Статья 1346. Действие исключительных прав на изобретения, полезные модели и промышленные образцы на территории Российской Федерации

На территории Российской Федерации признаются исключительные права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, удостоверенные патентами, выданными федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, или патентами, имеющими силу на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Комментарий к статье 1346 ГК РФ

1. В комментируемой статье, являющейся новеллой части четвертой ГК РФ, выражен территориальный принцип действия исключительного права на изобретение, полезную модель и промышленный образец или территориальный предел действия исключительного права.

Территориальный предел действия - это один из признаков (наряду с объемом охраны и сроком действия) исключительного права, выявляющего его специфику и отличие, например, от объектов вещного права.

Территориальный предел исключительного права (патентной монополии), как правило, составляет территория государства, компетентный орган которого предоставил исключительное право (выдал патент, удостоверяющий исключительное право). За пределами территории, на которую распространяется действие исключительного права, соответствующие изобретение, полезная модель или промышленный образец могут быть безвозмездно использованы любым лицом. В связи с вышеизложенным вполне очевидна необходимость получения национальных патентов в каждом государстве, где имеются экономические интересы предпринимателя, или использовать возможности региональных патентов (например, европейской системы правовой охраны изобретений, основанной на Европейской патентной конвенции 2000 г., евразийской патентной системы, основанной на Евразийской патентной конвенции 1994 г.).

Введение нормы о территориальном характере действия исключительного права полезно также и с точки зрения необходимости правильного толкования других норм комментируемой главы (например, ввоз на территорию России как одна из форм контрафакции - см. комментарий к ст. 1358 ГК РФ, исчерпание прав как одна из форм ограничения прав патентообладателя - см. комментарий к ст. 1359 ГК РФ).

2. Из текста комментируемой статьи следует, что на территории России действуют не только патенты, выданные федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но и патенты, имеющие силу на ее территории в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Одним из таких международных договоров России является Евразийская патентная конвенция (ЕАПК) от 9 сентября 1994 г. (действующая в отношении Российской Федерации с 27 сентября 1995 г.), учредившая Евразийскую патентную организацию (ЕАПО). С 1 января 1996 г. Евразийское патентное ведомство, выполняющее все административные функции ЕАПО, принимает евразийские заявки на изобретения и выдает евразийские патенты, имеющие единый характер действия после их выдачи на территории всех государств - участников ЕАПК (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан).

К дате уплаты первой годовой пошлины за поддержание патента в силе владелец евразийского патента, исходя из своих экономических интересов, вправе ограничить круг государств - участников ЕАПК, в которых он в дальнейшем намерен поддерживать в силе евразийский патент.

Можно отметить и другие элементы единого характера действия евразийского патента. Так, согласно ст. 13 ЕАПК, споры, касающиеся действительности евразийского патента или его нарушения, разрешаются национальными судами или другими компетентными органами государств - участников ЕАПК на основании настоящей Конвенции и Патентной инструкции к ЕАПК. Следовательно, при проведении национальных процедур по указанным спорам должны применяться материальные нормы патентного права, закрепленные в нормативных правовых актах ЕАПО.

Кроме того, согласно правилам ст. 13 и 62.1 Патентной инструкции к ЕАПК Евразийское патентное ведомство правомочно осуществлять регистрацию передачи права на евразийскую заявку или евразийский патент в форме уступки права, а также регистрировать в определенных случаях залог указанных прав. Действие документов, подтверждающих такие регистрации, распространяется на территории государств - участников ЕАПК, в отношении которых действует евразийский патент, в том числе и на территорию Российской Федерации.

Другой комментарий к статье 1346 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья закрепляет территориальный принцип действия исключительных прав на такие объекты, как изобретения, полезные модели и промышленные образцы. В ней конкретизирован общий принцип действия исключительного права, согласно которому указанные права возникают в соответствии с законодательством конкретного государства, а их действие и защита ограничены территорией данного государства. В соответствии с этим принципом государство вправе не признавать права интеллектуальной собственности, которые возникли в пределах правопорядка других государств, может воздержаться от предоставления на своей территории охраны таких прав. В силу принципа территориальности права на результаты интеллектуальной деятельности признаются и охраняются в пределах того государства, в соответствии с законом которого они (первоначально) возникли. Национальным законодательством определяются порядок и основания приобретения прав, круг охраняемых объектов, содержание и объем имущественных и неимущественных прав, возможные ограничения прав.

Концепция территориальности предполагает, что нарушение может иметь место только в государстве, где права на объекты интеллектуальной деятельности признаются.

