Статья 1323. Права изготовителя фонограммы

1. Изготовителю фонограммы принадлежат:
1) исключительное право на фонограмму;
2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;
3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;
4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

2. Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

3. Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.

4. Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Комментарий к статье 1323 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает возникновение у изготовителя фонограммы четырех видов субъективных прав.

Перечень этих прав является исчерпывающим.

2. В качестве первого такого права названо исключительное право на фонограмму. Его содержание раскрывается в ст. 1324 ГК РФ.

3. В качестве второго субъективного права изготовителя фонограммы названо право указывать свое имя (наименование) на экземплярах фонограммы и (или) на их упаковке.

Имя (наименование) изготовителя фонограммы может указываться либо само по себе, либо с указанием на то, что указанное лицо является изготовителем фонограммы, либо с проставлением знака охраны смежных прав (ст. 1305 ГК РФ). Способ осуществления этого права может определяться в договоре о распоряжении исключительным правом; этот договор может предусматривать также отказ изготовителя фонограммы от указания своего имени (наименования).

4. Третье право изготовителя фонограммы - право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании. Содержание этого права в ГК РФ не раскрывается; поэтому, очевидно, можно по аналогии применять норму, содержащуюся в подп. 4 п. 1 ст. 1315 ГК РФ, и считать, что изготовитель фонограммы может препятствовать использованию фонограммы с изменениями, приводящими к извращению ее смысла и к нарушению целостности восприятия фонограммы. Указанное право является более узким, чем авторское право на неприкосновенность произведения.

5. Четвертое (и последнее) право изготовителя фонограммы - право на обнародование фонограммы (подп. 4 п. 1). Изготовитель фонограммы имеет право осуществить действия, которые впервые сделают фонограмму доступной для всеобщего сведения. Эти действия могут быть осуществлены самим изготовителем фонограммы или иным лицом - с согласия изготовителя фонограммы. При этом сам способ обнародования правового значения не имеет. Это может быть опубликование, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю. Среди способов обнародования упоминается также и "публичный показ". Содержание этого термина неясно. В авторском праве "публичный показ" означает демонстрацию произведения в статическом состоянии. Это толкование к правам изготовителя фонограммы не может быть применено. Поэтому следует считать, что "публичный показ" есть разновидность публичного исполнения.

6. В подпункте 4 п. 1 указывается на то, что одним из способов обнародования является опубликование (выпуск в свет) экземпляров фонограммы. Это выпуск в гражданский оборот экземпляров фонограммы с согласия изготовителя фонограммы, причем в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

При применении нормы, содержащейся в подп. 4 п. 1 комментируемой статьи, не имеет значения, каким способом обнародована фонограмма - путем опубликования (выпуска в свет) материальных носителей или иным способом.

Однако в ст. 1325 и 1326 ГК РФ говорится об опубликованных фонограммах, а не обо всех обнародованных фонограммах, поэтому указанные статьи применяются только к опубликованным (выпущенным в свет) фонограммам.

Право на обнародование и право на опубликование могут быть реализованы только один раз.

7. Статья 1268 ГК РФ, относящаяся к авторским произведениям, более подробно характеризует понятия "обнародования" и "опубликования". Эти более подробные понятия могут по аналогии применяться к правам изготовителя фонограммы.

8. В пункте 2 комментируемой статьи устанавливается, что при осуществлении своих прав изготовитель фонограммы обязан соблюдать права авторов произведений, вошедших в фонограмму, а также права исполнителей, исполнения которых использованы в фонограмме. Изготовитель фонограммы не вправе использовать фонограмму, нарушая авторские и исполнительские права, хотя сама фонограмма и в этом случае пользуется правовой охраной. Но, конечно, в этом случае права изготовителя фонограммы оказываются "парализованы".

9. Пункт 3 комментируемой статьи предусматривает, что права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия использованных в фонограмме авторских и исполнительских прав. Это означает, что права изготовителя фонограммы действуют как при наличии, так и при отсутствии исключительных авторских и исполнительских прав, а акты распоряжения исключительными авторскими и исполнительскими правами не имеют правового значения для прав изготовителя фонограммы.

