Статья 1434. Приоритет селекционного достижения

1. Приоритет селекционного достижения устанавливается по дате поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявки на выдачу патента.

2. Если в один и тот же день в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям поступают две или более заявки на выдачу патента на одно и то же селекционное достижение, приоритет устанавливается по более ранней дате отправки заявки. Если экспертизой установлено, что эти заявки имеют одну и ту же дату отправки, патент может быть выдан по заявке, имеющей более ранний регистрационный номер, присвоенный федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, при условии, что соглашением между заявителями не предусмотрено иное.

3. Если заявке на выдачу патента, поступившей в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, предшествовала заявка, поданная заявителем в иностранном государстве, с которым Российская Федерация заключила договор об охране селекционных достижений, заявитель пользуется приоритетом первой заявки в течение двенадцати месяцев со дня ее подачи.В заявке, направляемой в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, заявитель должен указать дату приоритета первой заявки. В течение шести месяцев со дня поступления заявки в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявитель обязан представить копию первой заявки, заверенную компетентным органом соответствующего иностранного государства, и ее перевод на русский язык. При выполнении этих условий заявитель вправе не представлять дополнительную документацию и необходимый для испытания материал в течение трех лет со дня подачи первой заявки.

Комментарий к статье 1434 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит правила установления приоритета селекционного достижения федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

В ранее действовавшем законодательстве вопросам установления приоритета селекционного достижения была посвящена ст. 7 Закона о селекционных достижениях, которая мало чем отличается от комментируемой статьи.

Под приоритетом обычно понимается признание указанным федеральным органом первенства в оформлении прав на селекционное достижение. Конкретные даты приоритета относятся к юридическим фактам, имеющим исключительно важное значение при проведении экспертизы селекционного достижения на его соответствие критерию новизны или отличимости. В конечном счете дата приоритета служит для исключения появления нескольких охранных документов на одно и то же селекционное достижение.

2. В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено общее правило установления приоритета селекционного достижения: приоритет селекционного достижения устанавливается по дате поступления в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявки на выдачу патента.

Следует особо отметить, что согласно ранее действовавшему законодательству (абзац первый ст. 7 Закона о селекционных достижениях) приоритет селекционного достижения устанавливался по более широкому кругу оснований.

Кроме упомянутого выше основания, приоритет устанавливался по дате поступления в Госкомиссию заявки на допуск к использованию. Но поскольку институт допуска селекционных достижений к использованию законодателем упразднен, отпала необходимость во втором основании для установления приоритета.

В литературе иногда встречаются предложения о расширении круга оснований для установления приоритета селекционного достижения по примеру ст. 1381 ГК РФ, предусматривающей приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца.

Думается, что такие предложения неосуществимы на практике, исходя прежде всего из специфики селекционного достижения как объекта правовой охраны.

Кроме того, Конвенция УПОВ, в отличие от Парижской конвенции по охране промышленной собственности, предусматривающей в ст. 4 различные виды приоритета, по сути, признает только конвенционный приоритет.

3. В пункте 2 комментируемой статьи предусмотрены исключения из общего правила установления приоритета селекционного достижения по дате поступления заявки на выдачу патента.

Во-первых, если в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям поступают две или более заявки на одно и то же селекционное достижение в один и тот же день, то приоритет устанавливается по более ранней дате отправки заявки.

Во-вторых, если экспертизой установлено (на стадии предварительной экспертизы заявки), что эти заявки (на одно и тоже селекционное достижение, поступившие в один и тот же день) имеют одну и ту же дату отправки, патент может быть выдан по заявке, имеющей более ранний регистрационный номер указанного федерального органа, при условии, что соглашением между заявителями не предусмотрено иное.

4. Пункт 3 комментируемой статьи, по сути, воспроизводит текст абзацев третьего и четвертого ст. 7 ранее действовавшего Закона о селекционных достижениях от 6 августа 1993 г., принятого до даты присоединения России к Конвенции УПОВ.

В абзаце первом п. 3 комментируемой статьи указано, что если поступившей в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям заявке предшествовала заявка, поданная заявителем в иностранном государстве, с которым Российская Федерация заключила договор об охране селекционных достижений, заявитель пользуется приоритетом первой заявки в течение двенадцати месяцев со дня ее подачи.

Указанная норма имела значение в период, когда Россия не участвовала в Конвенции УПОВ. В таких условиях право приоритета селекционного достижения могло быть предоставлено (в том числе и отечественным заявителям в иностранных государствах) только на основании двусторонних международных договоров на основе принципа взаимности.

Комментируемая норма имеет определенное значение в отношениях с теми государствами, которые не являются участниками Конвенции УПОВ, при условии заключения РФ с ними соответствующих договоров.

В абзаце втором п. 3 комментируемой статьи предписано, что в заявке, направляемой в федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям, заявитель должен указать дату приоритета первой заявки.

Затем в течение шести месяцев со дня поступления заявки в указанный федеральный орган заявитель обязан представить копию первой заявки, заверенную компетентным органом иностранного государства, и ее перевод на русский язык. При этом заявитель вправе не предоставлять дополнительную документацию и необходимый для испытания материал в течение трех лет со дня подачи первой заявки.