В целях защиты интересов правообладателей при введении в гражданский оборот изобретений и других объектов исключительных прав возникла потребность в создании государством механизмов, обеспечивающих защиту интересов правообладателей, находящихся под его юрисдикцией, в соответствии с правопорядками других государств. Этот процесс нашел отражение в заключении государствами двусторонних и многосторонних соглашений, которые предусматривают право физических и юридических лиц истребовать охрану и защиту своей интеллектуальной собственности посредством права другой стороны договора. Международные конвенции закрепляли минимальные пределы охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности во всех странах-участницах и обеспечивали правообладателям других государств равный (национальный) режим с лицами указанных государств. Как пишет А.Л. Маковский, "реальное влияние принципа территориального действия законодательства об интеллектуальных правах на осложненные иностранным элементом отношения по поводу результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации постепенно ослабляется" <1>.

--------------------------------
<1> Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского. М., 2008. С. 307.

Однако, несмотря на развитие международной кооперации, права на результаты интеллектуальной деятельности по своей природе остаются территориальными и национальными. Заключение международных договоров свидетельствует об ограничении принципа территориальности, но не о его отрицании.

2. Общин принцип, определяющий природу действия исключительных прав, закреплен в ст. 1231 ГК РФ, согласно которой на территории РФ действуют исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, установленные международными договорами Российской Федерации и настоящим Кодексом.

При признании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в соответствии с международным договором Российской Федерации содержание права, его действие, ограничения, порядок его осуществления и защиты определяются ГК РФ независимо от положений законодательства страны возникновения исключительного права. Иное может быть предусмотрено международным договором или Кодексом.

Комментируемая статья конкретизирует положения о территориальном действии исключительных прав применительно к правам на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Исключительные права на указанные объекты признаются и охраняются на территории РФ при условии их государственной регистрации в соответствии с требованиями ст. 1353 Кодекса и выдачи федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец.

Признаются и охраняются также права на основании патента, действующего на территории РФ в силу международного договора, в котором участвует Российская Федерация.

3. На территории России действуют права, подтвержденные не только патентами, выданными федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, но и патентами, имеющими силу на ее территории в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

В области патентных прав такими международными договорами, к которым присоединилась Российская Федерация, являются:

- Конвенция по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20 марта 1883 г., последняя редакция от 2 октября 1979 г., ратифицирована СССР 19.10.1968) <1>;

--------------------------------
<1> Источник публикации: официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности (//wipo.int/treaties/ru/ip/paris/paris.html).

- Договор о патентной кооперации (заключен в Вашингтоне 19 июня 1970 г., вступил в силу 24 января 1978 г. Договор вступил в силу для СССР 29 марта 1978 г.) <1>;

--------------------------------
<1> Источник публикации: официальный сайт Федеральной службы по интеллектуальной собственности (//www.rupto.ru/docs/interdocs/article_1).

- Евразийская патентная конвенция (заключена в г. Москве 9 сентября 1994 г., вступила в силу для России 27 сентября 1995 г.) <1>.

--------------------------------
<1> Источник публикации: официальный сайт Евразийской патентной организации (//www.eapo.org/rus/ea/patsvs/documents/convention.html).

Со странами СНГ Россия имеет также ряд двусторонних соглашений:

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Москва, 25 июня 1993 г.) <1>;

--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 1994. N 5; текст документа на сайте Роспатента //www.rupto.ru/search/5e02cea2-176a-11e1-bad7-9c8e9921fb2c.

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Киев, 30 июня 1993 г.) <1>;

--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 1994. N 3; текст документа на сайте Роспатента //www.rupto.ru/search/5fdf08ac-176a-11e1-bad7-9c8e9921fb2c.

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Москва, 28 марта 1994 г.) <1>;

--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 1994. N 7; текст документа на сайте Роспатента //www.rupto.ru/search/5f8b1d2f-176a-11e1-bad7-9c8e9921fb2c.

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Москва, 18 июля 1994 г.) <1>;

--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 1995. N 6; текст документа на сайте Роспатента //www.rupto.ru/search/5e4f41d3-176a-11e1-bad7-9c8e9921fb2c.

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Минск, 20 июля 1994 г.) <1>;

--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 1995. N 3; текст документа на сайте Роспатента //www.rupto.ru/search/5e9b8d00-176a-11e1-bad7-9c8e9921fb2c.

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Ташкент, 27 июля 1995 г.) <1>.

--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 1996. N 1; текст документа на сайте Роспатента //www.rupto.ru/search/6033b885-176a-11e1-bad7-9c8e9921fb2c.

