Статья 1304. Объекты смежных прав

1. Объектами смежных прав являются:
1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

3. Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права.

Комментарий к статье 1304 ГК РФ

1. В пункте 1 перечислены пять объектов смежных прав и указаны их основные признаки.

2. В качестве первого объекта смежных прав названы "исполнения".

Содержание этого понятия подробно раскрывается в ст. 1313 ГК РФ. См. также комментарий к ней.

3. Из подпункта 1 п. 1 комментируемой статьи следует, что исполнения только тогда охраняются как объекты смежных прав, когда они "выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств".

Буквальное прочтение этой нормы приводит к выводу о том, что если исполнение не выражено в форме, допускающей его воспроизведение и распространение с помощью технических средств, то оно не пользуется правовой охраной. Если придерживаться этой точки зрения, то тогда приходится решать вопрос о том, может ли получить правовую охрану исполнение, которое было зафиксировано на материальном носителе, не допускающем воспроизведения исполнения, но затем такая возможность появилась? Действующее законодательство ответа на этот вопрос не содержит.

Следует считать, что исполнение, зафиксированное в форме, не допускающей воспроизведение, пользуется правовой охраной с момента исполнения, но практическое осуществление исполнительских прав возможно только с того момента, когда эта запись станет воспроизводимой.

4. В подпункте 2 п. 1 комментируемой статьи содержится определение второго объекта смежных прав - фонограмм (звукозаписей). Это - "исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений".

Понятие "отображение звуков" содержится в последней фразе ст. 1305 ГК РФ: это "представление звуков в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование технических средств".

Таким образом, нотная запись музыки не является таким отображением звуков.

5. В подпункте 2 п. 1 данной статьи фонограммы определяются как "исключительно" звуковые записи. Это означает, что если запись звуков сочетается с записью изображений, с визуальной записью, то такая запись не подпадает под определение фонограммы, и поэтому не пользуется охраной.

Это подтверждает и оговорка, содержащаяся в этом подпункте; смысл этой оговорки состоит в том, что звуковая запись, включенная в аудиовизуальное произведение, не считается фонограммой.

Однако если эта запись звуков будет использоваться отдельно от аудиовизуального произведения, то она будет охраняться как фонограмма.

6. В подпункте 3 п. 1 указан третий объект смежных прав - сообщение передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Как поясняется в ст. 1329 ГК РФ, под "передачей" имеется в виду "совокупность звуков и (или) изображения или их отображений". (Термин "отображения звуков" пояснен в последней фразе ст. 1305 ГК РФ; очевидно, что аналогично должно пониматься и "отображение изображений".)

Хотя в ГК РФ употребляются термин "сообщение передач", а более простой и понятный термин "передача" не применяется, этот термин следует считать равнозначным термину "передача".

7. Поскольку указывается, что сообщение передач может быть "в частности" создано либо самой организацией эфирного или кабельного вещания, либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией, это пояснение - благодаря наличию слов "в частности" - не позволяет отграничить охраняемые сообщения передач от иных, не охраняемых объектов: охраняемыми сообщениями передач являются и такие объекты, которые созданы не самой организацией эфирного или кабельного вещания, не по ее заказу и не за счет средств другой организации.

Единственный указанный здесь критерий, выделяющий такое сообщение передачи из круга других (не охраняемых) объектов, это сам факт сообщения такой передачи в эфир или по кабелю.

Этот основополагающий признак охраняемости этих объектов смежных прав, хотя и присутствовал в прежнем законодательстве, но был выражен менее ясно и иногда непоследовательно. Кем, как, с помощью чьих средств создавались материальные носители (материалы), затем переданные в эфир или по кабелю, - значения не имеет; важно, что они были сообщены, переданы в эфир или по кабелю.

8. В подпункте 4 п. 1 комментируемой статьи четвертый объект смежных прав называется "базы данных".

Здесь, однако, имеются в виду, не те указанные в п. 2 ст. 1260 ГК РФ базы данных, которые являются результатами интеллектуальной деятельности и выступают как объекты авторского права, а иные объекты, которые не считаются результатами интеллектуальной деятельности и не охраняются как таковые.

