Статья 1401. Подача и рассмотрение заявки на выдачу патента на секретное изобретение

1. Подача заявки на выдачу патента на секретное изобретение (заявка на секретное изобретение), рассмотрение такой заявки и обращение с ней осуществляются с соблюдением законодательства о государственной тайне.
2. Заявки на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно", подаются в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" (уполномоченные органы). Заявки на иные секретные изобретения подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. (Пункт дополнен с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 318-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 216-ФЗ.

3. Если при рассмотрении федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, такая заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, и считается заявкой на секретное изобретение.Засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, не допускается.

4. При рассмотрении заявки на секретное изобретение соответственно применяются положения статей 1384, 1386-1389 настоящего Кодекса. Публикация сведений о такой заявке в этом случае не производится.

5. При установлении новизны секретного изобретения в уровень техники (пункт 2 статьи 1350) также включаются при условии их более раннего приоритета секретные изобретения, запатентованные в Российской Федерации, и секретные изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для этих изобретений установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна которого устанавливается.

6. Возражение против решения, принятого по заявке на секретное изобретение уполномоченным органом, рассматривается в установленном им порядке. Решение, принятое по такому возражению, может быть оспорено в суде.

7. К заявкам на секретные изобретения положения статьи 1379 настоящего Кодекса о преобразовании заявки на изобретение в заявку на полезную модель не применяются.

Комментарий к статье 1401 ГК РФ

1. Параграф 7 гл. 72 ГК РФ, состоящий из пяти статей, посвящен особенностям правовой охраны и использования секретных изобретений.

В ранее действовавшем патентном законодательстве отношения, связанные с правовой охраной и использованием секретных изобретений, были урегулированы ст. 30.2 - 30.6, включенными в Патентный закон РФ в 2003 г.

Следует отметить, что изначально предполагалось иное решение вопроса о правовой охране секретных изобретений в России. Постановлением Верховного Совета РФ "О введении в действие Патентного закона Российской Федерации" были предусмотрены разработка и принятие ряда нормативных правовых актов, в том числе о порядке обращения с секретными изобретениями, полезными моделями и промышленными образцами и компенсации за их засекречивание. Как известно, большинство из этих нормативных актов до сих пор не принято, равно как и не принят проект Федерального закона "О секретных изобретениях", который был разработан в конце 90-х гг. прошлого века.

Отдельные положения упомянутого выше законопроекта стали основой сначала ст. 30.2 - 30.6 Патентного закона РФ, а затем - ст. 1401 - 1405 ГК РФ, которые, в принципе, мало чем отличаются друг от друга.

2. В качестве общего правила, действующего в патентных законодательствах большинства зарубежных государств, изобретения могут признаваться секретными, но патенты на них не выдаются. Как правило, выдача патента приостанавливается или откладывается до снятия с заявки режима секретности.

В некоторых государствах выдаются секретные патенты (в частности, в Германии, Дании, Канаде, Норвегии, Швеции), но их действие в корне отличается от действия российских патентов на секретные изобретения.

Как правило, секретные патенты в этих государствах регистрируются в специальных реестрах, а права, вытекающие из таких патентов, не могут передаваться третьим лицам. Кроме того, во всех правовых системах засекречивание изобретений влечет за собой выплату компенсации правообладателям.

3. Положения ст. 1401 ГК РФ относятся к подаче и рассмотрению заявки на выдачу патента на секретное изобретение.

Понятие "секретное изобретение" не раскрыто в ГК РФ и в других законодательных актах.

Поскольку правовая охрана и использование секретного изобретения должны осуществляться с соблюдением законодательства о государственной тайне, секретное изобретение является сложным объектом правового регулирования, включающим в себя, помимо легального определения изобретения как технического решения в любой области, относящегося к продукту или способу (см. комментарий к ст. 1350 ГК РФ), второй его объект - сведения, составляющие государственную тайну.

Следует особо отметить, что взаимодействие патентного законодательства и законодательства о государственной тайне предполагает концептуальные противоречия.

Выдача патента на секретное техническое решение противоречит самой идее сохранения в секретности сведений, составляющих государственную тайну, которые содержатся в этом техническом решении, в то время как длительное сохранение секретности противоречит экономическим интересам патентообладателя, который не может рассчитывать на ту норму прибыли, которую он бы извлек из открытого использования своего технического решения.

4. В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено, что подача заявки на выдачу патента на секретное изобретение, рассмотрение такой заявки и обращение с ней осуществляются с соблюдением законодательства о государственной тайне.

Законодательство о государственной тайне основано на Законах РФ: от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" (Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769) и от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673), а также положениях других нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Согласно ст. 2 Закона РФ "О безопасности" граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности.

Закон о государственной тайне регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

В соответствии со ст. 5 Закона о государственной тайне перечень сведений, составляющих государственную тайну, структурирован по четырем областям:

1) сведения в военной области; 2) сведения в области экономики, науки и техники, включая сведения о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющее на безопасность государства; 3) сведения в области внешней политики и экономики; 4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Указанный перечень сведений, составляющих государственную тайну, детализирован в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 (СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775), в котором предусмотрены также наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

Согласно ст. 2 Закона о государственной тайне носителями сведений, составляющих государственную тайну, считаются материальные объекты, в которых такие сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Вполне очевидно, что к носителям сведений, составляющих государственную тайну, относятся заявки на выдачу патента на секретное изобретение.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание, т.е. введение ограничений на их распространение и на доступ к их носителям, возлагается на органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, которыми эти сведения получены (разработаны), и осуществляются ими в соответствии с перечнями сведений, надлежащих засекречиванию, действующими в данных органах, предприятиях, учреждениях и организациях.

