование не НМПТ, а сходного обозначения для любых товаров, если оно способно ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара, также считается незаконным использованием НМПТ. Таким образом, использование сходных с НМПТ обозначений, тем более применяемых для товаров, не являющихся однородными с указанными товарами, запрещается только в том случае, если оно вводит потребителя в заблуждение, а не абсолютно.

О сходстве до степени смешения см. п. 16 комментария к ст. 1483 ГК РФ.

10. Если товары, законно маркированные НМПТ, были введены в гражданский оборот, то дальнейшее их использование не должно считаться незаконным использованием НМПТ. Иными словами, к праву на НМПТ должны по аналогии применяться нормы ст. 1487 ГК РФ. См. также комментарий к этой статье.

11. Абзац 2 п. 3 комментируемой статьи называет материальные объекты, незаконно маркированные НМПТ или обозначением, сходным с ним до степени смешения, "контрафактными".

О правовом значении этого определения см. ст. 1537 ГК РФ.

12. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает, что владелец исключительного права на НМПТ не может распоряжаться им, в частности не может ни отчуждать его другому лицу, ни предоставлять это право другому лицу по лицензии.

Аналогичная норма имеется в отношении фирменного наименования (п. 2 ст. 1474 ГК РФ).

Запрет распоряжения исключительным правом на НМПТ, конечно, существенно ограничивает само исключительное право, но не меняет его сути и не противоречит самой идее исключительного права, хотя такое мнение высказано в литературе.

Другой комментарий к статье 1519 Гражданского Кодекса РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит ссылку на ст. 1229 ГК РФ, в связи с чем представляется необходимым обратить внимание на содержание п. 2 указанной статьи, который устанавливает возможность принадлежности исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (кроме исключительного права на фирменное наименование) одному или нескольким лицам совместно. Возможность сообладания исключительным правом на наименование места происхождения товара подтверждается и содержанием абз. 2 п. 1 ст. 1518 ГК РФ. Резонно предположить, что часть четвертая ГК РФ, вводя общее положение о возможности совместного обладания исключительным правом на средство индивидуализации, не только предоставила правообладателям серьезные преимущества по сравнению с традиционным индивидуальным владением правом на средство индивидуализации, но и учла интересы потребителей. Однако комплексное исследование норм гл. 69 и 76 Кодекса приводит к выводу, что сообладание исключительным правом на наименование места происхождения товара наряду с имеющейся возможностью признания исключительного права на такое наименование места происхождения товара за неограниченным по существу числом субъектов может вызвать, с одной стороны, проблемы, а с другой - затруднения при их практическом решении.

2. Пункт 1 комментируемой статьи в общем виде указывает на содержание исключительного права использования наименования места происхождения товара. Так, следуя концепции построения разд. VII "Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации" ГК РФ, эта норма отсылает к ст. 1229 "Исключительное право" гл. 69 "Общие положения" и устанавливает, что правообладатель вправе использовать рассматриваемое средство индивидуализации любым не противоречащим закону способом. При этом закон определяет, что под исключительным правом использования наименования места происхождения товара понимается исключительное право на наименование места происхождения товара. Вероятно, это сделано для единообразия в используемой терминологии. Хотя по существу полный термин - "исключительное право использования наименования места происхождения товара" (несмотря на свою небесспорность) - в большей мере отвечает правовой природе наименования места происхождения товара.

3. Помимо предоставления возможности для правообладателя использовать принадлежащий ему товарный знак любым законным способом п. 2 комментируемой статьи устанавливает ряд специальных правомочий, входящих в исключительное право на наименование места происхождения товара. Внесенное в комментируемую норму изменение позволяет утверждать, что исключительное право может осуществляться многими способами, а не только путем его размещения на товарах, этикетках, упаковке товаров, при введении товаров в гражданский оборот.

Из приведенного в статье перечня способов использования очевидно, что правообладатель вправе использовать рассматриваемое средство индивидуализации при введении своего обладающего особыми свойствами товара в гражданский оборот в самых разных формах: при продаже товара и его хранении, выставлении для продажи, предложении к продаже, на бланках, в рекламе, при демонстрации на выставках или ярмарках и т.п. Данью времени является указание на возможность использования наименования места происхождения товара в сети Интернет. Следует отметить обширную мировую практику использования этого вида индивидуализирующих обозначений в наименованиях доменов, на страницах которых предлагаются к продаже товары, обладающие особыми свойствами.

