Статья 1381. Установление приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца

1. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца устанавливается по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

2. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате поступления дополнительных материалов, если они оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки, которая подана до истечения трехмесячного срока со дня получения заявителем уведомления федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о невозможности принять во внимание дополнительные материалы в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного решения, и при условии, что на дату подачи такой самостоятельной заявки заявка, содержащая указанные дополнительные материалы, не отозвана и не признана отозванной.

3. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате подачи тем же заявителем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности более ранней заявки, раскрывающей эти изобретение, полезную модель или промышленный образец, при условии, что более ранняя заявка не отозвана, не признана отозванной и по ней не состоялась государственная регистрация изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствующем реестре на дату подачи заявки, в которой испрашивается приоритет, и при этом заявка на изобретение, в которой испрашивается приоритет, подана в течение двенадцати месяцев с даты подачи более ранней заявки, а заявка на полезную модель или промышленный образец - в течение шести месяцев с даты подачи более ранней заявки. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.При подаче заявки, в которой испрашивается приоритет, более ранняя заявка признается отозванной. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.Приоритет не может устанавливаться по дате подачи заявки, в которой уже испрашивался более ранний приоритет. (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

4. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца по выделенной заявке устанавливается по дате подачи тем же заявителем в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности первоначальной заявки, раскрывающей эти изобретение, полезную модель или промышленный образец, а при наличии права на установление более раннего приоритета по первоначальной заявке - по дате этого приоритета при условии, что на дату подачи выделенной заявки первоначальная заявка на изобретение, полезную модель или промышленный образец не отозвана и не признана отозванной и выделенная заявка подана до того, как исчерпана предусмотренная настоящим Кодексом возможность подать возражение на решение об отказе в выдаче патента по первоначальной заявке, либо до даты регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца, если по первоначальной заявке принято решение о выдаче патента.

5. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен на основании нескольких ранее поданных заявок или дополнительных материалов к ним с соблюдением условий, предусмотренных соответственно пунктами 2, 3 и 4 настоящей статьи и статьей 1382 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 1381 ГК РФ

1. Раздел 2 параграфа 5 гл. 72 ГК РФ посвящен чрезвычайно важному институту патентного права - приоритету изобретения, полезной модели и промышленного образца.

Прежде вопросы приоритета были урегулированы в единственной и довольно объемной ст. 19 Патентного закона РФ. Упомянутый раздел 2 состоит из трех статей, которые в принципе повторяют положения ст. 19 Патентного закона РФ.

2. В пункте 1 комментируемой статьи предусмотрено общее правило установления приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца: по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Под приоритетом обычно понимается признание указанным федеральным органом первенства в оформлении прав на техническое или художественно-конструкторское решение. Конкретные даты приоритета относятся к юридическим фактам, имеющим исключительно важное значение при проведении экспертизы заявок на патентоспособность, а также при рассмотрении возражений против выдачи патентов. В конечном счете дата приоритета служит для исключения появления нескольких охранных документов на один и тот же результат интеллектуальной деятельности.

3. В пункте 2 анализируемой статьи представлен случай установления приоритета по дате поступления дополнительных материалов, если они оформлены заявителем в качестве самостоятельной заявки.

Установление комментируемого приоритета возможно при наличии двух условий:

- самостоятельная заявка должна быть подана до истечения трехмесячного срока с даты получения заявителем уведомления федерального орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности о невозможности принять во внимание дополнительные материалы в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного решения;

- на дату подачи самостоятельной заявки заявка, содержащая указанные дополнительные материалы, не отозвана и не признана отозванной.

4. В пункте 3 комментируемой статьи закреплено так называемое правило о внутреннем приоритете, согласно которому приоритет может устанавливаться по дате поступления более ранней заявки того же заявителя. Такой приоритет получил условное название внутреннего, поскольку заявки (более ранняя заявка и новая заявка) подаются в одно и то же патентное ведомство, в отличие, например, от конвенционного приоритета (см. комментарий к ст. 1382 ГК РФ), когда заявки (первая заявка и последующая заявка) подаются в разные патентные ведомства.