5. Российские заявители с 1998 г. имеют возможность истребовать так называемый конвенционный приоритет согласно ст. 11 Конвенции УПОВ: селекционер, подавший в установленном порядке заявку на предоставление правовой охраны нового сорта в одной из Договаривающихся Сторон ("первая заявка"), пользуется в течение двенадцати месяцев правом приоритета для целей подачи заявки на предоставление права селекционера на этот сорт в компетентный орган любой другой Договаривающейся Стороны ("последующая заявка"). Этот срок исчисляется со дня подачи первой заявки и день подачи заявки в указанный срок не включается.

Законодатель не счел необходимым включить в главу 73 ГК РФ отдельную статью, по примеру ст. 1382 ГК РФ ("Конвенционный приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца"), посвященную конвенционному приоритету селекционного достижения.

Поэтому упомянутая выше ст. 11 Конвенции УПОВ действует на территории России непосредственно, без ее трансформации в национальное законодательство.

Другой комментарий к статье 1434 Гражданского Кодекса РФ

1. Глава 73 ГК РФ не определяет непосредственно, что такое приоритет.

Для селекционных достижений право приоритета в первую очередь означает следующее: в течение одного года после подачи заявки на патентование сорта в иностранном государстве, с которым наша страна заключила договор об охране селекционных достижений (п. 3 комментируемой статьи), в том числе в одной из стран - членов UPOV (п. 1 ст. 11 Конвенции), никто не вправе подать в Российской Федерации заявку на получение патента в отношении этого селекционного достижения. Никто, кроме автора или группы соавторов, точнее, кроме заявителей первой заявки, а по истечении года это может сделать кто угодно, поскольку авторство при подаче заявки презюмируется, доказыванию не подлежит и проверяться не будет, а может только быть оспорено впоследствии.

2. Не дожидаясь выдачи патента по первой заявке, селекционер вправе подать заявку на получение патента в любой другой стране - члене UPOV (п. 2 ст. 10 Конвенции). Следовательно, чтобы воспользоваться за рубежом приоритетом, возникшим в связи с подачей заявки в России, необходим национальный механизм установления приоритета. Его и предусматривает комментируемая статья - по дате поступления заявки (п. 1).

Положение п. 1 ст. 1415 ГК РФ о том, что приоритет селекционного достижения удостоверяется патентом, приобретает смысл только после выдачи патента. До получения патента по первой заявке, а также в случаях отказа в выдаче патента или отзыва заявки (п. 3 ст. 10 Конвенции UPOV) приоритет удостоверяется непосредственно самой заявкой, точнее, ее копией, заверенной компетентным органом соответствующего государства.

3. Конвенция UPOV уточняет, что день подачи заявки не включается в 12-месячный срок приоритета (п. 1 ст. 11). Поскольку в российском гражданском праве течение любого срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, с которым связано его начало (ст. 191 ГК), такое уточнение оказывается излишним.

Дата поступления заявки, по которой устанавливается приоритет, заявителю неизвестна. Поэтому о дате подачи заявки он должен быть уведомлен федеральным органом (п. 3 ст. 1435 ГК).

4. Нередко возникает вопрос: что делать, если две заявки будут поданы в один день?

Казалось бы, норма п. 2 комментируемой статьи призвана разрешить эту коллизию. Тем более что данная норма практически дословно дублирует ранее действовавшее положение Закона о селекционных достижениях (абз. 2 ст. 7), в свою очередь воспроизводившее Патентный закон РФ в его первоначальной редакции <1>. Дата приоритета является одним из предметов предварительной экспертизы заявки (п. 1 ст. 1435 ГК), и при совпадении даты поступления заявок предварительная экспертиза должна установить даты их отправки. Соглашение сторон по этому вопросу (в отличие от случая определения приоритета по регистрационному номеру заявки) не допускается.

--------------------------------
<1> "Если в процессе экспертизы установлено, что идентичные объекты промышленной собственности имеют одну и ту же дату приоритета, то патент может быть выдан по заявке, по которой доказана более ранняя дата ее отправки в Патентное ведомство, а при совпадении этих дат - по заявке, имеющей более ранний регистрационный номер Патентного ведомства, если соглашением между заявителями не предусмотрено иное" (п. 6 ст. 19 Патентного закона РФ). Со дня вступления в силу Федерального закона от 7 февраля 2003 г. N 22-ФЗ эта ситуация разрешилась Патентным законом совершенно иначе: патент выдавался по одной из заявок, но соавторами должны были быть признаны все авторы из обеих заявок (п. 7 ст. 19). Это, кстати, практически соответствовало Закону СССР от 31 мая 1991 г. N 2213-1 "Об изобретениях в СССР", согласно которому "если в процессе экспертизы установлено, что тождественные изобретения имеют одну и ту же дату приоритета, то с согласия заявителей им выдается один патент" (п. 7 ст. 14).