10. Пункт 4 посвящен сроку действия двух прав, указанных в п. 1 комментируемой статьи: права на указание имени (наименования) и права на защиту фонограммы от искажения.

Эти два правомочия тесно связаны с исключительным правом на фонограмму и, по идее, должны были бы действовать в течение срока действия данного исключительного права.

Но законодатель, исходя, очевидно, из личного характера этих прав, установил, что они действуют либо в течение жизни гражданина - изготовителя фонограммы, либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы. Таким образом, срок действия этих прав может оказаться либо короче, либо, наоборот, продолжительнее срока действия исключительного права. И то и другое влечет отрицательные практические последствия. Кроме того, из п. 4 вытекает, что указанные права не могут передаваться или предоставляться другим лицам, что также крайне нелогично и влечет отрицательные практические последствия.

Другой комментарий к статье 1323 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья устанавливает правила в отношении прав на фонограмму. В ее п. 1 содержится перечень прав, возникающих на фонограмму: исключительное право, право на указание имени (наименования), право на защиту фонограммы от искажения и право на обнародование фонограммы. Содержание исключительного права и его особенности будут подробно рассмотрены при анализе следующей статьи. Здесь же необходимо остановиться на личных неимущественных правах, которые сродни личным неимущественным правам автора и исполнителя, но отличаются от них по ряду признаков.

Отличия проистекают прежде всего из того, что фонограмма, как уже отмечалось, не является результатом творческого труда. Поэтому среди личных неимущественных прав на фонограмму нет и не может быть права авторства - права, принадлежащего творцу. Однако субъектами личных неимущественных прав на фонограмму могут быть не только физические, но и юридические лица, поскольку они также могут взять на себя инициативу и ответственность за первую запись <1>. Эти права дают возможность обеспечить всестороннюю охрану фонограммы как объекта права, но они не могут быть оценены, их нельзя поставить на баланс и главное - личные неимущественные права непередаваемы. Отсюда становится ясным положение п. 4 комментируемой статьи о том, что право на указание имени (наименования) и право на защиту фонограммы от искажения действуют в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы. Это указание является традиционным для личных неимущественных прав, прекращающихся только с исчезновением субъекта такого права. При этом обращает на себя внимание использование словосочетания "прекращение юридического лица". Как известно, юридическое лицо может быть прекращено путем реорганизации или ликвидации. Поскольку Кодекс говорит именно о прекращении и речь идет о личных неимущественных правах, то следует признать, что к правопреемникам, образованным в результате реорганизации изготовителя фонограммы, рассматриваемые права не переходят. Не происходит прекращения юридического лица при его реорганизации путем присоединения к нему другого юридического лица.

--------------------------------
<1> Следует учесть, что под изготовителем фонограммы в данной статье понимается не любой обладатель исключительного права на фонограмму (правообладатель), а только то лицо, которое организовало создание фонограммы (первоначальный правообладатель).

Кроме того, поскольку речь идет о смежном и "нетворческом" правах (которые к тому же могут принадлежать юридическим лицам), в отношении данных прав изготовителя фонограмм не предусмотрено, что они охраняются бессрочно (как в отношении авторского права и права исполнителя).

С точки зрения содержания только право на обнародование из рассматриваемых прав аналогично по своему содержанию такому же праву на произведение и исполнение, поскольку "нетворческий" характер фонограммы не может повлиять на установление каких-либо различий или особенностей в отношении обнародования фонограммы, чего нельзя сказать о двух других правах.