Для целей испрашивания заявителем приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности его более ранней заявки требуется наличие следующих условий:

- подача в вышеуказанный орган заявки, по которой испрашивается такой приоритет, заявителем более ранней заявки в течение 12 месяцев с даты подачи более ранней заявки на изобретение или в течение шести месяцев с даты подачи более ранней заявки на полезную модель или промышленный образец;

- ранее поданная заявка не отозвана и не признана отозванной на дату подачи заявки, по которой испрашивается такой приоритет;

- по ранее поданной заявке не испрашивается приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца более ранний, чем дата подачи этой заявки (т.е. приоритет не может устанавливаться по дате подачи заявки, по которой уже испрашивался более ранний приоритет).

Последнее условие призвано исключить возможность многократного переноса заявителем на более поздний срок публикацию сведений о заявке на изобретение, а также возможность отсрочки на неопределенный срок начала действия патента на полезную модель или промышленный образец.

Следует отметить, что испрашивание внутреннего приоритета влечет для заявителя некоторые негативные последствия, так как при подаче заявки с испрашиванием указанного приоритета его более ранняя заявка признается отозванной, о чем заявитель уведомляется.

Небезынтересен вопрос о том, возможно ли испрашивание внутреннего приоритета по заявке на изобретение на основании более ранней заявки на полезную модель, и наоборот - по заявке на полезную модель на основании более ранней заявке на изобретение? Ведь указанные результаты интеллектуальной деятельности имеют большое сходство, а условия определения даты подачи, по которой устанавливается приоритет, для указанных заявок по сути идентичны.

Однако на этот вопрос следует ответить отрицательно, поскольку для подобного толкования нет законных оснований. Установление приоритета, в том числе и внутреннего, является одним из элементов экспертизы заявки по существу, т.е. относится к сфере административного права. А в указанной отрасли права действует правовой принцип, согласно которому разрешено только то, что непосредственно указано в законе. Следовательно, поскольку рассматриваемый случай установления внутреннего приоритета прямо не предусмотрен п. 3 комментируемой статьи, то обе заявки (более ранняя заявка и новая заявка) должны быть заявками на один и тот же результат интеллектуальной деятельности.

5. В пункте 4 данной статьи регламентируется установление приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца по выделенной заявке.

Для целей испрашивания заявителем указанного приоритета необходимо наличие следующих условий:

- подача в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выделенной заявки заявителем первоначальной заявки до того, как исчерпана предусмотренная ГК РФ возможность подать возражение на решение об отказе в выдаче патента по первоначальной заявке, либо до даты регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца, если по первоначальной заявке принято решение о выдаче патента;

- первоначальная заявка не отозвана и не признана отозванной до даты подачи выделенной заявки.

В случае соблюдения упомянутых выше условий приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца устанавливается по дате подачи первоначальной заявки, а при наличии права приоритета по первоначальной заявке - по дате этого приоритета.

Если первоначальная заявка является конвенционной заявкой, то, в соответствии со ст. 4 (G) Парижской конвенции по охране промышленной собственности, датой подачи выделенной заявки считается дата подачи конвенционной заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, если имеется соответствующая просьба заявителя.

6. Согласно п. 5 комментируемой статьи приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен на основании нескольких ранее поданных заявок или дополнительных материалов к ним (так называемый множественный приоритет).

В зависимости от указанных заявителем оснований для испрашивания множественного приоритета проверяется соблюдение условий, предусмотренных, соответственно, п. 2, 3 и 4 комментируемой статьи, а также ст. 1382 ГК РФ. Иными словами, правило о множественном приоритете относится ко всем видам более раннего приоритета.

Так, если для изобретения, охарактеризованного в одном из независимых пунктов формулы изобретения, испрашивается приоритет по дате подачи более ранней заявки того же заявителя, а в отношении изобретения, охарактеризованного в другом независимом пункте, - по дате поступления дополнительных материалов к этой заявке, то в отношении каждого из указанных изобретений должны быть соблюдены условия, приведенные в соответствующем пункте (п. 3 и 2 комментируемой статьи).

Если заявителем при испрашивании приоритета на основании нескольких ранее поданных заявок не разнесены их даты по пунктам многозвенной формулы изобретения, заявителю предлагается указать, каким пунктам формулы изобретения соответствуют даты испрашиваемого приоритета. При этом заявителю сообщается, что в случае непредставления соответствующих сведений в отношении всех пунктов формулы изобретения устанавливается приоритет по наиболее поздней дате.

Другой комментарий к статье 1381 Гражданского Кодекса РФ

1. Приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца является одной из основных категорий патентного права. В этом качестве категория приоритета составляет принцип патентного права, объективированный в п. 1 комментируемой статьи. В качестве общего начала патентного права принцип приоритета имеет доктринальное и прикладное значение для многих институтов патентного права.

