Статья 1329. Организация эфирного или кабельного вещания

Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

Комментарий к статье 1329 ГК РФ

1. Формулировка комментируемой статьи далека от совершенства. Смысл нормы, содержащейся в этой статье, можно уяснить только путем анализа.

Хотя данная статья построена как определение того, что же представляет собой организация эфирного или кабельного вещания, на самом деле такого определения она не содержит и не должна содержать.

Фактически в комментируемой статье устанавливается, что лицо, на законном основании осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю, признается первоначальным владельцем определенных прав на это сообщение.

2. Хотя в комментируемой статье указывается, что такими первоначальными правообладателями могут быть только юридические лица, нет сомнений в том, что если лицензии на эфирное или кабельное вещание будут выдаваться и гражданам, то такими правообладателями будут выступать и граждане.

3. В комментируемой статье содержатся важные дополнительные признаки данного охраняемого объекта, которые, строго говоря, должны были быть установлены в подп. 3 п. 1 ст. 1304 ГК РФ.

Указывается, что охраняемым объектом являются сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач.

Поясняется, что передача - это совокупность звуков и изображений, либо только звуков, либо только изображений. При этом и звуки, и, по-видимому, изображения могут передаваться в виде "отображений". Этот последний термин применительно к звукам поясняется в последней фразе ст. 1305 ГК РФ как "представление [звуков] в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств".

4. В комментируемой статье определяется и правовое основание появления у организации эфирного и кабельного вещания определенных прав на сообщения (передачи). Этим основанием является сам факт осуществления этого сообщения.

5. В некоторых случаях передаваемые сообщения одну часть своего "пути" до слушателя (зрителя) проходят через эфир, а другую - по кабелю. Следовательно, можно говорить и об эфирно-кабельных сообщениях, которые охватываются комментируемой статьей.

6. Права организаций вещания на сообщения передач возникают как в том случае, если сообщение осуществляется на основе "живого" исполнения, так и в том случае, когда сообщение осуществляется на основе записи.

Другой комментарий к статье 1329 Гражданского Кодекса РФ

1. Параграф 4 гл. 71 ГК РФ посвящен смежному праву организаций эфирного и кабельного вещания. В отношении данного права прежде всего возникает вопрос об определении субъектов данного права.

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ уточнено понятие организации эфирного или кабельного вещания - таковой признается юридическое лицо, не просто осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений), но и самостоятельно определяющее содержание таких передач. Таким образом, в законе нашел отражение принцип редакционной самостоятельности организаций эфирного или кабельного вещания.

2. Для уяснения круга вещательных организаций полезно обратиться к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ). В соответствии со ст. 2 этого Закона вещание представляет собой вид распространения продукции средств массовой информации, заключающийся в трансляции радио-, телеканалов. При этом под продукцией понимается отдельный выпуск радио-, телеканала. А под телеканалом, радиоканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или), соответственно, иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.

Положения Закона о СМИ позволяют определить "вещателя" как распространителя продукции средств массовой информации. Этим "вещатель" отличается от производящих компаний, которые создают соответствующие сериалы, ток-шоу, иные аудиовизуальные произведения, называемые программами, но не являются лицами, взявшими на себя инициативу и ответственность за распространение таких программ в той или иной среде. Вещателем является российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.

Организации вещания необходимо отличать от операторов связи, обеспечивающих доставку сигнала конкретным потребителям. Оператор связи отвечает за техническую сторону вопроса. Деятельность оператора связи по распространению сигналов, несущих теле-, радиоканалы, охватывается термином "трансляция", используемым в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" <1>. Трансляция телеканалов и (или) радиоканалов - это прием и доставка до пользовательского оборудования (оконечного оборудования) сигнала, посредством которого осуществляется распространение телеканалов и (или) радиоканалов или прием и передача в эфир данного сигнала. Распространение радио- или телеканалов - более сложный процесс по сравнению с распространением сигнала. Вещатель должен позаботиться не только о технической стороне дела, но и о параметрах своего "контента", о соответствии содержания радио- и телепередач предъявляемым к нему требованиям, в том числе требованиям законодательства. Здесь уместно привести слова Д. Липцик: если техническое оборудование принадлежит почтовому управлению, а материалы для передач предоставляются "Би-Би-Си", то именно "Би-Би-Си", а не почтовое управление должно признаваться организацией вещания <2>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895.
<2> Липцик Делия. Авторское право и смежные права. М., 2002. С. 347.

При этом в соответствии с Законом о СМИ "вещатель" обязан получить лицензию на вещание. Таким образом, лицензия на вещание выполняет не только функцию разрешительного документа, но и своеобразную функцию идентификации лица именно как вещателя в ряду лиц, осуществляющих или обеспечивающих распространение СМИ.

