Статья 1382. Конвенционный приоритет изобретения, полезной модели и промышленного образца

1. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи первой заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец в государстве - участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности (конвенционный приоритет) при условии подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение или полезную модель в течение двенадцати месяцев с указанной даты, а заявки на промышленный образец - в течение шести месяцев с указанной даты. Если по независящим от заявителя обстоятельствам заявка, по которой испрашивается конвенционный приоритет, не могла быть подана в указанный срок, этот срок может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на два месяца.

2. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на промышленный образец, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до истечения двух месяцев со дня подачи такой заявки и представить заверенную копию первой заявки, указанной в пункте 1 настоящей статьи, до истечения трех месяцев со дня подачи в указанный федеральный орган заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.Если заверенная копия первой заявки не представлена в указанный срок, право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному в этот федеральный орган исполнительной власти до истечения указанного срока. Ходатайство может быть удовлетворено при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение восьми месяцев с даты подачи первой заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем. (Абзац дополнительно включен с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ)
3. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение или полезную модель, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и представить в этот федеральный орган заверенную копию первой заявки в течение шестнадцати месяцев со дня ее подачи в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.При непредставлении заверенной копии первой заявки в указанный срок право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному им в этот федеральный орган до истечения указанного срока, при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение четырнадцати месяцев со дня подачи первой заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем. Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности вправе потребовать от заявителя представления перевода на русский язык первой заявки на изобретение или полезную модель только в случае, если проверка действительности притязания на приоритет изобретения или полезной модели связана с установлением патентоспособности заявленных изобретения или полезной модели. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

Комментарий к статье 1382 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена конвенционному приоритету изобретения, полезной модели или промышленного образца.

Право конвенционного приоритета предусмотрено ст. 4 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (далее - Парижская конвенция), к которой СССР присоединился в 1965 г. Как известно, Российская Федерация, являясь правопреемницей СССР, должна выполнять международно-правовые обязательства, вытекающие из положений Парижской конвенции.

Нормы о конвенционном приоритете - это основополагающие нормы материального патентного права, лежащие в основе многостороннего международного договора по охране промышленной собственности.

Право конвенционного приоритета заключается в возможности для заявителя, надлежащим образом подавшего первую заявку в одной из стран - участниц Парижской конвенции, или его правопреемника подавать в течение определенных сроков заявки во всех других странах-участницах с сохранением даты приоритета первой заявки.

Сроки конвенционного приоритета составляют 12 месяцев в отношении изобретений и полезных моделей и шесть месяцев в отношении промышленных образцов.

Основанием для возникновения права конвенционного приоритета является всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной подачи заявки в соответствии как с национальным законодательством каждой страны - участницы Парижской конвенции, так и с двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенными между странами-участницами (например, Договор о патентной кооперации 1970 г., Европейская патентная конвенция 2000 г., Евразийская патентная конвенция 1994 г.).

Под правильно оформленной национальной подачей заявки понимается всякая подача, которая достаточна для установления даты подачи заявки в соответствующей стране - участнице Парижской конвенции, какова бы ни была дальнейшая судьба этой заявки.

Следовательно, существует возможность установления конвенционного приоритета на основании отозванной или признанной отозванной первой заявки. Этой особенностью конвенционный приоритет выгодно отличается от внутреннего приоритета (см. комментарий к п. 3 ст. 1381 ГК РФ), установление которого невозможно на основании отозванной или признанной отозванной более ранней заявки.

Представляется важным положение Парижской конвенции о том, что в странах-участницах допускается подача заявки на полезную модель с использованием права приоритета, основанного на подаче заявки на изобретение, и наоборот.

Кроме того, следует обратить внимание на императивную норму п. F ст. 4 Парижской конвенции, согласно которому ни одна страна-участница не имеет права не признать приоритет или отклонить заявку на патент на изобретение <1> на том основании, что заявитель притязает на несколько приоритетов, в том числе установленных в разных странах (так называемый множественный приоритет), или на том основании, что заявка, притязающая на один или несколько приоритетов, содержит один или несколько элементов, которые не были включены в заявку или заявки, по которым испрашивается приоритет (так называемый частичный приоритет). При этом в обоих случаях, согласно закону страны-участницы, должно существовать единство изобретения.

--------------------------------
<1> Неточность, допущенная в опубликованных переводах п. F ст. 4 Парижской конвенции (указано слово "патент" вместо слов "патент на изобретение"), дает основание некоторым авторам утверждать, что указанный пункт относится ко всем объектам промышленной собственности, о которых речь идет в ст. 1382 ГК РФ. В действительности в подписанном французском тексте Парижской конвенции фигурирует термин "патент на изобретение" (brevet d'invention). Кроме того, из общего контекста указанного пункта вытекает, что в нем говорится только об изобретениях, поскольку закреплено условие единства изобретения в отношении как множественного, так и частичного приоритетов.