К примеру, в п. 10.7.4.2 Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. N 327, отмечено, что для установления новизны в качестве аналога изобретения указывается средство того же назначения, известное из сведений, ставших общедоступными до даты приоритета изобретения. Также согласно п. 24.1 Административного регламента приема заявок на изобретение при экспертизе заявки по существу проводится установление приоритета изобретения.

Вместе с тем категория приоритета в субъективном смысле представляет собой право приоритета. Управомоченным субъектом названного права является лицо, считающее, что им создан объект технического творчества, отвечающий установленным законом условиям патентования соответственно в отношении изобретения, полезной модели или промышленного образца. Такое лицо имеет охраняемую законом возможность, подав заявку на государственную регистрацию изобретения, полезной модели или промышленного образца, требовать официального установления даты подачи своей заявки.

Другим субъектом права приоритета является федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, имеющий обязанность зафиксировать дату подачи соответствующей заявки. В этой обязанности проявляется облигаторная природа патентного права - установление даты приоритета составляет публично-правовую обязанность государства в лице названного органа.

Прием и регистрация заявки осуществляются федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии с подп. 1 п. 13.1 Административного регламента приема заявок на изобретение, согласно которому поступившие в Роспатент документы регистрируются как заявка с простановкой даты их поступления, если эти документы содержат как минимум заявление о выдаче патента на русском языке.

Заявке в день поступления присваивается десятизначный регистрационный номер Роспатента (первые четыре цифры означают год поступления заявки, пятая цифра - код, используемый для обозначения заявок на изобретения, пять остальных цифр - порядковый номер заявки в серии данного года, а в заявке на секретное изобретение первые четыре цифры означают год поступления заявки, пятая цифра - код, используемый для обозначения заявок на секретные изобретения, шестая цифра - код, используемый для обозначения Роспатента, четыре остальные цифры - порядковый номер заявки на секретное изобретение в серии данного года).

О факте поступления документов заявки заявитель уведомляется с сообщением ему регистрационного номера заявки и даты поступления документов. Уведомление направляется в течение двух недель со дня поступления документов заявки.

Аналогичные положения закреплены в соответствующих нормативных правовых актах в отношении полезной модели и промышленного образца.

Приведенные положения также характеризуют категорию приоритета в качестве юридического факта, поскольку с датой приоритета закон связывает возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей субъектов патентного права.

Установление даты подачи заявки регулируется п. 3 ст. 1375 ГК РФ, подп. 1 п. 23.6 Административного регламента приема заявок на изобретение, в соответствии с которыми датой подачи заявки на изобретение считается дата поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности заявки, содержащей заявление о выдаче патента, описание изобретения и чертежи, если в описании на них имеется ссылка, а если указанные документы представлены не одновременно - дата поступления последнего из документов.

Аналогичные положения закреплены в ст. 1376 и 1377 ГК РФ, а также в соответствующих нормативных правовых актах в отношении полезной модели и промышленного образца.

2. В п. 2 комментируемой статьи закреплено правило о том, что приоритет изобретения, полезной модели или промышленного образца может быть установлен по дате поступления в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности дополнительных материалов к первоначальной заявке, которые ранее федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности были отклонены в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного в первоначальной заявке решения.

Условием реализации указанного правомочия являются три фактора.

Первый заключается в том, что дополнительные материалы должны быть оформлены заявителем в качестве новой самостоятельной заявки. Очевидно, что такие материалы уже не будут являться дополнительными в отношении первоначальной заявки.

Второй состоит в том, что новая самостоятельная заявка должна быть подана до истечения трехмесячного срока со дня получения заявителем уведомления федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о невозможности принять во внимание дополнительные материалы в связи с признанием их изменяющими сущность заявленного решения по первоначальной заявке.

Третий связан с тем, что на дату подачи новой самостоятельной заявки первоначальная заявка, содержащая указанные дополнительные материалы, не отозвана и не признана отозванной.

3. В п. 3 комментируемой статьи содержатся положения о правиле "внутреннего" приоритета, аналогичного "внешнему", конвенционному, приоритету.

