Статья 1482. Виды товарных знаков

1. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.

2. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Комментарий к статье 1482 ГК РФ

1. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы самые различные обозначения: перечень видов этих обозначений сформулирован как открытый, не исчерпывающий.

Требуется лишь одно: чтобы такое обозначение было способным индивидуализировать товар (п. 1 ст. 1477 ГК РФ).

Обозначение, регистрируемое в качестве товарного знака, указывается в заявке на товарный знак. Требования к документам заявки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (п. 7 ст. 1492 ГК РФ). Следует полагать, что эти требования не могут ограничивать виды обозначений, регистрируемых в качестве товарных знаков.

2. Виды обозначений, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков, указаны в ст. 1483 ГК РФ. Все иные виды и категории обозначений должны считаться (предполагаться) способными быть зарегистрированными как товарные знаки.

Комментируемая норма составлена так широко, что лицо, желающее зарегистрировать определенное обозначение в качестве товарного знака, не обязано доказывать, что данное обозначение может быть зарегистрировано как товарный знак. Обязанность доказать, что определенное обозначение не может быть зарегистрировано как товарный знак, возлагается на регистрирующий орган либо на лицо, возражающее против произведенной регистрации. Так, например, если регистрирующий орган заявляет, что заявленное обозначение не подлежит регистрации, так как оно непроизносимо (заявлено сочетание букв "БВГДЖ") или примитивно (заявлена буква "З" для ножей), то заявитель не должен доказывать, что данные обозначения все же являются словесными знаками, поскольку кроме словесных могут охраняться и иные обозначения. Иными словами, в данной ситуации регистрирующий орган обязан указать основание отказа - норму ГК РФ.

3. Смысл п. 2 комментируемой статьи состоит в том, что заявитель может требовать регистрации определенного обозначения в каком-либо цвете либо в цветовом сочетании.

В этом случае обозначение регистрируется в этом цвете или цветовом сочетании.

Под "цветовым сочетанием" имеются в виду цвета (расцветки) отдельных элементов обозначения либо, возможно, цветовые варианты.

Если цвет (цветовое обозначение) не указан, товарный знак считается зарегистрированным в черно-белом варианте.

4. Поскольку ГК РФ не устанавливает, что могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков лишь новые обозначения, следует учитывать, что словесные, изобразительные и иные обозначения могут быть зарегистрированы, по общему правилу, и в том случае, если они представляют собой уже известные слова, рисунки и т.п.

Другой комментарий к статье 1482 Гражданского Кодекса РФ

1. В комментируемой статье установлены виды товарных знаков, которые могут быть зарегистрированы в Российской Федерации.

В настоящей статье не указаны такие виды товарных знаков, как звуковые, световые, обонятельные знаки, которые в большей степени регистрируются за рубежом, однако не запрещены для регистрации и в России. Так, например, во Франции правовая охрана предоставляется различным наименованиям (словам, комбинациям слов, именам, географическим названиям, псевдонимам, буквам, цифрам, аббревиатурам), слышимым обозначениям (звукам, музыкальным фразам), изобразительным обозначениям (рисункам, ярлыкам, этикеткам, печатям, кромкам, клеймам, рельефам, голограммам, девизам, собирательным образам); формам, в особенности формам предмета или его упаковки, либо формам, позволяющим отличать услуги; расположениям, комбинациям или оттенкам цветов и запахов. В дореволюционном законодательстве товарные знаки различали в зависимости от способа индивидуализации: клеймо, тавро, печать, пломба, капсюль, метка (вытканная или вышитая), этикетка, виньетка, девиз, ярлык, обложка и т.п. <1>.

--------------------------------
<1> Устав о промышленности, по Прод. 1906 г. Т. XI ч. 2. Ст. 161. Цит. по: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. II: Торговые сделки. М.: Статут, 2005.

Словесные товарные знаки могут состоять из отдельных слов и их сочетаний и даже из предложений. При этом не допускается регистрация товарного знака, включающего слова и изображения непристойного содержания, призывы антигуманного характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства, слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка, и т.п.