Хотя этот объект смежных прав может в некоторых случаях совпадать с базой данных как объектом авторского права, охрана на основе смежного права и охрана на основе авторского права никогда не объединяются, не сливаются воедино: они всегда существуют независимо друг от друга, причем владельцами правовой охраны являются разные лица.

В сфере смежных прав охрана предоставляется не всем базам данных - см. ст. 1334 ГК РФ.

Поэтому фактически смежные права распространяются на содержание некоторых объемных (массивных) баз данных.

Содержащееся в подп. 4 п. 1 указание на то, как охраняется содержание таких баз данных, является характеристикой не объекта, а существа предоставляемой охраны.

9. В подпункте 5 п. 1 комментируемой статьи указан пятый объект смежных прав.

Пытаясь определить этот объект с учетом норм, содержащихся в ст. 1337 ГК РФ, следует считать, что это некоторые произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные в то время, когда исключительные авторские права на них на территории России не действуют.

Этот объект не является результатом интеллектуальной деятельности его владельца - публикатора.

10. Пункт 2 комментируемой статьи является повторением, применительно к смежным правам, нормы, содержащейся в абз. 1 п. 4 ст. 1259 ГК РФ, распространяющейся на произведения.

Устанавливая правило об отсутствии формальностей, российский законодатель тем самым не воспользовался возможностью, которая представлена ст. 11 Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций.

Тем не менее для обеспечения прав российских производителей фонограмм и исполнителей в некоторых странах за рубежом следует выполнять определенную формальность: помещать на экземплярах опубликованных фонограмм или на их упаковке специальную надпись, состоящую из знака Р, за которым следует год первого издания, а также фамилию обладателя права (и изготовителя фонограммы или обладателя лицензии).

Кроме того, должны указываться фамилии основных исполнителей.

Аналогичные нормы содержатся в ст. 5 Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм.

Термин "производитель фонограммы" применялся в прежнем российском законодательстве, а ныне применяется в официальных русских текстах некоторых международных договоров Российской Федерации. В ГК РФ применяется термин "изготовитель фонограммы". Эти термины являются синонимами.

11. Пункт 3 комментируемой статьи по своему содержанию аналогичен абз. 1 п. 4 ст. 1256 ГК РФ, но последний относится к авторскому праву.

12. В настоящее время на территории России исполнения, фонограммы и сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания охраняются на основе следующих международных договоров:

1) Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 г. Россия стала ее участницей с 26 мая 2003 г. В Конвенции участвуют свыше 80 стран, в том числе Австрия, Беларусь, Бразилия, Великобритания, Испания, Канада, Франция, ФРГ, Чехия, Япония и др.;

2) Конвенции об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. Россия является ее участницей с 13 марта 1995 г. и охраняет иностранные фонограммы, выпущенные в свет после 12 марта 1995 г.

В Конвенции участвуют свыше 70 стран, в том числе Австрия, Аргентина, Беларусь, Великобритания, Венгрия, Испания, Италия, Китай, США, Украина, Франция, ФРГ, Чехия, Швеция, Япония и др.

13. О содержании по существу нормы, содержащейся в п. 3 комментируемой статьи, см. п. 12 комментария к ст. 1256 ГК РФ.

По сути дела эта норма применима только в тех случаях, когда соответствующий международный договор Российской Федерации либо предусматривает те же правила, либо вообще не предусматривает никаких правил на этот счет.

Если же международный договор Российской Федерации предусматривает либо более широкую или, наоборот, более узкую сферу своего действия, то в силу "приоритета" норм международного договора (ст. 7 ГК РФ) должны применяться нормы международного договора, а не нормы, содержащиеся в п. 3 комментируемой статьи.

14. О понятии "страны происхождения" см. ст. 4, 5 и 6 Римской конвенции, а также ст. 2 Конвенции об охране интересов производителей фонограмм.

Другой комментарий к статье 1304 Гражданского Кодекса РФ

1. В настоящей статье перечислены объекты смежных прав и даны их понятия. Перечень объектов смежных прав является исчерпывающим и не всегда совпадающим с объектами, охраняемыми в других странах. Так, например, в Великобритании, Австралии, Индии, Новой Зеландии, Сингапуре в качестве объекта смежных прав охраняется графическое оформление печатных изданий.