4. Пункт 3 комментируемой статьи содержит перечень действий, которые могут быть квалифицированы как незаконное использование наименования места происхождения товара.

Запрет на использование зарегистрированного наименования места происхождения товара действует в отношении лиц, не имеющих свидетельства на право использования наименования места происхождения товара, даже если эти лица производят товар в границах того же географического объекта, название которого охраняется в качестве наименования места происхождения товара. При этом не принимается во внимание качество производимого ими товара - он может обладать такими же особыми свойствами, как и товар правообладателя. Не снимает ответственности и использование вместе с наименованием места происхождения товара слов, указывающих на подражательность товара. Незаконным использованием будет считаться и использование обозначения, которое, не будучи тождественным охраняемому наименованию места происхождения товара, является вместе с тем сходным с ним до такой степени, что может ввести потребителя в заблуждение. При этом заблуждение может иметь место как в отношении места производства товара, так и в отношении самих особых свойств товара, что наиболее опасно для потребителя, особенно если речь идет о продуктах питания.

5. В отличие от аналогичных положений, относящихся к товарным знакам, комментируемая норма не содержит указания на такой признак незаконности использования, как отсутствие разрешения правообладателя. Это может объясняться и повышенным интересом государства к охране такого уникального объекта интеллектуальной собственности (в частности, речь может идти о бессрочной правовой охране наименования места происхождения товара), и возможностью принадлежности исключительных прав на одно и то же наименование места происхождения товара большому числу субъектов.

6. В отличие от положений Кодекса, относящихся к товарным знакам, где определение контрафактных товаров, этикеток и упаковок товаров применительно к товарным знакам содержится в ст. 1515 ГК РФ, посвященной ответственности за незаконное использование товарного знака, соответствующее определение контрафактных товаров, этикеток и упаковок товаров применительно к наименованиям мест происхождения товаров дает заключительный пункт комментируемой статьи.

7. Пункт 4 комментируемой статьи демонстрирует особенность исключительного права на наименование места происхождения товара по сравнению, например, с исключительным правом на товарный знак. Кодекс устанавливает прямой запрет на распоряжение исключительным правом. Правообладатель не вправе его отчуждать и даже не вправе предоставлять лицензии на его использование. Такой подход к исключительному праву опять-таки объясняется правовой природой наименования места происхождения товара. При этом следует иметь в виду законодательные установления о возможности предоставления исключительного права использования одного и того же наименования места происхождения товара многим субъектам. Иными словами, мы не видим какой-то неоправданной монополии ограниченного круга лиц в отношении наименования места происхождения товара. Кроме того, рассматриваемое положение в совокупности с положениями п. 3 ст. 1488 и п. 3 ст. 1489 ГК РФ отвечает концепции правовой охраны наименования места происхождения товара в Российской Федерации и наиболее полно защищает потребителя от введения в заблуждение относительно товара, который маркируется охраняемым наименованием места происхождения товара.

Вместе с тем, на наш взгляд, возможно осуществление правомочия распоряжения исключительным правом на наименование места происхождения товара некоторыми способами: путем принятия решения о продлении срока действия свидетельства об исключительном праве (см. комментарий к ст. 1531 ГК), путем принятия решения о внесении изменений в сведения, относящиеся к государственной регистрации наименования места происхождения товара и предоставлению исключительного права на него (см. комментарий к ст. 1532 ГК), путем принятия решения о регистрации охраняемого в Российской Федерации наименования места происхождения товара в иностранном государстве (см. комментарий к ст. 1534 ГК), путем отказа от исключительного права на наименование места происхождения товара (см. комментарий к ст. 1536 ГК). По нашему мнению, правообладателю исключительного права на наименование места происхождения товара должна быть предоставлена возможность определять юридическую судьбу своего исключительного права хотя бы ограниченным числом способов.

Комментарии и консультации юристов по ст 1519 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1519 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.