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Бишкек, 13 октября 1995 г.) <1>;

--------------------------------
<1> Российская газета. 23.06.1995; текст документа на сайте Роспатента //www.rupto.ru/search/5f366d6e-176a-11e1-bad7-9c8e9921fb2c.

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о сотрудничестве в области охраны интеллектуальной собственности (Москва, 11 февраля 2004 г.) <1>.

--------------------------------
<1> Бюллетень международных договоров. 2004. N 6; текст документа на сайте Роспатента //www.rupto.ru/search/5ee8e9a9-176a-11e1-bad7-9c8e9921fb2c.

4. На данный момент не существует такого понятия, как "международный патент". Единый охранный документ (патент), действующий на территории всех стран-участниц, не предусмотрен ни Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, ни Вашингтонским договором о патентной кооперации (Patent Cooperation Treaty, далее - PCT).

Государства, подписавшие Парижскую конвенцию, входят в Международный союз по охране промышленной собственности, возможность вступления в который открыта для всех государств (на данный момент в данном Союзе состоят более 100 государств, в том числе Российская Федерация).

Принятие Конвенции позволило облегчить для заявителей охрану прав на результаты интеллектуальной деятельности, первоначально возникших в одном государстве, на территории других стран - участниц Конвенции за счет того, что в рамках данного международного договора удалось решить следующие вопросы:

1) обеспечить так называемый национальный режим, который заключается в предоставлении гражданам других государств - участников Союза (и тем, кто к ним приравнен согласно ст. 3 Парижской конвенции 1883 г.) такой же охраны промышленной собственности, как и своим гражданам, не имея при этом права требовать взаимности, поскольку предполагается, что Конвенция достаточно обеспечивает такую взаимность обязательствами, налагаемыми на государства в силу их присоединения к Конвенции. Таким образом, государства взаимно обеспечивают не равенство конкретных прав, а равенство в правах иностранных заявителей и граждан данного государства;

2) предоставить право конвенционного приоритета, т.е. право на основании правильно оформленной первой заявки, поданной в одном из договаривающихся государств, в течение определенного срока испрашивать охрану в любом другом договаривающемся государстве, сохраняя при этом в качестве даты подачи в любом другом государстве дату подачи первой заявки.

Таким образом, Парижская конвенция 1883 г. устанавливает режим взаимного признания и охраны прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы между государствами - участниками Конвенции, что исключает необходимость для этих стран заключать множество двусторонних международных договоров, а также предусматривает существование специального правила определения приоритета, который получил название "конвенционный" (ст. 1382 ГК). Однако Конвенция не решает вопрос территориального предела действия патентных прав, что означает на практике необходимость получения патента в каждой стране, на территории которой заявитель заинтересован в защите своих исключительных прав.

В Договоре о патентной кооперации (PCT) также не предусматривается создание единого охранного документа, действительного на территории всех стран, подписавших данный Договор. Однако вводится понятие "международная заявка", под которой понимается заявка, поданная в соответствии с Договором о патентной кооперации. Процедура прохождения международной заявки с момента ее подачи до принятия решения об охраноспособности заявленного изобретения разделена на две фазы: международную и национальную. На международной фазе по каждой заявке в обязательном порядке проводится международный патентный поиск, осуществляется ее публикация и по желанию заявителя может быть проведена международная предварительная экспертиза. На национальной фазе в каждом государстве, на территории которого заявитель заинтересован в охране своего изобретения, в соответствии с нормами национального патентного законодательства данного государства выносится решение о соответствии заявленного изобретения установленным критериям охраноспособности и в случае положительного результата выдается охранный документ. Следовательно, подавая международную заявку, необходимо принимать во внимание, что на международной фазе в отношении такой заявки будут совершаться действия, регламентированные нормативными документами PCT, в то время как на национальной фазе в отношении ее будут совершаться действия, предусмотренные национальным патентным законодательством.

Следовательно, рассмотренные выше международные договоры (Парижская конвенция 1883 г. и PCT) не предусматривают признание исключительного права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, удостоверенные патентами, выданными иными патентными ведомствами, за исключением федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности Российской Федерации.

5. К международным договорам, в соответствии с которыми основанием для охраны исключительного права на территории РФ является патент, выданный не Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), относится Евразийская патентная конвенция (далее - ЕАПК), в которой участвуют Республика Армения, Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан и Туркменистан.

В соответствии с данной Конвенцией учреждена Евразийская патентная организация (ЕАПО). С 1 января 1996 г. Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ), выполняющее все административные функции ЕАПО, принимает евразийские заявки на изобретения и выдает евразийские патенты, имеющие единый характер действия после их выдачи на территории всех государств - участников ЕАПК. Конвенция не предусматривает приема заявок и выдачи патентов на полезные модели и промышленные образцы.