При засекречивании сведений, составляющих государственную тайну, на их носители, в том числе документы заявок на секретные изобретения, наносятся реквизиты, включающие данные о степени секретности, об органе государственной власти, предприятии, учреждении или организации, осуществивших засекречивание носителя, о регистрационном номере, о дате или условии рассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого сведения будут рассекречены.

Кроме того, для целей рассмотрения заявок на секретные изобретения должны привлекаться только должностные лица или граждане, имеющие соответствующий допуск к государственной тайне.

5. В пункте 2 комментируемой статьи установлено два уровня секретности в отношении заявок на секретные изобретения (назовем их условно - повышенного уровня секретности и обычного уровня секретности). В зависимости от этой классификации заявки на секретные изобретения рассматриваются различными органами.

Так, заявки на секретные изобретения, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники и к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно" (заявки повышенного уровня секретности), подаются в зависимости от их тематической принадлежности в уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти (уполномоченные органы).

Заявки на иные секретные изобретения (заявки обычного уровня секретности) подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Несколько иная классификация сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрена Законом о государственной тайне. Так, согласно ст. 8 указанного Закона устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно". При этом степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну.

В Правилах отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 (СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3619), определен порядок классификации указанных сведений по степени секретности в зависимости от степени тяжести ущерба, который может быть нанесен государственной безопасности.

Так, к сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких перечисленных областях.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в перечисленных областях, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики Российской Федерации.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом государственной безопасности в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в перечисленных областях.

Следовательно теоретически в федеральной орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут подаваться заявки на секретные изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в области экономики, науки и техники, а также в области внешней политики, распространение которых может нанести ущерб интересам предприятия, учреждения или организации в одной или нескольких из перечисленных областей.

Что касается уполномоченных органов, куда должны подаваться заявки повышенного уровня секретности (для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", либо "секретно" - в отношении секретных изобретений, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, к методам и средствам разведывательной и оперативно-розыскной деятельности), то их перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 (СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4046).

Такими уполномоченными органами являются следующие федеральные органы исполнительной власти: Министерство обороны РФ; Министерство внутренних дел РФ; Министерство здравоохранения и социального развития РФ; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральное агентство по атомной энергии; Федеральное агентство по промышленности.

6. В абзаце первом п. 3 комментируемой статьи предусмотрена ситуация, когда по поступившей в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявке на изобретение не установлена степень секретности.

Если при рассмотрении такой заявки будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, то такая заявка засекречивается в порядке, установленном законодательством о государственной тайне, и считается заявкой на секретное изобретение.

Порядок отнесения сведений к государственной тайне установлен в ст. 9 Закона о государственной тайне, а порядок засекречивания полученных или разработанных сведений и их носителей - в ст. 11 указанного Закона.

Поскольку федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности правомочен рассматривать только "заявки на иные секретные изобретения" (т.е. заявки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, в области экономики, науки и техники, а также в области внешней политики), то поступившие в указанный федеральный орган заявки повышенного уровня секретности должны признаваться секретными заявками, поступившими не по назначению, и передаваться в компетентные уполномоченные органы с использованием специальных средств связи и с одновременным уведомлением об этом заявителей.

Порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявок на секретные изобретения предусмотрен в Правилах проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 (СЗ РФ. 2007. 353. Ст. 6624).

Содержание указанных Правил детально освещено в п. 5 комментария к ст. 1395 ГК РФ ("Патентование изобретений или полезных моделей в иностранных государствах и международных организациях").

7. В абзаце втором п. 3 комментируемой статьи закреплена норма, согласно которой засекречивание заявки, поданной иностранным гражданином или иностранным юридическим лицом, не допускается. Следовательно, заявки на секретные изобретения, поступившие в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности от указанных заявителей, возвращаются им без рассмотрения.

Указанную норму необходимо рассматривать во взаимосвязи с нормой, предусмотренной абзацем четвертым ст. 10 Закона о государственной тайне, согласно которой не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем необходимо отметить, что в комментируемой норме не предусмотрена судьба заявок на секретные изобретения, поступивших в указанный федеральный орган от лиц с двойным гражданством или лиц без гражданства либо с участием созаявителей из России. Следует полагать, что в таких случаях заявки на секретные изобретения также подлежат засекречиванию.

8. В пункте 4 комментируемой статьи устанавливается, что процедура получения патента по заявке на секретное изобретение осуществляется по общим правилам, предусмотренным ст. 1384, 1386 - 1389 ГК РФ (см. комментарии к указанным статьям), в которых речь идет о проведении формальной экспертизы заявки, экспертизы заявки по существу, о порядке принятия решений о выдаче патента или об отказе в его выдаче, о праве заявителя знакомиться с патентными материалами, о восстановлении пропущенных сроков, связанных с проведением экспертизы заявки на изобретение. При этом указывается, что публикация сведений о такой заявке в этом случае не производится. В принципе такое напоминание излишне, поскольку в перечне статей, которые должны применяться при рассмотрении заявки на секретное изобретение, отсутствует ст. 1385 ГК РФ, в которой предусмотрена публикация сведений о заявке на изобретение.

