Статья 1516. Наименование места происхождения товара

1. Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта (абзац дополнительно включен с 19 октября 2010 года Федеральным законом от 4 октября 2010 года N 259-ФЗ).

2. Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.

Комментарий к статье 1516 ГК РФ

1. Наименование места происхождения товара (далее - НМПТ; данную аббревиатуру можно считать официальной - см. ст. 1520 ГК РФ) - самостоятельное средство индивидуализации товаров.

Оно выполняет в основном ту же функцию, что и товарный знак, - индивидуализирует товары, отделяет одни товары от других.

Вместе с тем НМПТ выполняет еще одну дополнительную функцию - оно свидетельствует о том, что маркированный НМПТ товар обладает особыми (повышенными) качествами. Товарный знак - прямо и сам по себе - этой функции не выполняет.

2. НМПТ - это объект, довольно редко встречающийся в правовом обороте. Если число ежегодно регистрируемых в России товарных знаков составляет около 50 тыс., то число заявок на НМПТ, ежегодно подаваемых в России, исчисляется десятками, а число регистрируемых НМПТ - единицами. В настоящее время в России общее число зарегистрированных с 1992 г. НМПТ составляет около 100 единиц.

3. В первой фразе п. 1 комментируемой статьи содержится понятие НМПТ.

Это - определенное обозначение товара или группы товаров. Но если обозначение товара, вообще говоря, может быть разнообразным (например, словесным, изобразительным, комбинированным), то обозначение, используемое как НМПТ, может быть только словесным.

Более того, это словесное обозначение обязательно должно указывать на определенный географический объект, т.е. на расположенный на Земле объект, имеющий определенные границы.

4. Само это наименование может представлять собой название страны, района, местности, городского или сельского поселения или иного географического объекта.

Это наименование может быть:

- современным или известным из истории, прежним;

- официальным или неофициальным (бытовым);

- полным или сокращенным;

- употребляться либо само по себе ("Гжель", "Нарзан"), либо в сочетании с каким-либо поясняющим словом - названием товара ("Вологодское кружево", "Тульский пряник").

5. Указанное наименование только тогда может быть признано и зарегистрировано как НМПТ, если оно стало известным в результате его использования для товара, обладающего какими-то особыми свойствами.

Это означает, что уже в момент оформления прав на НМПТ само это наименование уже известно, оно ассоциируется с товарами, производимыми в данной местности, а эти товары, в свою очередь, известны своими особыми качествами (например, местность Абрау-Дюрсо под Новороссийском славится своими винами).

6. Указанные свойства (качества) данных товаров определяются либо природными условиями данного географического объекта (климат, почва, воздух, вода и т.п.), либо людскими факторами (мастерство производителей товара, секреты производства и т.п.), либо сочетанием природных условий и людского фактора.

7. Если объект отвечает признакам, предусмотренным в первой фразе п. 1 комментируемой статьи, то на него может быть подана заявка на получение исключительного права на такое наименование, и на основе такой заявки заявителю должно быть предоставлено исключительное право на НМПТ.

В связи с этим нельзя не отметить неточности, содержащейся во второй фразе п. 1, где указывается на то, что на использование такого наименования "может быть признано" исключительное право.

На самом деле в случае подачи заявки такое исключительное право "должно быть признано" государством.

8. Во второй фразе п. 1 устанавливается, что исключительное право на НМПТ признается за "производителем" такого товара.

Кто именно может получить исключительное право на НМПТ, определено в п. 1 ст. 1518 ГК РФ.

9. В пункте 2 комментируемой статьи указывается случай, когда НМПТ, в основном отвечающее признакам, установленным в п. 1, тем не менее не признается НМПТ и не может повлечь предоставления заявителю исключительного права. Это тот случай, когда наименование в результате его широкого употребления вошло в Российской Федерации в обиход как обозначение товара определенного вида, как обозначение вида товара, не связанного с местом производства товара. Наиболее известные такие наименования: "Коньяк" и "Шампанское".

10. В абзаце 2 п. 2 ст. 1535 ГК РФ определен еще один случай, когда наименование товара, отвечающее всем признакам, предусмотренным в п. 1 комментируемой статьи, не может быть признано НМПТ.

См. об этом п. 10 комментария к ст. 1535 ГК РФ.

11. Об ограничениях, касающихся тех случаев, когда наименование относится к географическому объекту, находящемуся за рубежом, см. п. 2 ст. 1517 ГК РФ.

Другой комментарий к статье 1516 Гражданского Кодекса РФ

1. В комментируемой статье дается определение наименования места происхождения товара, в котором отражены его признаки. По сравнению со ст. 30 Закона о товарных знаках определение наименования места происхождения товара уточнено применительно к отдельным видам обозначений (официального или неофициального, полного или сокращенного), а также к фигуре правообладателя. Ранее в качестве такового был назван изготовитель товара, ГК РФ использует категорию "производитель товара".

Наименование места происхождения товара представляет собой наименование географического объекта или производное от такого наименования обозначение. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов" географические объекты - это существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, автономная область, автономные округа; города, в том числе города федерального значения, и другие населенные пункты; районы, административные районы, аймаки, кожууны, национальные районы, улусы, волости, поселковые советы, наслеги, сельские советы, национальные сельские советы, сельские округа, сомоны, станичные округа и другие административно-территориальные образования (административно-территориальные единицы); железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты.

Наименование может быть только словесным:

- современным или историческим;

- официальным или неофициальным;

- полным или сокращенным.

Границы географического объекта могут быть описаны с помощью координат, естественных границ местности: рек, гор, озер; административных границ; долговечных сооружений, коммуникаций и т.п.

Также в качестве наименования места происхождения товаров может быть зарегистрировано обозначение, производное от такого наименования.

Признак известности в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, заявляемым обозначением должен быть отражен в заявлении на регистрацию, которое включает в себя информацию:

- об указании товара;

- об особых свойствах товара, для которого регистрируется обозначение, отличающих данный товар от аналогичных товаров. Основные свойства товара должны быть стабильными;

- об объективной зависимости особых свойств товара от характерных для данного географического объекта природных условий и (или) людских факторов;

- о наличии в данном географическом объекте исходного сырья, соответствующих климатических, геологических, гидрогеологических или иных природных условий, людей (коллектива), способных изготавливать товар, и т.д.

Кроме того, важное значение имеет признак известности наименования в результате его использования в отношении товара с вышеназванными особыми свойствами.

2. Пункт 2 комментируемой статьи не признает наименованием места происхождения товара обозначение, вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.

Обозначением, вошедшим в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида (видовое понятие), не связанное с местом производства товара, является наименование географического объекта, которое применялось ранее для индивидуализации товара, но ко времени подачи заявки утратило свою первоначальную способность быть указанием на место действительного происхождения товара и его особые свойства, например коньяк, швейцарский сыр и др.

В Мадридском соглашении о пресечении ложных или вводящих в заблуждение указаний происхождения на товарах 1891 г. и в Лиссабонском соглашении об охране наименований мест происхождения товаров и их международной регистрации 1958 г. такие географические наименования названы родовыми наименованиями.

Наряду с указанным в п. 2 комментируемой статьи ограничением абз. 2 п. 2 ст. 1535 ГК РФ содержит правило о соотношении приоритетов наименования места происхождения товара и товарного знака. Если использование наименования места происхождения товара способно ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя в связи с наличием товарного знака, имеющего более ранний приоритет, предоставление правовой охраны указанному наименованию может быть оспорено и признано недействительным.

Комментарии и консультации юристов по ст 1516 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1516 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.