2. В пункте 1 комментируемой статьи определены общие условия установления конвенционного приоритета, а именно:

- дата подачи первой заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец в государстве - участнике Парижской конвенции как точка отсчета конвенционного приоритета;

- подача в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет;

- указанная подача заявки должна быть осуществлена в течение 12 месяцев с даты подачи первой заявки для изобретений и полезных моделей и в течение шести месяцев - для промышленных образцов.

Вместе с тем установленный срок (12 месяцев или шесть месяцев) может быть продлен федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но не более чем на два месяца, если по не зависящим от заявителя обстоятельствам он не мог быть соблюден. Если заявка подана в течение указанных двух месяцев, то орган экспертизы проверяет, названы ли заявителем такие обстоятельства и, если они названы, устанавливает необходимость документального подтверждения того, что эти обстоятельства имеют место.

Указанная возможность продления срока испрашивания конвенционного приоритета - это послабление, предоставляемое заявителю российским законодательством, которое не предусмотрено положениями Парижской конвенции.

3. В пункте 2 комментируемой статьи определены специальные условия испрашивания (установления) конвенционного приоритета в отношении заявки на полезную модель или промышленный образец:

- предоставление в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности ходатайства об установлении конвенционного приоритета до истечения двух месяцев с даты подачи в него заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет;

- предоставление в указанный федеральный орган заверенной копии первой заявки до истечения трех месяцев с даты подачи в него заявки, по которой испрашивается конвенционный приоритет.

4. В пункте 3 комментируемой статьи раскрыты особенности испрашивания (установления) конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение.

Следует отметить, что в указанном пункте нашли отражение многие положения Договора о патентном праве (PLT) от 1 июня 2000 г. и Инструкции к этому Договору.

Кроме того, можно констатировать, что условия испрашивания (установления) конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение имеют более льготный характер по сравнению с аналогичными условиями в отношении полезных моделей и промышленных образцов.

5. В абзаце первом п. 3 комментируемой статьи определены специальные условия испрашивания (установления) конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение:

- представление в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности ходатайства об установлении конвенционного приоритета в течение 16 месяцев со дня ее подачи в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции;

- представление в указанный федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заверенной копии первой заявки в течение 16 месяцев со дна ее подачи в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции.

6. В абзаце втором п. 3 предусмотрена возможность признания (согласно ранее действовавшему патентному законодательству - восстановления) федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности права конвенционного приоритета по заявке на изобретение при несоблюдении заявителем 16-месячного срока представления заверенной копии первой заявки.

Такое признание осуществляется по ходатайству заявителя, поданному им в указанный орган до истечения указанного срока, т.е. 16-месячного срока с даты подачи первой заявки в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции.

Указанное ходатайство удовлетворяется при наличии следующих условий:

- копия первой заявки запрошена заявителем в патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение 14 месяцев со дня ее подачи;

- заверенная копия первой заявки представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.

7. В абзаце третьем п. 3 урегулирован вопрос перевода первой заявки на русский язык, если она составлена на другом языке.

Такой перевод может быть потребован от заявителя федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности только в том случае, если проверка действительности притязания на приоритет изобретения связана с установлением патентоспособности заявленного изобретения.

По сравнению с ранее действовавшим патентным законодательством (абз. третий п. 2 ст. 19 Патентного закона РФ) в указанной норме после слова "приоритет" добавлено слово "изобретение".

Это, казалось бы, небольшое добавление чревато серьезными правовыми последствиями, поскольку допускает, хотя и косвенно, установление приоритета не в отношении заявки на изобретение, а в отношении непосредственно самого изобретения. А в таком случае неизбежны, как в США, споры о времени создания изобретения, что совершенно чуждо российскому патентному праву.

Поэтому следует считать, что в данной норме речь идет не о приоритете изобретения, а о приоритете в отношении заявки на изобретение.

Другой комментарий к статье 1382 Гражданского Кодекса РФ

1. Положения п. 1 комментируемой статьи посвящены праву конвенционного приоритета. Российская Федерация является участницей Парижского союза, объединяющего страны - участницы Конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. СССР подписал Парижскую конвенцию 12 октября 1967 г.

Одним из принципов Парижской конвенции 1883 г. является право конвенционного приоритета, его содержание раскрывается в ст. 4:

"A - (1) любое лицо, надлежащим образом подавшее заявку на патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или товарный знак в одной из стран Союза, или правопреемник этого лица пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение сроков, указанных ниже.

(2) Основанием для возникновения права приоритета признается всякая подача заявки, имеющая силу правильно оформленной национальной подачи заявки в соответствии с национальным законодательством каждой страны Союза или с двусторонними или многосторонними соглашениями, заключенными между странами Союза.

(3) Под правильно оформленной национальной подачей заявки следует понимать всякую подачу, которой достаточно для установления даты подачи заявки в соответствующей стране, какова бы ни была дальнейшая судьба этой заявки.