Следует также подчеркнуть, что перечисленные статьи, на которые сделана ссылка в комментируемом пункте, должны применяться при рассмотрении заявки на секретное изобретение соответственно в уполномоченных органах и в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

9. В соответствии с п. 5 комментируемой статьи уровень техники, который используется при установлении новизны изобретения, дополнен в отношении секретного изобретения, в сравнении с п. 2 ст. 1350 ГК РФ (см. комментарий к указанной статье), сведениями о секретных изобретениях, запатентованных в России и на которые выданы авторские свидетельства СССР, если для этих изобретений установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна которого устанавливается. Указанная норма, как и норма, закрепленная в п. 2 ст. 1350 ГК РФ, направлена на устранение кумуляции (совмещения) правовой охраны, т.е. выдачи двух охранных документов на один и тот же объект.

При этом следует иметь в виду то обстоятельство, что степени секретности изобретения, установленные в законодательстве Российской Федерации, и степени секретности изобретения, установленные в нормативных правовых актах СССР, полностью не совпадают. Так, в разделе V Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях, утвержденного Постановлением Совета Министров от 21 августа 1973 г. N 584 (СП СССР. 1973. N 19. Ст. 109; 1976. N 14. Ст. 70; 1979. N 4. Ст. 17), говорится относительно изобретений только о секретных изобретениях и совершенно секретных изобретениях.

10. В пункте 6 комментируемой статьи сформулирована императивная норма, согласно которой возражения против решения, принятого по заявке на секретное изобретение уполномоченным органом, рассматривается в установленном им порядке. При этом решение, принятое по такому возражению, может быть оспорено в суде.

Таким образом, комментируемые нормы исключают открытый административный порядок обжалования (например, в палату по патентным спорам) решений уполномоченных органов по возражениям против предыдущих решений этих уполномоченных органов, принятых по заявкам на секретное изобретение.

Поскольку федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не является уполномоченным по смыслу п. 2 комментируемой статьи и исходя из принципа сохранения режима секретности в отношении заявок на секретное изобретение, следует полагать, что возражения против решений указанного федерального органа по заявкам на секретное изобретение не могут быть поданы ни в палату по патентным спорам, ни в любой другой административный орган (например, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности).

Вполне очевидно, что законодатель не предусмотрел административный порядок обжалования решений по заявкам на секретное изобретение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Такие решения могут быть оспорены только в суде.

11. В пункте 7 комментируемой статьи установлено правило, не допускающее преобразование заявки на секретное изобретение в заявку на полезную модель (см. комментарий к ст. 1379 ГК РФ). Правило вполне логичное, поскольку ГК РФ не предоставляет правовую охрану секретным полезным моделям.

Другой комментарий к статье 1401 Гражданского Кодекса РФ

1. Правовая охрана секретных изобретений тесно связана с регламентацией в российском законодательстве режима государственной тайны. Закон о государственной тайне призван "регулировать отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием, а также защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации". Данный Закон является важным элементом системы правовой охраны секретных изобретений, он включает определения основных понятий и регламентацию мероприятий, необходимых для обеспечения режима секретности, который распространяется в том числе и на секретные изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. Понятие "секретное изобретение" может быть дополнительно раскрыто с помощью положений, содержащихся в Законе о государственной тайне. В соответствии со ст. 2 указанного Закона государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Таким образом, понятие "секретное изобретение" связано с понятием "безопасность страны". Согласно Закону РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" <1> безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. В частности, угроза безопасности государства и общества, возникающая от разглашения или использования сведений, имеющих научно-технический характер, связана с секретными изобретениями.

--------------------------------
<1> Российская газета. N 5. 10.01.1993.

В соответствии с определением, данным в ст. 2 Закона о государственной тайне, носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются материальные объекты, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение, в частности, в виде технических решений. Поскольку изобретения являются техническими решениями в сфере практической деятельности человека, то документация, связанная с секретными изобретениями, подпадает под приведенное выше определение.

Анализ основного перечня сведений, составляющих государственную тайну, показывает, что включенные в него категории подразумевают наличие в их составе информации о технических решениях, часть из которых может являться изобретениями, например, также сведения могут присутствовать:

- в содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

- в документации по разработке, технологии, производству, хранению и утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов;

- в сведениях о технических средствах и методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения;

- в сведениях о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

- в сведениях о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники;

- в сведениях о рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

- в сведениях о достижениях науки и техники, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства, и т.п.

Что же касается подачи заявки на секретное изобретение, ее рассмотрения и обращения с ней, то эти действия должны осуществляться в строгом соответствии с положениями Закона о государственной тайне. Так, при составлении описания секретного изобретения следует руководствоваться ограничениями, вытекающими из законодательства о государственной тайне, например:

- в разделе описания "Область техники, к которой относится изобретение" не следует указывать конкретные объекты военной техники, в которых может быть использовано секретное изобретение;

- в раздел "Уровень техники" включаются сведения, для которых установлена степень секретности не выше, чем степень секретности заявленного изобретения;

- в разделе "Осуществление изобретения" не следует указывать объекты оборонной техники, в которых реализуется секретное изобретение, а также ориентировочную потребность в объектах с использованием секретного изобретения;

- в документах заявки на секретное изобретение, в том числе чертежах, схемах, рисунках, запрещается делать ссылки на существующие и разрабатываемые образцы и объекты вооружения и военной техники.

