Статья 1417. Государственное стимулирование создания и использования селекционных достижений

Государство стимулирует создание и использование селекционных достижений, предоставляет их авторам, а также иным обладателям исключительного права на селекционное достижение (патентообладателям) и лицензиатам, использующим селекционные достижения, льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 1417 ГК РФ

1. Комментируемая статья представляет собой яркий пример декларативной нормы, имеющей отсылочный характер. Формулировка комментируемой статьи претерпела существенные изменения по сравнению с ее прототипом в ранее действовавшем законодательстве (ст. 24 Закона о селекционных достижениях). Из текста комментируемой статьи исключено упоминание о льготных условиях налогообложения и кредитования, что в принципе является самым важным для целей стимулирования создания и использования селекционных достижений.

Кроме того, новое законодательство о селекционных достижениях не восприняло ранее действующую норму абзаца третьего ст. 24 Закона о селекционных достижениях о том, что прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые патентообладателем и лицензиатами от использования селекционного достижения, не подлежат налогообложению в течение двух лет после допуска селекционного достижения к использованию; по сортам винограда, древесных, декоративных, плодовых культур и лесных пород, в том числе их подвоев, этот срок составлял пять лет.

2. Нормы общего характера о государственной поддержке производства сельскохозяйственной продукции, стимулировании инвестиций в агропромышленный комплекс, развитии науки и инновационной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 27).

Для реализации указанных целей Правительством РФ утверждается на пятилетний период Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

3. В сфере налогообложения можно отметить некоторые фрагментарные льготные условия для субъектов инновационной деятельности, которые в незначительной степени распространяются на агропромышленный комплекс.

В указанной сфере можно отметить лишь ст. 346.1 НК РФ, которая позволяет организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями, перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. При этом такие организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога; с некоторыми исключениями они не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем законодатель не счел нужным распространить благоприятный налоговый режим в отношении исключительных прав на селекционные достижения в связи с принятием Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности" (СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 3991).

Указанным Законом п. 2 ст. 149 НК РФ дополнен подп. 26, согласно которому не подлежат налогообложению передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора. Отсутствие в упомянутом выше перечне исключительных прав на селекционные достижения свидетельствует о явном промахе законодателя, который необходимо исправить.

В целом можно констатировать декларативность комментируемой статьи и, как следствие, отсутствие государственного стимулирования инновационной селекционной деятельности.

Другой комментарий к статье 1417 Гражданского Кодекса РФ

1. Правовая норма комментируемой статьи частично воспроизводит ст. 24 Закона о селекционных достижениях. В целом смысл присутствия подобной декларативной правовой нормы в тексте ГК РФ неясен.

2. Положение о том, что селекционные работы имеют приоритетное значение и проводятся в основном за счет средств федерального бюджета, присутствовавшее в тексте Закона о селекционных достижениях (абз. 1 ст. 24) и воспроизведенное в проекте части четвертой Кодекса, из окончательного текста было (и вполне справедливо) исключено. Та же судьба постигла и две другие ранее установленные, однако практически не действовавшие нормы: об освобождении прибыли (дохода) патентообладателя и лицензиатов от использования селекционного достижения от налогообложения в течение первых двух лет (для винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород - первых пяти лет) и о праве бюджетных организаций оставлять в своем распоряжении доходы, полученные от такого использования (абз. 3 и 4 ст. 24 Закона о селекционных достижениях). Возможно, эти положения и были необходимы и разумны, однако им не место в нормативном правовом акте гражданского законодательства.

3. Законодательство РФ предусматривает ряд мер по поощрению и поддержке семеноводства и племенного животноводства. Однако следует иметь в виду, что, как правило, предусмотренные нормативными актами меры направлены на развитие элитного, а не оригинального (т.е. осуществляемого оригинаторами - как правило, гражданами-авторами или юридическими лицами - правообладателями) семеноводства и племенного животноводства в том понимании термина "племенное животное", которое основано на положениях Федерального закона "О племенном животноводстве" и не связано с фактом правовой охраны или охраноспособностью результата селекционных работ. Кроме того, эти меры во многом носят спорадический характер и не предполагают реализации на постоянной основе.

Так, семена и племенной материал не упомянуты в числе товаров, ввоз которых на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по общему правилу (ст. 150 НК). Как исключение временно, до 1 января 2012 г., не подлежал обложению налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию Российской Федерации племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов указанных племенных животных, племенных лошадей и племенного яйца, осуществляемый организациями и индивидуальными предпринимателями, отвечающими критериям сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а также российскими организациями, занимающимися лизинговой деятельностью с последующей поставкой их таким сельскохозяйственным товаропроизводителям (ст. 26.1 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", в редакции Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 92-ФЗ).

4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 гг. (далее - Государственная программа), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. N 446 <1>, предусматривает доведение удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 13%, а удельного веса площади, засеваемой элитными семенами, в общей площади посева - до 15%, называя эти цифры "научно обоснованной нормой".

--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 31. Ст. 4080.

Под племенными животными в подобных случаях, как правило, понимаются животные, полученные от высокопородных производителей, а не животные, используемые в дальнейшем для воспроизводства породы; под элитными семенами - не категория семян, занимающая определенное положение в процессе их воспроизводства (промежуточное звено между оригинальными и репродукционными семенами - ст. 6 - 8 Федерального закона "О семеноводстве"), а семена, обладающие выраженными сортовыми и высокими посевными качествами. В соответствии со ст. 7 Закона о семеноводстве элитные семена используются только для производства репродукционных семян и ни для чего более. Едва ли Государственная программа имела в виду, что более 1/7 части сельскохозяйственных угодий должны использоваться не для выращивания товарной продукции растениеводства, а для производства семян. Вероятно, здесь все же имелась в виду доля площади посевов на семенные цели, засеваемая "элитой" с целью получения семян первой репродукции.

Целью осуществления мероприятий по поддержке племенного животноводства Государственная программа называет в числе прочего стимулирование селекционной работы, направленной на совершенствование племенных и продуктивных качеств сельскохозяйственных животных. В области растениеводства финансирование создания современных методов селекции новых высокопродуктивных сортов упомянуто Государственной программой почему-то только в отношении рапса и сурепицы.

5. Содействие патентованию селекционных достижений, "созданных субъектами малого и среднего предпринимательства", упомянуто в перечне возможных видов оказания государственной поддержки в области инноваций и промышленного производства (п. 2 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

Комментарии и консультации юристов по ст 1417 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1417 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.