К сожалению, первоначальные попытки унификации законодательства об интеллектуальных правах во многих случаях осуществлялись механически, без учета особенностей регулируемых объектов. И здесь налицо один из самых очевидных таких случаев. Само понятие "приоритет" основано на том молчаливо признаваемом исходном посыле, что на тот или иной объект интеллектуальных прав возможна подача двух или более независимых и равно легитимных заявок. Однако в отличие от изобретений (п. 1 ст. 1383 ГК) сама возможность создания двумя селекционерами независимо друг от друга "идентичного" селекционного достижения практически исключена. "Выявить", вероятно, было бы можно, но не случайно Конвенция UPOV говорит: "выявить и усовершенствовать". Две заявки на одно и то же селекционное достижение могут (возможно, в один и тот же день) подать только "зависимые" селекционеры, т.е. либо соавторы, либо селекционер и его работодатель или заказчик. В данном случае вопрос о "приоритете" ставиться не может, поскольку уже стоит вопрос о правомерности одной из заявок, а то и обеих сразу. Налицо спор о праве, а не о факте.

Естественно, Конвенция UPOV ничего подобного не предусматривает.

5. Аналогия с объектами патентного права (если документы поданы не одновременно, датой подачи заявки признается дата поступления последнего из необходимых документов, а не его направления заявителем - ст. 1375 - 1377 ГК) в данном случае неприменима, поскольку для случая, когда какие-то необходимые документы отсутствуют, Кодексом прямо предусмотрено другое правило. Если документы, отсутствовавшие на дату поступления заявки на выдачу патента на селекционное достижение, не были представлены в установленный срок, заявка не принимается к рассмотрению (п. 2 ст. 1435 ГК). Если же документы отсутствовали, но затем были поданы, заявка должна быть принята.

В гл. 73 ГК РФ отсутствует норма о возможности восстановления срока представления недостающих документов, пропущенного по уважительной причине, аналогичная норме п. 1 ст. 1389 Кодекса <1>. Однако для селекционных достижений дата подачи заявки определяется по поступлению первого из документов заявки, а не последнего.

--------------------------------
<1> См.: Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный): Часть четвертая / Э.П. Гаврилов, О.А. Городов, С.П. Гришаев и др. С. 562.

6. Просрочка 12-месячного срока со дня подачи заявки за рубежом влечет утрату приоритета в Российской Федерации. Однако утрата приоритета не влечет утраты собственно охраноспособности селекционного достижения.

7. В течение трех лет после подачи первой заявки в иностранном государстве заявитель вправе подать заявку в Российской Федерации, в течение шести месяцев - дополнить ее заверенной копией первой заявки (Конвенция UPOV уточняет: ".копии материалов, составляющих первоначальную заявку. и образцы или другое доказательство того, что данный сорт, составляющий предмет обеих заявок, является одним и тем же" - п. 2 ст. 11) и при выполнении этих условий может в течение трех лет не представлять в федеральный орган исполнительной власти "дополнительную документацию и необходимый для испытания материал".

Может показаться, что эта правовая норма устанавливает из общего правила абз. 2 п. 1 ст. 1438 ГК РФ, обязывающего заявителя предоставить для испытаний необходимое количество семян или племенного материала, исключение, которое могло бы оказаться весьма опасным. Кодекс связывает право заявителя не предоставлять материал для испытаний с самим фактом подачи за рубежом первой заявки, а не с тем, был ли по этой заявке выдан патент. При этом Российская Федерация как страна - член UPOV не может отказать в выдаче патента или ограничить срок его действия на основании того, что охрана на такой же сорт не истребовалась, в предоставлении охраны было отказано или срок ее действия истек в любом другом государстве или межправительственной организации (п. 3 ст. 10 Конвенции UPOV). В результате при буквальном толковании п. 3 комментируемой статьи, казалось бы, напрашивается вывод, что испытания селекционного достижения на отличимость, однородность и стабильность просто физически не могут быть проведены в Российской Федерации, поскольку "необходимый материал" для их проведения отсутствует, причем на законном основании.

Между тем Конвенция UPOV в данном случае предполагает нечто иное: она обязывает страну - члена UPOV, в которой подана последующая заявка, предоставить селекционеру три года со дня подачи первой заявки (два года после истечения срока приоритета) именно для предоставления информации, документов или материалов, необходимых в целях проведения экспертизы (п. 3 ст. 11 Конвенции). Таким образом, "право" заявителя не предоставлять для испытаний дополнительную информацию и материал не отменяет проведение этих испытаний, а откладывает их. Срок представления документов и материалов в этом случае согласно Конвенции составляет ровно три года со дня подачи первой заявки, согласно ГК РФ - устанавливается федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям (п. 1 ст. 1438) и может составлять не менее трех лет. Как минимум на тот же, а скорее всего, на существенно больший срок откладывается соответственно и выдача патента.

8. Заверения перевода на русский язык копии первой заявки, поданной в иностранном государстве, как и в ст. 1433 ГК РФ, не требуется.

Комментарии и консультации юристов по ст 1434 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1434 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.