2. Секретные изобретения классифицируются по степени секретности. Принципы установления степени секретности сведений определены в ст. 8 Закона о государственной тайне, согласно которой степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Законом о государственной тайне устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "Особой важности", "Совершенно секретно" и "Секретно".

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства или отрасли экономики Российской Федерации в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности Российской Федерации в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной деятельности.

Порядок определения размеров ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения сведений, составляющих государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством РФ.

В настоящее время Правительством РФ в соответствии с Законом о государственной тайне приняты Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности (утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870, с изменениями от 22 мая 2008 г.) <1>. Согласно этим Правилам количественные и качественные показатели ущерба безопасности Российской Федерации определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 1995. N 37. Ст. 3619.

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 6 октября 2004 г. N 1286 "Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны" <1>. Данным Указом утверждено Положение о Межведомственной комиссии. Руководство деятельностью Межведомственной комиссии осуществляет непосредственно Президент РФ. При этом Межведомственная комиссия является коллегиальным органом, координирующим деятельность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законодательства о государственной тайне.

--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2004. N 41. Ст. 4024.

Решения Межведомственной комиссии, принятые в соответствии с ее полномочиями, обязательны для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.

Согласно п. 2 комментируемой статьи Правительством РФ должны быть определены уполномоченные органы, которые наряду с федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в настоящее время - Роспатент) будут принимать и рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения.

В Перечне уполномоченных органов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 "О федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну" (с изменениями от 4 сентября 2012 г.) <1>, среди уполномоченных органов названы:

--------------------------------
<1> Постановлением Правительства РФ от 6 декабря 2007 г. N 845 в Постановление Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 были внесены изменения, связанные с вступлением в силу с 1 января 2008 г. части четвертой Гражданского кодекса РФ. Эти изменения впрямую не коснулись Перечня уполномоченных органов.

1) Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России);

2) Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России);

3) Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России);

4) Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);

5) Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом) <1>;

--------------------------------
<1> В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ к указанным в п. 2 комментируемой статьи уполномоченным федеральным органам исполнительной власти, в которые подаются секретные заявки, была добавлена Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", созданная в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ. Федеральное агентство по атомной энергии Указом Президента РФ от 20 марта 2008 г. N 369 было упразднено. Таким образом, Перечень уполномоченных органов, приведенный в Постановлении Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514, был в неявной форме изменен.

6) Федеральное агентство по промышленности (Роспром) <1>.

--------------------------------
<1> В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 Роспром был упразднен с передачей его функций Министерству промышленности и торговли РФ (Минпромторг России), которое в соответствии с тем же Указом образовалось в результате разделения бывшего Министерства промышленности и энергетики РФ с передачей ему части функций преобразуемого Министерства экономического развития и торговли РФ.

Перечисленные уполномоченные органы вправе рассматривать заявки на выдачу патента на изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, для которых установлена степень секретности "особой важности" или "совершенно секретно", а также на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности и для которых установлена степень секретности "секретно".

Иные заявки на выдачу патента на секретные изобретения подаются в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (в данном случае - в Роспатент). Состав заявки на изобретение (как секретное, так и несекретное) определен п. 2 ст. 1375 настоящего Кодекса, а требования к документам заявки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (в данном случае - Минобрнауки России).

В настоящее время требования к документам заявки на выдачу патента на секретное изобретение, подача которой осуществляется непосредственно в Роспатент, устанавливаются Административным регламентом исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение.

Таким образом, заявки на выдачу патента на секретное изобретение, подаваемые как в Роспатент, так и в уполномоченные органы, должны отвечать одним и тем же формальным требованиям, за исключением требования о простановке на документах заявки на секретное изобретение соответствующих грифов секретности. В этой связи все документы заявки на секретное изобретение составляются и учитываются в соответствии с требованиями законодательства о государственной тайне.

Что касается Постановления Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870, то оно устанавливает, что в зависимости от тематической принадлежности заявки на секретные изобретения, которые относятся к средствам вооружения и военной техники, подаются в Минобороны России, Минздравсоцразвития России, Росатом или в Роспром, а заявки на секретные изобретения, которые относятся к методам и средствам в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, - в МВД России или в ФСБ России. Таким образом, правовая охрана секретным изобретениям должна предоставляться "по подведомственности". Это означает, что патент на секретное изобретение, например атомное, оказавшееся под грифом секретности, т.е. по Закону о государственной тайне подпадающее под тот или иной вид секретности, будет выдавать профильное ведомство, которое занимается атомной тематикой.

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870 перечисленным выше уполномоченным органам предоставляет право в случае необходимости привлекать в установленном порядке с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне к проведению экспертизы заявок на секретные изобретения по существу имеющих необходимую квалификацию для проведения такой экспертизы специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций.