Правило о внутреннем приоритете заключается в том, что заявитель вправе претендовать на установление даты приоритета в отношении изобретения, полезной модели или промышленного образца по дате подачи им же в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности более ранней заявки, раскрывающей эти изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Условия реализации указанного права состоят в том, что, во-первых, на дату подачи заявки, по которой испрашивается "внутренний приоритет", более ранняя заявка должна быть не отозвана, не признана отозванной и по ней не состоялась государственная регистрация изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствующем реестре; во-вторых, заявка на изобретение, в которой испрашивается "внутренний приоритет", должна быть подана в течение 12 месяцев с даты подачи более ранней заявки, а заявка на полезную модель или промышленный образец - в течение шести месяцев с даты подачи более ранней заявки.

Практический смысл правила о внутреннем приоритете состоит в предоставлении заявителю возможности без утраты приоритета, установленного по более ранней заявке, преобразовать такую заявку на изобретение в заявку на полезную модель или промышленный образец (п. 1 ст. 1379 ГК), либо преобразовать более раннюю заявку на полезную модель в заявку на изобретение или промышленный образец, либо преобразовать заявку на промышленный образец в заявку на изобретение или полезную модель (п. 2 ст. 1379 ГК).

Более того, согласно п. 3 ст. 1379 ГК РФ преобразование заявки на изобретение, полезную модель или промышленный образец допускается в случае, если сохраняются приоритет и дата подачи преобразованной заявки.

Кроме того, правило о внутреннем приоритете предоставляет заявителю возможность исправления дефектов более ранней заявки путем подачи нового заявления, учитывающего опыт более ранней заявки.

Также необходимо отметить, что благодаря правилу о внутреннем приоритете у заявителя появляется возможность воспользоваться легальной отсрочкой публикации сведений о заявке на изобретение. Дело в том, что федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности в соответствии с п. 1 ст. 1385 ГК РФ производит публикацию сведений о заявке на изобретение по истечении 18 месяцев с даты подачи заявки на изобретение, в которой испрашивается приоритет по дате более ранней заявки.

Соответственно, в п. 3 комментируемой статьи указано, что приоритет не может устанавливаться по дате подачи заявки, в которой уже испрашивался более ранний приоритет, а также то, что при подаче заявки, в которой испрашивается приоритет, более ранняя заявка признается отозванной.

4. Пунктом 4 комментируемой статьи предусмотрено право установления заявителем приоритета по выделенной заявке по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности первоначальной заявки, раскрывающей изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Возможность подачи выделенной заявки с сохранением приоритета по первоначальной заявке является следствием изменения заявителем в ходе экспертизы по существу мнения относительно соответствия первоначальной заявки требованию единства изобретения, предусмотренному в п. 1 ст. 1375 ГК РФ и в п. 10.5 Административного регламента приема заявок на изобретение.

Согласно п. 1 ст. 1375 ГК РФ единство изобретения состоит в том, что заявка на выдачу патента на изобретение (заявка на изобретение) должна относиться к одному изобретению или к группе изобретений, связанных между собой настолько, что они образуют единый изобретательский замысел (требование единства изобретения).

Таким образом, в ситуации раскрытия в первоначальной заявке сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца комментируемая норма предоставляет заявителю право установления даты приоритета не по дате подачи в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности выделенной заявки, а по дате подачи первоначальной заявки.

Условием реализации указанного права является то, что на дату подачи выделенной заявки первоначальная заявка на изобретение, полезную модель или промышленный образец не должна быть отозвана и не должна быть признана отозванной и выделенная заявка подана до того, как исчерпана предусмотренная Кодексом возможность подать возражение на решение об отказе в выдаче патента по первоначальной заявке либо до даты регистрации изобретения, полезной модели или промышленного образца, если по первоначальной заявке принято решение о выдаче патента.

Судебная практика подчеркивает, что для реализации права установления заявителем приоритета по выделенной заявке по дате подачи первоначальной заявки важна тождественность субъектного состава первоначальной и выделенной заявок.

Так, Мосгорсуд в Апелляционном определении от 20 ноября 2013 г. по делу N 11-32698/13 отметил, что доводы апелляционной жалобы Ж. (истец) о том, что им была подана в Роспатент выделенная заявка, по которой дата приоритета должна быть определена по дате первоначальной заявки, суд не принял во внимание, поскольку разработчиками спорного препарата являлись Ж., М.Н., О., создавшие данный препарат, между тем в заявке на патент, которую истец подал в ноябре 2011 г., Ж. указал в качестве автора лишь себя: в качестве соавторов в заявку не были внесены ни О., ни М.Н.

Комментарии и консультации юристов по ст 1381 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1381 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.