Закон о СМИ выделяет две разновидности лицензии на вещание. Универсальная лицензия выдается вещателю, которым может быть редакция телеканала или радиоканала, и предоставляет ему право осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории РФ в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое либо кабельное вещание. Вещатель, не являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на территории РФ в определенной среде или средах вещания в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке от редакции телеканала или радиоканала. Поскольку согласно комментируемой статье организация эфирного или кабельного вещания самостоятельно определяет содержание своих передач (т.е. выполняет функции редакции с точки зрения Закона о СМИ), только вещатель, обладающий универсальной лицензией, может признаваться организацией эфирного или кабельного вещания в смысле ГК РФ. Этот вывод полностью согласуется с задачей института смежных прав обеспечивать охрану организационных и экономических усилий, связанных с созданием информационных продуктов. Следует оговориться, что согласно Закону о СМИ вещатель может передать функции редакции на аутсорсинг, заключив с ней соответствующий договор. В этом случае такой вещатель получит лицензию на вещание в определенной среде или средах вещания, однако за ним следует признать права организации эфирного или кабельного вещания, так как редакция сама в данном случае не осуществляет вещание.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 1304 ГК РФ к числу объектов смежных прав отнесены "сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией". Следовательно, объектом смежного права, принадлежащего таким организациям, является вещание, понимаемое как сообщение (в эфир или по кабелю) передач (что подтверждается и подп. 6 п. 1 ст. 1225 ГК) <1>.

--------------------------------
<1> Такой объект исключительного права, строго говоря, нельзя отнести ни к результатам интеллектуальной деятельности, ни к средствам индивидуализации. Однако сложившийся в ряде стран правовой режим сообщения передач как объекта смежных прав предопределил отнесение их к данной категории объектов (наряду с такими же "техническими" объектами, как фонограммы).

Такое понимание и определение объекта смежного права организаций вещания является новеллой для современного отечественного гражданского законодательства.

3. В соответствии с Законом об авторском праве и смежных правах (п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41) объектом исключительного права организаций вещания являлась передача. "Передача" - понятие многозначное, под которым может пониматься и сам процесс, и результат (программа). Анализ положений названного Закона показывает, что в нем передача понималась как результат (программа). Вытекавшее из этого понимание объекта права вещательной организации не выдерживает никакой критики. В этом случае происходит смешение объекта названного смежного права с объектом авторского права, поскольку передача часто представляет собой аудиовизуальное произведение. Кроме того, в этом случае субъектом рассматриваемого смежного права должна признаваться не собственно организация вещания, а телепроизводящая компания, создавшая передачу.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 отмечается, что "передача организации эфирного или кабельного вещания в соответствии со статьями 4, 40 и 41 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" является объектом смежных прав таких организаций. В передачу могут входить объекты авторского права и другие объекты смежных прав" (п. 28).

Следует отметить, что и за рубежом нет единства в определении объекта смежного права организации вещания.

В ст. 2 Римской конвенции (в переводе на русский язык) предусматривается, что охрана предоставляется вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на территории Договаривающегося государства, в отношении "передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории" (п. 1с) <1>. Однако в английском аутентичном тексте Конвенции слову "передачи" соответствует английское broadcasts, что скорее можно перевести как "вещание" во множественном числе. Точно так же в ст. 3 Римской конвенции термин broadcasting переведен на русский язык как "передача в эфир" (п. f), а rebroadcasting - как "ретрансляция" (п. g). Все это свидетельствует об отсутствии противоречий положений ГК РФ, определяющих в качестве объекта рассматриваемого смежного права "вещание", правилам Римской конвенции, истинный смысл которых выявляется при сопоставлении русского и английского текстов Конвенции.

--------------------------------
<1> Имеется в виду неофициальный перевод, выполненный секцией русских переводов Секретариата ЮНЕСКО (Бюллетень по авторскому праву. 1992. Т. XXV. N 1 (33)).

В Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, от 21 мая 1974 г. (далее - Конвенция о сигналах, передаваемых через спутники) говорится, что объектом защиты является "несущий программу сигнал" (преамбула), а не сама программа. Согласно ст. 1 Конвенции под сигналом понимается создаваемая с помощью электронных средств несущая частота, способная передавать программы (п. i), а под программой - совокупность материалов, получаемых непосредственно или в записи, состоящих из изображений, звуков или изображений и звуков, передаваемых посредством сигналов с целью последующего распространения (п. ii).

В то же время в законодательстве многих стран объектом охраны в аналогичных ситуациях называются "передача" или "передача и трансляция". А иногда в качестве такого объекта выступает "программа" (как, например, во Франции) <1>.

