Статья 1355. Государственное стимулирование создания и использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов

Государство стимулирует создание и использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, предоставляет их авторам, а также патентообладателям и лицензиатам, использующим соответствующие изобретения, полезные модели и промышленные образцы, льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Комментарий к статье 1355 ГК РФ

1. Комментируемая статья представляет собой яркий пример декларативной нормы, имеющей отсылочный характер. Формулировка комментируемой статьи претерпела определенные изменения по сравнению с ее прототипом в ранее действующем законодательстве (ст. 34 Патентного закона РФ). Из текста комментируемой статьи исключено упоминание о льготных условиях налогообложения и кредитования, что в принципе является самым важным для целей стимулирования создания и использования изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

2. Однако именно в сфере налогообложения сохранились некоторые льготные условия для субъектов изобретательской и художественно-конструкторской деятельности.

Так, согласно подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению передача исключительных прав, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

В соответствии с п. 3 ст. 221 НК РФ авторы открытий, изобретений, промышленных образцов имеют право на профессиональные налоговые вычеты в случае документального подтверждения ими материальных затрат, связанных с созданием технических решений, а если затраты не могут быть подтверждены, то вычеты предоставляются в соответствии со шкалой нормативных затрат. Как следует из вышеизложенного, при формулировке указанной нормы законодатель не учел авторов полезных моделей, т.е. использовал нормативные правовые акты, действовавшие ранее в СССР.

К налоговым льготам по уплате налога на прибыль организаций можно условно отнести норму ст. 262 НК РФ о списании на прочие расходы расходов на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки.

В соответствии с подп. 2.1, 2.2 и 2.3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на следующие расходы:

- на приобретение исключительных прав, в том числе на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора;

- на патентование и/или оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;

- на научные исследования и/или опытно-конструкторские разработки, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 262 НК РФ.

3. Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров от 12 августа 1993 г. (с последующими изменениями) отдельным категориям граждан (например, участникам ВОВ и приравненным к ним лицам) предоставляются льготы по уплате пошлин (освобождение от уплаты, отсрочка от уплаты, уменьшение размера пошлин), действие которых прекращается при заключении лицензионного договора или договора об отчуждении патента.

К государственному стимулированию можно условно приравнять установление права авторов, не являющихся патентообладателями, на вознаграждение за служебные изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Западный вариант решения проблемы служебных изобретений значительно жестче для авторов-изобретателей: служебные изобретения безусловно принадлежат работодателю, а их авторы получают вознаграждение в редких случаях, как правило, когда условие об этом включено в трудовой договор.

Вполне очевидно, что столь скромный перечень льгот явно недостаточен для целей стимулирования перехода экономики нашей страны на инновационный путь развития.

4. Поучительны меры государственного стимулирования изобретательства, которые были предусмотрены Законом СССР "Об изобретениях в СССР" от 31 мая 1991 г., вступившим в силу с 1 июля 1991 г. Так, прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые патентообладателями от использования изобретений, продажи или покупки лицензий, освобождались от налогообложения в течение пятилетнего срока. Этот срок мог быть продлен по отношению к изобретениям, имеющим важное народнохозяйственное значение (в первую очередь в области экологии и медицины).

Указанная льгота распространялась также на предприятия, которые специально создавались для изготовления новой техники и в определенных случаях на госбюджетные организации. Предприятия могли создавать фонды поощрения изобретательской деятельности, которые также не подлежали налогообложению. Государственный заказ на выпуск продукции, при изготовлении которой предполагалось использовать чужие патенты (в том числе и иностранных патентообладателей), влек для государственных органов обязанность обеспечить приобретение соответствующих лицензий.

Вполне очевидно, что некоторые льготы для авторов (например, право на дополнительную жилую площадь), предусмотренные указанным Законом, нереальны в условиях рыночных отношений.

Другой комментарий к статье 1355 Гражданского Кодекса РФ

1. Ранее нормы о стимулировании изобретательской деятельности были предусмотрены ст. 34 Патентного закона РФ и ст. 28 Закона СССР от 31 мая 1991 г. N 2213-1 "Об изобретениях в СССР" <1>, согласно которой прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые предприятием-патентообладателем от использования изобретения в собственном производстве, а также от продажи на него лицензии, не подлежали налогообложению в течение пяти лет с даты начала использования изобретения или продажи лицензии в пределах срока действия патента, а прибыль (доход) и валютная выручка, получаемые предприятием от использования изобретения в результате покупки лицензии, не подлежали налогообложению в течение пяти лет с даты начала использования изобретения.

--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 25. Ст. 703.