Вид товарного знака и его описание указываются в заявке на товарный знак. Как отмечается в п. 2.11 Правил, утвержденных Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32 "О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания" <1>, в описании товарного знака приводится характеристика заявленного обозначения: его вид (обозначение словесное, изобразительное, объемное, звуковое и т.д.), указание на составляющие его элементы, смысловое значение обозначения в целом или его элементов (частей).

--------------------------------
<1> Действуют до принятия соответствующего Административного регламента.

Если словесное обозначение (или его часть) не имеет смыслового значения, то указывается способ его образования, например начальные слоги нескольких слов, аббревиатура, вымышленное слово и т.п.

Если словесное обозначение является малоупотребимым в русском языке (например, специальный термин, историческое название, устаревшее слово), то указывается его значение.

Если словесное обозначение представлено не на русском языке, то приводятся транслитерация буквами русского алфавита и перевод на русский язык, если обозначение имеет смысловое значение.

Если обозначение (или его часть) является изобразительным, то приводится описание всех входящих в него элементов и указывается его смысловое значение, если таковое имеется.

Если изобразительное обозначение носит абстрактный характер, то указывается, что оно собой символизирует.

Изображение обозначения должно иметь качественное графическое исполнение, позволяющее репродуцировать его в неограниченном количестве копий.

Если на регистрацию в качестве товарного знака заявляется световое обозначение, то приводится характеристика световых символов (сигналов), их последовательность, длительность свечения и другие особенности.

Если на регистрацию в качестве товарного знака заявляется звуковое обозначение, то приводится характеристика составляющего его звука (звуков), или нотная запись, или диаграмма частот с приложением фонограммы на аудиокассете.

2. В п. 2 комментируемой статьи предусматривается возможность регистрации товарного знака в цветовом сочетании. При использовании товарного знака в другом цвете правообладатель не может ставить знак охраны товарного знака, в то же время при подобном использовании товарного знака другими лицами высока вероятность того, что это будет нарушением исключительного права, поскольку будет использовано обозначение, сходное до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком.

При подаче заявки изображение заявляемого на регистрацию обозначения представляется в пяти экземплярах. Если охрана товарного знака испрашивается в ином цветовом сочетании, чем черно-белое, то представляется пять экземпляров цветных изображений и пять экземпляров черно-белых изображений.

Описание цветов в заявке должно соответствовать цветам, используемым в обозначении и содержащимся в репродукции.

3. Виды и характеристики товарных знаков имеют важное значение для определения их тождества или сходства до степени смешения. Так, например, словесные обозначения сравниваются:

- со словесными обозначениями;

- с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят словесные элементы.

Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим).

Звуковое сходство определяется на основании следующих признаков:

- наличие близких и совпадающих звуков в сравниваемых обозначениях;

- близость звуков, составляющих обозначения;

- расположение близких звуков и звукосочетаний по отношению друг к другу;

- наличие совпадающих слогов и их расположение;

- число слогов в обозначениях;

- место совпадающих звукосочетаний в составе обозначений;

- близость состава гласных;

- близость состава согласных;

- характер совпадающих частей обозначений;

- вхождение одного обозначения в другое;

- ударение.

Графическое сходство определяется на основании следующих признаков:

- общее зрительное впечатление;

- вид шрифта;

- графическое написание с учетом характера букв (например, печатные или письменные, заглавные или строчные);

- расположение букв по отношению друг к другу;

- алфавит, буквами которого написано слово;

- цвет или цветовое сочетание.

Смысловое сходство определяется на основании следующих признаков:

- подобие заложенных в обозначениях понятий, идей, в частности, совпадение значения обозначений в разных языках;

- совпадение одного из элементов обозначений, на который падает логическое ударение и который имеет самостоятельное значение;

- противоположность заложенных в обозначениях понятий, идей.

Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.

Изобразительные и объемные обозначения сравниваются:

- с изобразительными обозначениями;

- с объемными обозначениями;

- с комбинированными обозначениями, в композиции которых входят изобразительные или объемные элементы.

Сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков:

- внешняя форма;

- наличие или отсутствие симметрии;

- смысловое значение;

- вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.);

- сочетание цветов и тонов.

Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.

Комбинированные обозначения сравниваются:

- с комбинированными обозначениями;

- с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы (п. 14.4.2 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания <1>).

--------------------------------
<1> Российская газета. N 63. 03.04.2003.

Комментарии и консультации юристов по ст 1482 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1482 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.