Так, право изготовителя фонограммы на указание своего имени или наименования исключительно на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке, очевидно, является более узким по своему содержанию, чем право автора и исполнителя на имя (п. 1 ст. 1265 и подп. 3 п. 1 ст. 1315 ГК). Например, такое указание не требуется при сообщении фонограммы в эфир или по кабелю. Это, однако, не исключает соответствующего требования об указании, основанного на договоре в отношении того или иного способа использования. Такое различие объясняется тем, что охране подлежит не результат творчества, что требует полноценной охраны права на имя, а соответствующие капиталовложения изготовителя фонограммы, что сужает сферу применения указания своего имени, ограничивая ее только той областью, где это необходимо, - на экземплярах и упаковках. Право изготовителя фонограммы на указание своего имени или наименования сложным образом соотносится с информацией о смежном праве, которая идентифицирует обладателя смежных прав (ст. 1310 ГК). Сфера применения положений об информации о смежном праве шире - такая информация может не только размещаться на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке, но и появляться в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением этого объекта до всеобщего сведения, а также быть представлена в цифровой форме. С учетом все большей миграции оборота фонограмм в цифровую среду (уже сейчас объем использования звуковых файлов превышает объем использования файлов на носителях) важно обеспечить достоверную информацию об изготовителе фонограммы при цифровом использовании. Следует отметить, что право изготовителя фонограммы на указание своего имени или наименования принадлежит лицу, осуществившему запись фонограммы, - первоначальному правообладателю, а информация о смежном праве представляет собой инструмент охраны интересов правообладателя фонограммы.

Имеются различия по содержанию и у права на защиту фонограммы от искажения при ее использовании. Собственно говоря, это право не на неприкосновенность (опять-таки из-за отсутствия творческого характера), а на обеспечение нормального использования фонограммы, исключающего ее деформацию или искажение. В то же время, как и в отношении произведения, рассматриваемое право следует отличать от переработки фонограммы, которая входит в содержание исключительного права на фонограмму (см. комментарий к ст. 1324 ГК).

2. Пункты 2 и 3 комментируемой статьи выступают выражением двух из основополагающих принципов правового регулирования смежных прав - самостоятельности и обусловленности - и являются типичными для гл. 71 ГК РФ <1>.

--------------------------------
<1> См.: п. п. 2, 3 ст. 1315, п. п. 5, 6 ст. 1330, п. 2 ст. 1334, п. 2 ст. 1339 ГК РФ.

Право на фонограмму обусловлено авторскими правами, а зачастую и правами на исполнение. Права изготовителя фонограммы связаны с деятельностью, сопутствующей творческой деятельности авторов произведений и исполнений. Поэтому в п. 2 настоящей статьи говорится о необходимости соблюдения прав авторов и исполнителей. В этом смысле можно даже говорить о "вторичности" прав на фонограмму по отношению к авторским и исполнительским правам. Как указывалось в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июня 2009 г. N 4308/09, заключение лицензионного договора на использование фонограммы само по себе не дает возможность использовать музыкальное произведение, запись исполнения которого составляет фонограмму. В данном Постановлении подчеркивалось: "Заключая лицензионный договор, продюсерский центр приобрел право на использование фонограммы в составе кинофильма, что создало техническую возможность включить сами музыкальные произведения, существующие в иной объективной форме, в состав аудиовизуального произведения (сложного объекта). Доказательств же того, что производитель фонограммы приобрел у правообладателя музыкальных произведений права на их использование в самостоятельном аудиовизуальном произведении с возможностью заключения сублицензионного договора, суду не представлено.

Таким образом, действия продюсерского центра являются нарушением исключительного права общества на названные музыкальные произведения".

Однако такая обусловленность не означает отсутствия самостоятельности. Права на фонограмму - отдельная категория с отдельным правовым регулированием (своим объектом, сроком охраны и порядком осуществления). Например, прекращение исключительного права на соответствующее музыкальное произведение и (или) исполнение не представляют собой автоматического прекращения исключительного права на фонограмму. Более того, если рассмотреть случай создания фонограммы с незаконным использованием произведения и (или) исполнения, следует признать, что, хотя сама фонограмма будет контрафактной, ее создатель сможет защищать ее от незаконного использования третьими лицами. Вот почему права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей (п. 3 комментируемой статьи). Однако права производителя фонограммы могут осуществляться только при условии соблюдения прав автора и (или) исполнителя (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 19 апреля 2010 г. N Ф09-2406/10-С6 по делу N А60-28720/2009-С7).

Комментарии и консультации юристов по ст 1323 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1323 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.