3. Порядок засекречивания сведений, на который указывает п. 3 комментируемой статьи, установлен ст. 11 Закона о государственной тайне; он предусматривает, что основанием для засекречивания сведений является их соответствие перечням сведений, подлежащих засекречиванию, применяемым на предприятиях, в учреждениях и организациях, в результате деятельности которых эти сведения получены (разработаны). При обнаружении в заявке сведений, составляющих государственную тайну, решение о ее засекречивании и установлении степени секретности принимает должностное лицо, наделенное полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. Перечень таких должностных лиц утвержден распоряжением Президента РФ от 16 апреля 2005 г. N 151-рп (с изменениями от 27 октября 2012 г.) <1>. Заявке как носителю сведений, признанных секретными, присваивается соответствующий гриф секретности.

--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2005. N 17. Ст. 1547.

Из указанного Перечня следует, что федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности не вправе принимать решение о засекречивании изобретений. Уведомлять заявителя о том, что поданная им заявка содержит сведения, составляющие государственную тайну, а также засекречивать документы заявки должен орган государственной власти, руководитель которого в соответствии со ст. 10 Закона о государственной тайне принял решение о засекречивании информации о содержащемся в заявке изобретении.

Необходимость проведения проверки содержания в заявке сведений, составляющих государственную тайну, возникает также при патентовании изобретений в иностранных государствах. Пунктом 1 ст. 1395 настоящего Кодекса установлено, что заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Заявка на изобретение или полезную модель может быть подана ранее указанного срока, но после проведения по просьбе заявителя проверки наличия в заявке сведений, составляющих государственную тайну. Порядок проведения такой проверки устанавливается Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 "О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну" (с изменениями от 7 сентября 2011 г.) <1>. В соответствии с данным Постановлением, в случае если в результате проверки заявки устанавливается наличие в ее документах сведений, составляющих государственную тайну, руководитель компетентного органа принимает решение о засекречивании и определении степени секретности документов заявки в соответствии с положениями ст. 9 и 11 Закона о государственной тайне.

--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2007. N 53. Ст. 6624.

Компетентный орган, принявший решение о засекречивании заявки и принятии ее к рассмотрению либо о направлении заявки в уполномоченный орган, уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и заявителя и принимает меры по недопущению распространения засекреченной информации.

Одновременно заявитель уведомляется компетентным органом о положениях ст. 10 Закона о государственной тайне, касающихся обязательств по нераспространению сведений, составляющих государственную тайну, и об ответственности за их несанкционированное распространение. Если решение о засекречивании документов заявки на изобретение (полезную модель) принимается по международной заявке или заявке на выдачу евразийского патента, то заявитель также уведомляется о невозможности зарубежного патентования соответствующего изобретения (полезной модели). При этом заявитель должен быть уведомлен компетентным органом о засекречивании его заявки до истечения шести месяцев с даты подачи заявки.

Материальный ущерб, наносимый собственнику информации в связи с ее засекречиванием, должен возмещаться согласно ст. 10 Закона о государственной тайне государством в размерах, определяемых в договоре между органом государственной власти, в распоряжение которого переходит эта информация, и ее собственником. В договоре также предусматриваются обязательства собственника информации по ее нераспространению. Собственник информации вправе обжаловать в суд действия должностных лиц, ущемляющие, по мнению собственника информации, его права. В случае признания судом действий должностных лиц незаконными порядок возмещения ущерба, нанесенного собственнику информации, определяется решением суда в соответствии с действующим законодательством.

Положение о том, что засекречивание заявок, поданных иностранными гражданами или иностранными юридическими лицами, не допускается, основано на норме ст. 10 Закона о государственной тайне, в соответствии с которой "не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций и иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации".

4. Указание в п. 4 комментируемой статьи на применение настоящего Кодекса при рассмотрении заявок на секретные изобретения соответственно положениям ст. 1384, 1386 - 1389 ГК РФ означает следующее. В тех случаях, когда заявка подается не в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент), а в один из шести названных ранее уполномоченных органов, указание в вышеназванных статьях на Роспатент должно рассматриваться как указание на соответствующий уполномоченный орган.

Применение к секретным изобретениям и заявкам положений иных статей настоящего Кодекса вытекает из п. 2 ст. 1349 ГК РФ, если иное не предусмотрено специальными правилами его ст. 1401 - 1405 и изданными в соответствии с ними иными правовыми актами.

Следует обратить внимание на то, что в случае, когда заявка на изобретение по своей тематической направленности не может быть подана ни в один из уполномоченных органов, она подается в Роспатент и рассматривается им.

Со своей стороны вышеназванный Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение устанавливает процедуру подачи заявки на выдачу патента на секретное изобретение, порядок ознакомления с документами, содержащими сведения о секретных изобретениях, а также положения, связанные с особенностями проведения экспертизы по заявкам на выдачу патента на секретное изобретение.

Заявка на секретное изобретение подается лицом, обладающим правом на получение патента на секретное изобретение в соответствии с п. 1, 2 ст. 1357, п. 3 ст. 1370, п. 1 ст. 1371 и ст. 1373 настоящего Кодекса, с соблюдением требований законодательства о государственной тайне. К таким лицам относятся: автор секретного изобретения; работодатель (в случаях, когда секретное изобретение создано работником в связи с выполнением им своих служебных обязанностей или получением от работодателя конкретного задания, если иное не оговорено в трудовом или гражданско-правовом договоре); правопреемник автора или работодателя.