--------------------------------
<1> Липцик Делия. Указ. соч. С. 344.

Если в качестве объекта правоотношений признается "сигнал", то к числу правообладателей должны быть отнесены в первую очередь операторы связи, что для рассматриваемых правоотношений с участием вещательных организаций не совсем верно. В отношении определения объекта их права как программы (передачи) уже были отмечены недостатки. Конечно, в качестве такого объекта можно назвать и трансляцию, тем более что организациям эфирного вещания принадлежит правомочие на ретрансляцию (подп. 4 п. 2 ст. 1330 ГК). Однако "трансляция" есть технический термин, означающий передачу сигнала определенного качества, и он никак не связан с деятельностью вещателя. При этом и в документах международных организаций электросвязи, и в понимании практиков, работающих на рынке электронных средств массовой информации и услуг электросвязи, именно деятельность оператора связи воспринимается как трансляция. Поэтому термин "трансляция" не совсем удачен с точки зрения опять-таки понимания взаимоотношений по линии "организация вещания - оператор связи".

Объект "вещание" позволяет, в отличие от объекта "передача", более четко отделить объект смежного права вещателя от других объектов иных прав. Сообщение в эфир и сообщение по кабелю являются в настоящее время едва ли не основными способами использования произведений, исполнений и фонограмм (подп. 7 и 8 п. 2 ст. 1270, подп. 1 и 2 п. 2 ст. 1317, подп. 2 и 3 п. 2 ст. 1324 ГК). Любая радио- и телевизионная передача есть набор именно таких объектов. Однако объект смежного права организаций вещания является самостоятельным объектом, и его охрана защищает именно усилия субъектов прав - организаций эфирного и кабельного вещания по формированию и распространению своего "продукта". Изменение, скажем, правового режима исполнения, которое вошло в передачу и было сообщено телекомпанией в эфир, не означает автоматического изменения режима вещания как объекта другого смежного права. Поэтому в п. 6 ст. 1330 ГК РФ установлено, что "права организации эфирного или кабельного вещания признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав, прав исполнителей, а также прав на фонограмму". В то же время использование вещания объективно затрагивает права, связанные с использованием произведений, исполнений и фонограмм. Например, при распространении экземпляров записи вещания происходит распространение и других объектов смежных прав, а равно произведений, включенных в передачи, сообщение которых было осуществлено и записано. В связи с этим законодатель в п. 5 ст. 1330 ГК РФ обязывает организации эфирного и кабельного вещания осуществлять "свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях - обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач".

Таким образом, термин "вещание", понимаемый как "сообщение радио- и телепередач", как нельзя лучше подходит для определения объекта рассматриваемого смежного права. При этом, если проводить корреляции между гражданским законодательством и Законом о СМИ, очевидно, что с точки зрения последнего вещание - это вид деятельности, а с точки зрения гражданского законодательства - это объект смежных прав вещательных организаций. Как вид деятельности вещание подлежит лицензированию в установленном законом порядке с целью распространения продукции средств массовой информации. Как объект смежных прав вещание подлежит правовой охране в интересах правообладателей. И понятие вещания, понимаемое в Законе о СМИ как распространение продукции средств массовой информации, в этом смысле находится в полном соответствии с понятием вещания как сообщения радио- и телепередач.

4. Для правильного понимания и определения как субъектов, так и (в еще большей мере) объектов рассматриваемого смежного права является чрезвычайно важным определение среды распространения (сообщения) передач. Гражданский кодекс РФ по сложившейся традиции делит эту среду на две группы: эфирную и кабельную.

Прежде всего необходимо отметить, что вопрос о среде распространения сигнала нельзя абсолютизировать. Бурное развитие техники и технологии постоянно заставляет думать о новых способах вещания, а значит, и о новой группе прав, в том числе и прав исключительных.

Важно иметь в виду, что в этом случае в законе эфирное вещание и кабельное вещание представляют собой не конкретные способы, а две группы способов осуществления вещательной деятельности <1>. Это своеобразные "половинки" целого - вещания. Каждая из этих "половинок" включает различные способы передачи сигнала, при этом вещание происходит с использованием радиочастот или сигнал сообщается по проложенным линиям его доставки (кабелям). К первой группе можно отнести наземное либо спутниковое эфирное вещание, а ко второй - проводное радио, кабельное телевидение, в том числе осуществляемое по оптико-волоконным линиям, и т.д. <2>.