В ст. 13 ЕАПК закреплены следующие положения о действительности евразийского патента и осуществлении прав:

1) любой спор, касающийся действительности евразийского патента в конкретном договаривающемся государстве или нарушения евразийского патента в конкретном договаривающемся государстве, разрешается национальными судами или другими компетентными органами этого государства на основании настоящей Конвенции и Патентной инструкции. Решение имеет силу лишь на территории договаривающегося государства;

2) за нарушение евразийского патента в каждом договаривающемся государстве предусматривается такая же гражданско-правовая или иная ответственность, как и за нарушение национального патента;

3) любой национальный суд или другой компетентный орган договаривающегося государства может потребовать, чтобы истец представил ему перевод евразийского патента на государственный язык данного договаривающегося государства.

Следовательно, при проведении национальных процедур по указанным спорам должны применяться материальные нормы патентного права, закрепленные в нормативных правовых актах ЕАПО.

Кроме того, согласно правилам 13 и 62.1 Патентной инструкции к ЕАПК Евразийское патентное ведомство правомочно осуществлять регистрацию передачи права на евразийскую заявку или евразийский патент в форме уступки права, а также регистрировать в определенных случаях залог указанных прав. Действие документов, подтверждающих такие регистрации, распространяется на территории государств - участников ЕАПК, в отношении которых действует евразийский патент, в том числе и на территорию Российской Федерации.

К дате уплаты первой годовой пошлины за поддержание патента в силе владелец евразийского патента исходя из своих экономических интересов вправе ограничить круг государств - участников ЕАПК, в которых он в дальнейшем намерен поддерживать в силе евразийский патент.

Таким образом, кроме патентов на объекты патентных прав, выдаваемых Роспатентом, на территории Российской Федерации признаются исключительные права на изобретения, удостоверенные патентами, выданными Евразийским патентным ведомством, функционирующим на основании Евразийской патентной конвенции.

6. Двусторонние соглашения, заключенные Россией с рядом стран СНГ, также не предусматривают возможности выдачи патентов, действующих на территории двух договаривающихся стран без регистрации в национальном патентном ведомстве, за исключением патентов, выданных в СССР и подлежащих охране в порядке, установленном национальным законодательством каждой из сторон. Данное положение закреплено во всех перечисленных в п. 2 настоящего комментария региональных двусторонних соглашениях, за исключением Соглашения между Правительством России и Правительством Грузии о сотрудничестве в области охраны интеллектуальной собственности.

Для патентов, выданных до образования независимых государств на территории бывшего СССР, действуют правила, закрепленные в перечисленных Соглашениях, предусматривающие обязанность сторон принять необходимые меры, обеспечивающие:

- признание действия на своей территории ранее выданных охранных документов СССР на объекты промышленной собственности;

- выплату авторам вознаграждения за использование изобретений и промышленных образцов, защищенных авторскими свидетельствами и свидетельствами СССР, в соответствии с правовыми актами того государства, в котором имело место указанное использование;

- возможность преобразования авторских свидетельств СССР на изобретения и свидетельств СССР на промышленные образцы в национальные патенты на оставшийся срок действия;

- возможность прекращения действия на территории каждого государства ранее выданных на объекты промышленной собственности охранных документов СССР и национальных охранных документов, выданных на эти объекты по охранным документам СССР, по мотивам несоответствия охраняемого объекта условиям охраноспособности, предусмотренным законодательством, действовавшим на дату подачи заявки на этот объект;

- предоставление заявителям обоих государств и их патентным поверенным права оформлять заявки на выдачу национальных охранных документов и ходатайств на преобразование охранных документов СССР на объекты промышленной собственности в национальные охранные документы и вести переписку, связанную с этими заявками, ходатайствами и охранными документами, на русском языке.

При этом в региональных двусторонних соглашениях, за исключением Соглашения между Правительством России и Правительством Грузии о сотрудничестве в области охраны интеллектуальной собственности, предусмотрены также следующие положения: любое физическое или юридическое лицо Российской Федерации или Договаривающейся Стороны сохраняет право использования изобретения или промышленного образца без заключения лицензионного договора, если использование этого изобретения или промышленного образца правомерно началось до даты подачи другими лицами ходатайства о выдаче национального патента на изобретение или промышленный образец, на которое или на который ранее была подана заявка на выдачу авторского свидетельства или свидетельства СССР или выдано авторское свидетельство СССР.

Комментарии и консультации юристов по ст 1346 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1346 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.