Статья 1503. Порядок государственной регистрации товарного знака

1. На основании решения о государственной регистрации товарного знака, которое принято в порядке, установленном пунктами 2 и 4 статьи 1499 или статьей 1248 настоящего Кодекса, федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение месяца со дня уплаты пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него осуществляет государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.В Государственный реестр товарных знаков вносятся товарный знак, сведения о правообладателе, дата приоритета товарного знака, перечень товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, дата его государственной регистрации, другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, а также последующие изменения этих сведений.

2. Если заявителем не уплачена в установленном порядке пошлина, указанная в пункте 1 настоящей статьи, регистрация товарного знака не осуществляется, а соответствующая заявка признается отозванной на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.В случае оспаривания решения о регистрации товарного знака в порядке, установленном статьей 1248 настоящего Кодекса, решение о признании заявки отозванной не принимается. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

Комментарий к статье 1503 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет действия Роспатента по проведению государственной регистрации товарного знака.

Сами эти действия осуществляются Роспатентом после того, как он вынес решение о государственной регистрации товарного знака, что отмечено в п. 2 ст. 1499 ГК РФ.

2. О дальнейших действиях Роспатента непосредственно после вынесения такого решения в ГК РФ прямо ничего не говорится; о них можно только догадываться.

Можно предполагать, что Роспатент обязан направить свое решение заявителю в течение определенного срока и предложить заявителю уплатить пошлину за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства на него. Очевидно, что заявитель должен выполнить это требование в течение определенного срока.

Из пункта 2 комментируемой статьи следует, что документ об уплате указанной в п. 1 пошлины, должен быть представлен в "установленном порядке". Между тем в ГК РФ нет никаких поручений какому-либо органу разработать и утвердить этот порядок. В этих условиях не могут применяться и ранее принятые подзаконные акты.

3. В соответствии с абз. 1 п. 1 комментируемой статьи Роспатент в течение одного месяца со дня получения от заявителя документа об уплате пошлины за государственную регистрацию товарного знака и за выдачу свидетельства должен осуществить государственную регистрацию товарного знака в Государственном реестре товарных знаков.

4. В абзаце 2 п. 1 указываются основные сведения, которые вносятся в Государственный реестр товарных знаков. Это изображение товарного знака, сведения о правообладателе, дата приоритета, перечень товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, дата государственной регистрации, а также другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака.

Поскольку ГК РФ не поручил утвердить какому-либо органу порядок ведения Государственного реестра товарных знаков, то что именно имеется в виду под "другими сведениями, относящимися к регистрации товарного знака", определить трудно. Следует полагать, что здесь, по крайней мере, имеется в виду номер регистрации, который, очевидно, должен совпадать с номером свидетельства.

В Государственный реестр заносятся и последующие изменения указанных сведений.

5. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи при непредставлении "в установленном порядке" (см. по этому вопросу п. 2 комментария к данной статье) документа об уплате пошлины за регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства регистрация товарного знака не осуществляется и Роспатент принимает решение о признании соответствующей заявки на товарный знак отозванной, т.е. не порождающей никаких правовых последствий.

О патентных и иных пошлинах см. ст. 1249 ГК РФ.

Другой комментарий к статье 1503 Гражданского Кодекса РФ

1. Как следует из содержания комментируемой статьи, государственная регистрация товарного знака (знака обслуживания) представляет собой внесение определенных сведений о товарном знаке (знаке обслуживания) в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ. Основанием для внесения сведений о государственной регистрации товарного знака является решение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатента) о регистрации товарного знака, принятое в установленном законодательством порядке, при этом Кодекс указывает не только на решение, принятое в "обычном" порядке, но и на решение, принятое по результатам рассмотрения судебного спора.

2. Государственная регистрация товарного знака осуществляется при условии уплаты заявителем пошлины за государственную регистрацию товарного знака и выдачу свидетельства на него (в течение месяца со дня получения упомянутого документа). Размер пошлины, требования к документу об уплате пошлины установлены Положением о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами. Если пошлина не будет уплачена, государственная регистрация товарного знака не осуществляется, а заявка признается отозванной, о чем принимается соответствующее решение. Ранее действовавшая редакция комментируемой нормы указывала на необходимость представления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности документа об уплате установленной пошлины. Весьма важным, устраняющим имевшийся пробел в правовом регулировании является положение, установившее, что по заявке, по которой было принято оспариваемое решение о государственной регистрации (например, при решении о регистрации товарного знака в отношении части заявленных товаров и услуг), не может быть принято решение о признании заявки отозванной. Такое положение, безусловно, усиливает гарантии защиты интересов заявителей.

3. Основываясь на положениях абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, Административный регламент исполнения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявках и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности (далее - Административный регламент по ведению реестров) установил, что в Реестр вносятся следующие сведения:

- номер государственной регистрации товарного знака, который является также номером свидетельства на товарный знак;

- товарный знак в виде словесного, изобразительного или комбинированного обозначения в заявленном цвете или цветовом сочетании или указание, относящееся к виду знака (звуковой, световой, объемный и т.п.), и его характеристика;

- номер заявки на государственную регистрацию товарного знака;

- дата подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака;

- дата истечения срока действия исключительного права на товарный знак;

- дата приоритета товарного знака;

- сведения о правообладателе: полное наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, его место нахождения или место жительства с указанием кода страны в соответствии со стандартом ВОИС ST.3;

- перечень товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак, сгруппированных по классам МКТУ;

- при государственной регистрации коллективного товарного знака - указание на то, что товарный знак является коллективным знаком, с приведением сведений о лицах, имеющих право использования коллективного знака;

- номер и дата первоначальной регистрации товарного знака, из которой выделена отдельная регистрация;

- номер и дата регистрации товарного знака, являющегося предметом договора об отчуждении исключительного права на товарный знак в отношении части товаров;

- дата государственной регистрации товарного знака;

- дата публикации сведений о регистрации товарного знака;

- адрес для переписки;

- иные сведения, относящиеся к государственной регистрации товарного знака, в случае их наличия (в частности, указание неохраняемых элементов; цвет(а) или цветовое(ые) сочетание(я) товарного знака; номер(а) и дата(ы) другой(их) юридически связанной(ых) заявки(ок) или регистрации(й)).

Комментарии и консультации юристов по ст 1503 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1503 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.