Примеры государственного стимулирования изобретателей имели место и в постреволюционном законодательстве. Так, п. 1 Постановления СНК РСФСР от 20 октября 1928 г. "О мероприятиях по содействию изобретательству" предусматривал обязанность народных комиссариатов РСФСР, в ведении которых состоят промышленные предприятия, а также Народного комиссариата здравоохранения РСФСР организовать в своем составе бюро содействия изобретательству. В задачи таких бюро входили:

а) оказание изобретателям в необходимых случаях научной и технической помощи, как-то: выполнение чертежей, производство расчетов, постройка моделей и т.п.;

б) выяснение технической и экономической ценности изобретений;

в) содействие получению изобретателями патентов как в пределах Союза ССР, так и за границей и оказание им патентно-правовой помощи при разработке и оформлении договоров об эксплуатации изобретений;

г) отбор технически и экономически ценных изобретений, содействие и наблюдение за их реализацией в промышленной и хозяйственной практике;

д) в отдельных случаях, по усмотрению бюро, премирование изобретателей.

Предусмотренная указанным Постановлением помощь изобретателям могла по усмотрению бюро оказываться бесплатно.

В Постановлении Совмина СССР от 21 августа 1973 г. N 584 "Об утверждении Положения об открытиях, изобретениях и рационализаторских предложениях" <1> есть целый раздел - разд. VIII "Право на вознаграждение и другие права и льготы авторов открытий, изобретений и рационализаторских предложений", содержащий отсылки к инструкциям о порядке выплаты вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения <2> и об определении размера вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, не создающие экономии <3>.

--------------------------------
<1> Свод законов СССР. Т. 2. М., 1990. С. 78.
<2> Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1974. N 5.
<3> Там же. N 6.

2. С 1 октября 2014 г. ст. 12 Вводного закона к части четвертой ГК РФ, в соответствии с которой положения п. 1, 3 и 5 ст. 32, ст. 33 и 34 Закона СССР от 31 мая 1991 г. N 2213-1 "Об изобретениях в СССР", п. 3 ст. 21, п. 1 и 3 ст. 22 и ст. 23 Закона СССР от 10 июля 1991 г. N 2328-1 "О промышленных образцах" о льготах и материальном стимулировании применяются на территории Российской Федерации до принятия законодательных актов Российской Федерации о развитии изобретательства и художественно-конструкторского творчества (см. комментарий к ст. 1345 ГК), утратила силу.

Налоговым кодексом РФ предусмотрены отдельные меры, направленные на уменьшение налогового бремени в связи с осуществлением деятельности по созданию и использованию объектов патентного права.

Так, подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ в числе операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), называет реализацию (а также передачу, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Согласно ст. 221 НК РФ при исчислении налоговой базы авторы изобретений и промышленных образцов имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в размерах, показанных в таблице.

Таблица

Вид деятельности Нормативы затрат (в процентах от суммы начисленного дохода)

Создание научных трудов и разработок 20

Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (от суммы дохода, полученного за первые два года использования) 30

Пункт 2 ст. 262 НК РФ определяет расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, каковыми признаются расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления, в частности суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполнении научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, стоимость работ по договорам на выполнение научно-исследовательских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ и др.

Расходы на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, как и расходы на патентование и (или) оплату правовых услуг по получению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, признаваемые объектами патентного права, входят в число расходов, на которые согласно п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы.

3. Пункт 12 Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 941 <1>, предусматривает льготы по уплате патентных пошлин для отдельных категорий лиц. Так, физическое лицо, являющееся единственным автором изобретения, полезной модели, промышленного образца и испрашивающее патент на свое имя либо являющееся единственным автором изобретения, полезной модели, промышленного образца и обладателем соответствующего патента, уплачивает 50% пошлин за регистрацию заявки на выдачу патента на изобретение, принятие решения по результатам формальной экспертизы и другие подобные действия.

--------------------------------
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 51. Ст. 6170.

От уплаты пошлин освобождаются:

- физическое лицо, являющееся ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и на территориях других государств;

- коллектив авторов, испрашивающих патент на свое имя, или патентообладателей, каждый из которых является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий.

Уплата пошлин в размере 20% установленного размера осуществляется:

- физическим лицом, являющимся инвалидом или учащимся (воспитанником) государственного, муниципального или иного образовательного учреждения, реализующего образовательную или профессиональную программу обучения (за исключением послевузовской);

- коллективом авторов, испрашивающих патент на свое имя, или патентообладателей, каждый из которых является инвалидом или учащимся.

Комментарии и консультации юристов по ст 1355 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1355 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.