--------------------------------
<1> Следует отметить, что Римская конвенция имеет предметом своего регулирования только эфирное вещание.
<2> Вопросом, нуждающимся в дополнительном обсуждении, является так называемое интернет-вещание. По сути здесь тоже можно говорить о кабельных (например, телефонные линии) или эфирных (например, Wi-Fi) системах передачи сигнала. Однако зарубежные правопорядки порой выделяют данный вид вещания в отдельный вид. Например, в США вещательная деятельность подразделяется на broadcasting (эфирное вещание), cablecasting (вещание в кабельных сетях) и webcasting (интернет-вещание). Известно подобное разделение и странам Евросоюза (например, Германии). При этом используется следующая логика: Интернет - особая коммуникационная сеть, организованная по внутренним правилам с использованием особых протоколов передачи данных, ресурсы которой сконцентрированы на определенных узлах (сайтах). Пользователи получают доступ в сеть Интернет из различных мест, с использованием различных технологий (как проводных, так и беспроводных - Wi-Fi, GPRS, LTE), но доступ к информации осуществляется на конкретных интернет-сайтах или иных ресурсах (а не на частотах, как при эфирном или кабельном вещании), при этом идентификация осуществляется по доменному имени или ip-адресу. С точки зрения организации распространения контента интернет-вещание представляет собой streaming - потоковое распространение информации, что отличает его от предоставления контента по требованию (video-on-demand и подобные способы).

С точки зрения технологии доставка сигнала до приемного устройства пользователя может быть "гибридной": сначала будут использованы оптоволоконные линии связи, потом сигнал будет распространен в эфире, а на последней стадии доставлен от коллективной антенны до абонентского устройства с помощью кабеля. Принципиальным является способ организации доведения сигнала до приемных устройств абонента (индивидуальные приемные устройства или система коллективного приема) - "последняя миля".

Изложенная трактовка подтверждается и другими положениями ГК РФ. Так, в подп. 7 п. 2 ст. 1270 Кодекса такой способ использования произведения, как сообщение в эфир, понимается как "сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю". А в подп. 8 того же пункта уже при определении сообщения по кабелю указывается, что это "сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств" <1>.

--------------------------------
<1> Аналогичным образом определены данные способы использования применительно к исполнениям (подп. 1 и 2 п. 2 ст. 1317 ГК) и фонограммам (подп. 2 и 3 п. 2 ст. 1324 ГК).

Поэтому с точки зрения регулирования смежных прав организаций вещания выделяют эфирное и кабельное вещание. Причем правовое регулирование этих видов вещания настолько схоже, что если в Законе об авторском праве и смежных правах одна статья отводилась эфирному вещанию (ст. 40), а другая (ст. 41) - кабельному, то в ГК РФ регулирование этих двух видов вещания объединено.

Современный подход рассматривает вещание как разновидность более общего понятия - "аудиовизуальная медиа-услуга" (audiovisual media service), имея в виду, что аудиовизуальные медиа-услуги бывают линейными (в том числе и вещание) или предоставляемыми по требованию (п. 27 констатирующей части Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского союза от 10 марта 2010 г. N 2010/13/ЕС "О координации некоторых законодательных, регламентарных и административных положений, действующих в государствах - членах ЕС, относительно оказания аудиовизуальных медиа-услуг" (Директива об аудиовизуальных медиа-услугах).

Телевизионное вещание в настоящее время (согласно Директиве об аудиовизуальных медиа-услугах) включает в себя, в частности, аналоговое и цифровое телевидение, потоковую передачу, интернет-вещание и "видео по запросу". Телевизионное вещание (т.е. линейные аудиовизуальные медиа-услуги) - это аудиовизуальные медиа-услуги, предоставляемые поставщиком медиа-услуг для одновременного просмотра программ на основе программного расписания. Признаками аудиовизуальной медиа-услуги являются наличие редакционной ответственности поставщика медиа-услуг и цель - предоставление программ для того, чтобы информировать, развлекать или воспитывать общественность в сети электронной связи. Редакционная ответственность (согласно данной Директиве) означает осуществление эффективного контроля за выбором программ и их организацией в хронологическом графике в случае телевизионных передач и в каталоге в случае предоставления аудиовизуальных медиа-услуг по требованию.

Наконец, в комментируемой статье содержится еще одно важное определение - "передача", сообщение которой осуществляется организацией вещания. Радио- и телепередачи - это совокупность звуков и (или) изображений или их отображений. В этом определении уточняется опять-таки объект правовой охраны (совокупность звуков, изображений, их отображений). Звуки в данном определении понимаются как составляющие радиопрограмм и телепрограмм. Что же касается "отображений" звуков и изображений, то, как уже отмечалось, цифровые способы доставки сигнала обеспечивают сообщение не самих звуков или изображений, а именно их отображений, зафиксированных определенным способом.

Комментарии и консультации юристов по ст 1329 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1329 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.