В случае подачи заявки автором от него не требуется доказательств, что именно он является изобретателем соответствующей технической разработки. Если такая разработка создана группой лиц (соавторами), право на подачу заявки принадлежит им совместно, т.е. в данном случае требуется согласие каждого из соавторов. Лицом, обладающим правом на подачу заявки, может выступать и работодатель. При определении лица, которое в отношении секретного изобретения является работодателем автора, следует исходить из норм трудового законодательства. Так, в соответствии с положением ст. 20 Трудового кодекса РФ работодателем может быть физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником - автором секретного изобретения.

Взаимоотношения между работодателем и автором секретного изобретения в случае создания последним служебного изобретения регламентируются п. 4 ст. 1370 ГК РФ.

Право на подачу заявки (получение патента) может перейти к другому лицу, которое именуется правопреемником. Правопреемниками в отношении права на получение патента на секретное изобретение являются лица, к которым это право перешло по договору с автором или работодателем, в силу закона или в порядке наследования (по завещанию). Так, в частности, правопреемником автора или работодателя (в случае, если это физическое лицо) является его наследник. В порядке наследования к наследнику переходят лишь те права, которые обеспечивают его имущественные права, в том числе право на подачу заявки, а также иные права, в частности, право на получение патента, вознаграждения за изобретения и т.д. Переход права (правопреемство) от автора или работодателя к другим лицам оформляется гражданско-правовым договором с соблюдением требований ст. 434 ГК РФ. В данном случае речь идет о частичном (сингулярном) правопреемстве. Универсальное правопреемство происходит по правилам ст. 58 настоящего Кодекса, когда правопреемником работодателя (юридического лица) становится другое юридическое лицо, к которому перешло указанное право при реорганизации.

Для подачи заявки на секретное изобретение, ведения по ней переписки после ее подачи и осуществления иных действий при рассмотрении заявки автор (работодатель, правопреемник автора или работодателя) может назначить своего представителя с выдачей ему доверенности. При назначении представителя сообщаются также сведения о форме и номере его допуска к работам с секретными документами.

Заявка на секретное изобретение от иностранных граждан или иностранных юридических лиц не принимается (подп. 5 п. 14 вышеназванного Административного регламента).

При подаче заявки на выдачу патента на секретное изобретение в Роспатент следует учитывать, что состав данной заявки определяется п. 2 ст. 1375 ГК РФ, а требования к документам заявки устанавливаются Административным регламентом. Так, в частности, необходимо отметить, что:

- все документы заявки на секретное изобретение подаются с использованием специальной связи (подп. 4 п. 14 Административного регламента) и представляются на русском языке в одном экземпляре (подп. 1 и 2 п. 10.11 Административного регламента);

- использование факса для передачи документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, не допускается (п. 13.3 Административного регламента);

- по заявке на выдачу патента на секретное изобретение представитель заявителя должен иметь соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (п. 12.2 Административного регламента) (допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений (ст. 2 Закона о государственной тайне));

- в случае необходимости Роспатент вправе запросить у лица, адрес которого указан в качестве адреса для секретной переписки, копию лицензии на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну (п. 12.3 Административного регламента);

- ознакомление с заявкой на секретное изобретение и материалами переписки по ней осуществляется при наличии у заявителя (его представителя) документа, удостоверяющего личность, предписания на выполнение задания установленной формы и справки о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну (п. 17 Административного регламента);

- с документами заявки, сведения о которой не опубликованы, а также с документами, содержащими сведения о секретных изобретениях, запатентованных в Российской Федерации, и секретных изобретениях, на которые выданы авторские свидетельства СССР, в той их части, на которую имеется указание в запросе, решении или отчете об информационном поиске по рассматриваемой заявке, заявитель может быть ознакомлен непосредственно в Роспатенте. Копии таких документов ему не высылаются. Ознакомление с документами, содержащими сведения о секретных изобретениях, осуществляется при наличии у заявителя или его представителя документа, удостоверяющего личность, предписания на выполнение задания установленной формы и справки о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну (п. 18 Административного регламента).

Задача формальной экспертизы заявки на секретное изобретение состоит в том, чтобы определить соответствие комплекта представленных документов, составляющих заявку, требованиям к документам заявки, предъявляемым настоящим Кодексом и вышеназванным Административным регламентом. Эти требования установлены для обеспечения возможности проведения по поданной заявке экспертизы по существу и выдачи патента.

Формальная экспертиза заявок на секретные изобретения проводится в соответствии со ст. 1384 ГК РФ и п. 23 Административного регламента.

Начальным этапом формальной экспертизы можно считать процедуру регистрации поступивших материалов заявки на изобретение и проверку уплаты пошлины за подачу заявки.

Поступившие в Роспатент документы, оформленные в соответствии с правилами секретного делопроизводства, регистрируются с простановкой даты поступления в качестве заявки на секретное изобретение при условии, что эти документы содержат как минимум заявление о выдаче патента на русском языке.

Документы секретных заявок должны быть представлены только на русском языке в одном экземпляре. Секретные заявки, поданные не на русском языке, а также заявки, поступившие от иностранных граждан или от иностранных юридических лиц, возвращаются заявителю без рассмотрения.