B - вследствие этого последующая подача заявки в одной из прочих стран Союза до истечения этих сроков не может быть признана недействительной на основании действий, совершенных в этот промежуток времени, в частности, на основании другой подачи заявки, опубликования изобретения или его использования, выпуска в продажу экземпляров образца, применения знака, и эти действия не могут послужить основанием для возникновения какого-либо права третьих лиц или какого-либо права личного владения. Права, приобретенные третьими лицами до дня первой заявки, которая служит основанием для права приоритета, сохраняются в соответствии с внутренним законодательством каждой страны Союза.

C - (1) упомянутые выше сроки приоритета составляют двенадцать месяцев для патентов на изобретения и для полезных моделей и шесть месяцев для промышленных образцов и товарных знаков.

(2) Отсчет этих сроков начинается с даты подачи первой заявки, день подачи в срок не включается.

(3) Если последний день срока является по закону праздничным днем или днем, когда ведомство не открыто для приема заявок в той стране, где испрашивается охрана, срок продлевается до первого последующего рабочего дня".

Примером является Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 декабря 2009 г. N КА-А40/13514-09 по делу N А40-473/09-5-6, в котором реализован принцип конвенционного приоритета, состоящий том, что дата первой иностранной заявки при реализации заявителем права конвенционного приоритета является датой подачи отечественной заявки.

Суд кассационной инстанции со ссылкой на подп. 2 п. G ст. 4 Парижской конвенции, согласно которому заявитель может по своей инициативе разделить заявку на патент, сохраняя в качестве даты каждой отдельной заявки дату первоначальной заявки и в соответствующих случаях преимущество права приоритета, отметил, что в судебных актах нижестоящих инстанций обоснованно указано, что датой подачи заявки на спорный патент является не 20 апреля 1992 г., а 8 мая 1986 г. - дата подачи заявителем заявки на регистрацию изобретения в США, содержащего формулу изобретения, раскрытого в заявке США N 732783, из которой выделена спорная отечественная заявка.

Вместе с тем, прежде чем приступить к иностранному патентованию объектов промышленной собственности, заявителю необходимо обратить внимание на положения ст. 1395 ГК РФ, согласно которым заявка на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, может быть подана в иностранном государстве или в международную организацию по истечении шести месяцев со дня подачи соответствующей заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если в указанный срок заявитель не будет уведомлен о том, что в заявке содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

Заявка на изобретение или полезную модель может быть подана ранее указанного срока, но после проведения по просьбе заявителя проверки наличия в заявке сведений, составляющих государственную тайну.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 928 утверждены Правила проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну.

Если по не зависящим от заявителя обстоятельствам заявка, по которой испрашивается конвенционный приоритет, не могла быть подана в установленный срок, п. 1 комментируемой статьи предусмотрена возможность его продления не более чем на два месяца федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи предусмотрено, что заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на промышленный образец, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности до истечения двух месяцев со дня подачи такой (отечественной) заявки, а также представить в этот федеральный орган заверенную копию первой (иностранной) заявки до истечения трех месяцев со дня подачи в указанный федеральный орган заявки (отечественной), по которой испрашивается конвенционный приоритет.

В отношении вышеуказанного заверения заявки в подп. 3 п. D ст. 4 Парижской конвенции 1883 г. отмечено, что копия, заверенная учреждением, принявшим эту заявку (т.е. иностранным патентным ведомством), не требует никакой легализации и может быть во всех случаях представлена в любой момент в течение трех месяцев со дня подачи последующей заявки без уплаты каких-либо сборов.

Кроме того, согласно абз. 2 п. 2 комментируемой статьи если заверенная копия первой заявки не представлена до истечения трех месяцев со дня подачи отечественной заявки на промышленный образец, право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному в этот федеральный орган исполнительной власти до истечения указанного срока. Ходатайство может быть удовлетворено при условии, что копия первой (иностранной) заявки запрошена заявителем в соответствующем иностранном патентном ведомстве в течение восьми месяцев с даты подачи первой (иностранной) заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.

3. Аналогичное вышеизложенному правило содержится в п. 3 комментируемой статьи. В нем отмечено, что заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение или полезную модель, должен сообщить об этом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности и представить в этот федеральный орган заверенную копию первой (т.е. иностранной) заявки в течение 16 месяцев со дня ее подачи в патентное ведомство государства - участника Парижской конвенции 1883 г. по охране промышленной собственности.

Закон предусматривает возможность восстановления вышеуказанного пропущенного срока указанием на то, что при непредставлении заверенной копии первой (иностранной) заявки в указанный срок право приоритета тем не менее может быть признано федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности по ходатайству заявителя, поданному им в этот федеральный орган до истечения указанного срока, при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем в (иностранном) патентном ведомстве, в которое подана первая заявка, в течение 14 месяцев со дня подачи первой (иностранной) заявки и представлена в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в течение двух месяцев со дня ее получения заявителем.

Комментарии и консультации юристов по ст 1382 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1382 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.