В случае поступления документов с нарушением правил секретного делопроизводства они возвращаются лицу, их подавшему, для оформления.

О факте поступления документов заявки лицо, обладающее правом на получение патента, уведомляется с сообщением ему регистрационного номера заявки и даты ее поступления.

Заявке на изобретение присваивается десятизначный регистрационный номер, первые четыре цифры которого обозначают год поступления заявки, пятая цифра - код, используемый для обозначения заявок на изобретения, пять остальных цифр - порядковый номер заявки в серии данного года. Для заявки на секретное изобретение первые четыре цифры регистрационного номера обозначают год поступления заявки, пятая цифра - код, используемый для обозначения заявок на секретные изобретения, шестая цифра - код, используемый для обозначения уполномоченного органа, четыре остальные цифры - порядковый номер заявки на секретное изобретение в серии данного года (подп. 1 п. 13.1 Административного регламента).

Если в процессе рассмотрения заявки, не являющейся заявкой на секретное изобретение, будет установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, принимаются меры к засекречиванию заявки в установленном порядке (подп. 4 п. 13.1 Административного регламента).

Если в процессе рассмотрения заявки на секретное изобретение степень секретности изобретения будет повышена, она в соответствии с п. 2 ст. 1403 ГК РФ передается в зависимости от ее тематической принадлежности в соответствующий уполномоченный орган (подп. 5 п. 13.1 Административного регламента).

Формальная экспертиза проводится по заявке, прошедшей регистрацию в соответствии с подп. 1 п. 13.1 Административного регламента.

При проведении формальной экспертизы заявки на секретное изобретение проверяются наличие документов, которые должны содержаться в заявке или прилагаться к ней (п. 10.2, 10.3 Административного регламента), и соблюдение установленных требований к документам заявки (п. 10.2 - 10.11 Административного регламента), выявляемое без анализа существа изобретения.

Заявление о выдаче патента на секретное изобретение оформляется в соответствии с п. 10.6 Административного регламента. При указании в заявлении нескольких заявителей секретная переписка ведется только по адресу, указанному в заявлении в качестве адреса для ведения секретной переписки.

В заявлении на выдачу патента на секретное изобретение графы 86, 87 Административного регламента не заполняются <1>.

--------------------------------
<1> Более подробно о требованиях к заявлению о выдаче патента на секретное изобретение см.: Правовое регулирование отношений, связанных с секретными изобретениями, в Российской Федерации / А.Д. Корчагин, В.В. Орлова, О.В. Добрынин, В.Е. Китайский, Е.А. Молчанова, А.М. Калюжная, С.Л. Шестакова. М.: ПАТЕНТ, 2009. С. 30 - 32.

Описание секретного изобретения составляется в соответствии с п. 10.7 Административного регламента. При составлении описания секретного изобретения следует руководствоваться ограничениями, вытекающими из законодательства о государственной тайне <1>.

--------------------------------
<1> См.: Там же. С. 33 - 35.

Экспертиза по существу проводится в соответствии с п. 1 ст. 1386 ГК РФ при условии завершения формальной экспертизы с положительным результатом и подачи заявителем ходатайства о проведении экспертизы заявки по существу.

При проведении экспертизы заявки на секретное изобретение по существу применяются положения ст. 1386 - 1389 ГК РФ.

В рамках настоящего комментария полагаем необходимым остановиться на некоторых особенностях экспертизы заявки на секретное изобретение.

При проведении тематического поиска по заказам отдельных лиц и организаций следует иметь в виду, что информация о секретных изобретениях должна быть сохранена в тайне и ознакомиться с ней могут только те лица, которые имеют право на работу с информацией ограниченного доступа.

В объем информационного поиска для целей проверки новизны заявленного секретного изобретения в уровень техники (п. 2 ст. 1350 ГК) также включаются (при условии их более раннего приоритета) секретные изобретения, запатентованные в Российской Федерации, и секретные изобретения, на которые выданы авторские свидетельства СССР.

При рассмотрении заявки на секретное изобретение секретные изобретения включаются в уровень техники при условии их более раннего приоритета, если для них установлена степень секретности не выше, чем степень секретности изобретения, новизна которого устанавливается (п. 5 ст. 1401 ГК).

Любое лицо, имеющее соответствующую форму доступа, может получить копию отчета о проведенном по заявке на выдачу патента информационном поиске при условии соответствующей оплаты. Третьим лицам, имеющим соответствующую форму доступа, копия отчета об информационном поиске может быть предоставлена не ранее даты регистрации сведений о заявке в соответствующем реестре.

Переписка с экспертизой ведется заявителем или его представителем, уполномоченным на это, по каждой заявке на секретное изобретение в отдельности, с соблюдением требований законодательства о государственной тайне. Материалы, имеющие гриф секретности, направляются в Роспатент в установленном для таких материалов порядке. Роспатент в случае необходимости может запросить у лица, осуществляющего переписку по заявке на секретное изобретение, копию лицензии на проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну.

Внесение изменений в документы заявки на секретное изобретение осуществляется в соответствии со ст. 1378 ГК РФ и п. 15 вышеназванного Административного регламента путем представления дополнительных материалов, удовлетворяющих требованиям п. 10.2 - 10.11 данного Регламента.

В соответствии со ст. 1378 ГК РФ заявитель имеет право внести в документы заявки на секретное изобретение исправления и уточнения до принятия по заявке решения, либо об отказе в выдаче патента, либо о признании заявки отозванной, если эти дополнения, уточнения и исправления не изменяют заявку на секретное изобретение. Изменение указания заявителя при передаче права на получение патента или в результате изменения наименования заявителя может быть произведено до даты регистрации изобретения в Государственном реестре изобретений РФ. Исправление очевидных и технических ошибок в документах заявки на секретное изобретение также может быть произведено до даты регистрации изобретения в Государственном реестре изобретений РФ. Поправка является очевидной, если из общеизвестных знаний для специалиста следует, что ничего, кроме предложенной поправки, не могло быть предпринято (подп. 6 п. 15 Административного регламента).

Заявитель (его представитель) может знакомиться с поданной им заявкой на секретное изобретение и материалами переписки по этой заявке как непосредственно в Роспатенте, согласовав предварительно дату и время ознакомления, так и путем запроса копий заявки, указанных материалов или их частей. Ознакомление в Роспатенте осуществляется при наличии у заявителя (его представителя) предписания установленной формы на выполнение задания, подписанного руководителем организации-заявителя, с представлением документа, удостоверяющего личность, и справки о допуске к секретным работам (п. 17 Административного регламента). Ознакомление с материалами, указываемыми экспертизой в процессе рассмотрения заявки на секретное изобретение, осуществляется в соответствии со ст. 1388 Кодекса. С документами заявки на секретное изобретение, в той ее части, на которую имеется указание в запросе, решении или отчете об информационном поиске по рассматриваемой заявке, заявитель может быть ознакомлен непосредственно в Роспатенте. Копии таких документов ему не высылаются. Ознакомление с документами заявки на секретное изобретение осуществляется в установленном порядке.

В рассмотрении заявки на секретное изобретение может принять участие представитель заявителя, если это следует из его полномочий, изложенных в доверенности. Лица, участвующие в экспертном совещании, должны иметь допуск к работам со сведениями, составляющими государственную тайну.

В соответствии со ст. 1380 ГК РФ заявитель вправе отозвать заявку. Отзыв заявки на секретное изобретение осуществляется в соответствии с п. 22 Административного регламента. Заявление об отзыве заявки может быть подано не позднее даты государственной регистрации изобретения в Государственном реестре изобретений РФ. Права заявителя в дальнейшем не могут основываться на отозванной заявке (в частности, не может быть испрошен приоритет в случаях, предусмотренных п. 2 - 4 ст. 1381 ГК).

Заявка на секретное изобретение, поступившая в Роспатент не по назначению, передается в соответствующий уполномоченный орган, компетентный в отношении такой заявки. По поступившей в Роспатент заявке, для которой степень секретности не установлена и которая содержит заявление о том, что в ней есть сведения, составляющие государственную тайну, проводится проверка содержания таких сведений в соответствии с Порядком проведения проверки содержания в заявке сведений, составляющих государственную тайну, утвержденным Правительством РФ.

Сведения о заявках на секретные изобретения и о выдаче патентов на секретные изобретения в соответствии с п. 2 ст. 1402 ГК РФ не публикуются. Это означает, что временная правовая охрана секретным изобретениям не предоставляется.

5. Пунктом 5 комментируемой статьи уровень техники для изобретений, который применяется при установлении новизны изобретения, для секретного изобретения дополнен по сравнению с п. 2 ст. 1350 ГК РФ сведениями о секретных изобретениях, охраняемых патентом Российской Федерации или авторским свидетельством СССР. Как и в случае уровня техники для открытых заявок, такое дополнение сделано, чтобы избежать выдачи двух охранных документов на одно и то же изобретение.

6. Возражение против решения, принятого по заявке на секретное изобретение уполномоченным органом, подается в этот же уполномоченный орган и рассматривается в установленном им порядке. Данное положение аналогично положению п. 2 ст. 1398 ГК РФ, определяющему порядок подачи и рассмотрения возражений по "открытым" (несекретным) изобретениям: возражение рассматривается в административном порядке в рамках того же органа, который принял решение о выдаче патента. Такое решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд, что вытекает из нормы п. 2 ст. 11 настоящего Кодекса.

Особенностью рассмотрения заявок на секретные изобретения в уполномоченных органах является то, что для них не предусмотрены рассмотрение и разрешение споров, связанных с секретными изобретениями, федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатентом).

После рассекречивания изобретения возражение против его выдачи должно подаваться и рассматриваться в том порядке, который предусмотрен для несекретных изобретений, т.е. федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатентом).

7. Секретным полезным моделям правовая охрана в рамках настоящего Кодекса не предоставляется. В соответствии с положениями п. 4 ст. 1390 ГК РФ в случае, когда при рассмотрении в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на полезную модель установлено, что содержащиеся в ней сведения составляют государственную тайну, документы заявки засекречиваются в порядке, установленном законодательством о государственной тайне. При этом заявителю сообщается о возможности отзыва заявки на полезную модель или преобразования ее в заявку на секретное изобретение. Рассмотрение такой заявки приостанавливается до получения от заявителя соответствующего заявления или до рассекречивания заявки.

Комментарии и консультации юристов по ст 1401 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1401 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.