Новыми объектами смежных прав в ГК РФ по сравнению с Законом об авторском праве и смежных правах являются базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов и произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений, упоминаемых в подп. 4 и 5 п. 1 комментируемой статьи. В основе разработки охраны названных объектов лежат Директивы ЕС от 29 октября 1993 г. N 93/83 "Об унификации срока охраны авторского права и некоторых смежных прав" и от 11 марта 1996 г. N 96/9/EEC "О юридической охране баз данных".

2. В п. 1 настоящей статьи определены исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств. Исполнение - это представление произведений посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении. Исполнение как объект смежного права возникает с момента окончания такого представления, во время представления происходит процесс возникновения этого объекта. Статья 3 Римской конвенции 1961 г. в качестве исполнителей называет актеров, певцов, музыкантов, танцоров или других лиц, которые играют роли, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений.

3. Следующим объектом смежных прав являются фонограммы, определение которых уточнено по сравнению с Законом об авторском праве и смежных правах, согласно ст. 4 которого под фонограммой понималась любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков. Женевская конвенция 1971 г. под фонограммой понимает любую исключительно звуковую запись звуков и предусматривает, что каждое государство-участник обязуется охранять интересы производителей фонограмм, являющихся гражданами других государств-участников, от производства копий фонограмм без согласия производителя и от ввоза таких копий всякий раз, когда упомянутые производство или ввоз осуществляются с целью распространения фонограмм среди публики, а также от распространения их среди публики.

Новое определение соответствует п. "b" ст. 2 Договора ВОИС от 20 декабря 1996 г., согласно которому фонограмма означает запись звуков исполнения или других звуков либо отображения звуков, кроме звуков в форме записи, включенной в кинематографическое или иное аудиовизуальное произведение. Как видно из приведенного определения, оно отвечает современному развитию технологий, поскольку звуки могут создаваться компьютером, изменяться синтезатором или с помощью иного оборудования <1>. Вместе с тем звуковые дорожки к фильмам не входят в понятие "фонограмма". Однако в ст. 2 Договора ВОИС от 20 декабря 1996 г. отмечается, что звуковые дорожки, сделанные к фильму, будут охраняться как фонограмма, если они будут изъяты из фильма и отдельно записаны на звуковых носителях. В согласованном заявлении (CRNR/DC/97), которое касалось ст. 2 "b" Договора ВОИС от 20 декабря 1996 г., говорилось: ".оговорка не свидетельствует о том, что права на фонограмму каким-то образом пострадают из-за их включения в кинематографическое или иное аудиовизуальное произведение" <2>.

--------------------------------
<1> Lewinski. Die Diplomatische Konferenz der WIPO 1996 zum Urheberrecht und zu verwandten Schutzrechten, GRUR Int 1997, 667 (678).
<2> Вальтер Мишель. Связь и сопоставление Римской конвенции, Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам и Соглашения по ТРИПС; совершенствование охраны смежных прав // Бюллетень по авторскому праву. ЮНЕСКО. XXXIV. 2000. N 3. С. 27.

4. Сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания представляют собой объект смежных прав, который в Законе об авторском праве и смежных правах рассматривался как программы передач.

5. Охрана объектам смежных прав может предоставляться на основании международных договоров, что предусмотрено в п. 3 комментируемой статьи.

Российская Федерация является участницей:

1) Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций от 26 октября 1961 г. С 26 мая 2003 г. Россия присоединилась к этой Конвенции на основании Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2002 г. о присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций;

2) Международной конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г. С 13 марта 1995 г. Россия присоединилась к этой Конвенции на основании Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм";

3) Конвенции о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, от 21 мая 1974 г. Россия - правопреемница СССР, присоединившегося к этой Конвенции 20 января 1989 г.

Российская Федерация присоединилась к Договору ВОИС 1996 г. по исполнениям и фонограммам согласно распоряжению Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 998-р "О присоединении к Договору Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам, принятому Дипломатической конференцией по некоторым вопросам авторского права и смежных прав в г. Женеве 20 декабря 1996 г." <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 29 (ч. 2). Ст. 3554.

При присоединении к Договору ВОИС 1996 г. были сделаны следующие оговорки.

Российская Федерация в соответствии с п. 3 ст. 15 настоящего Договора:

- не будет применять п. 1 ст. 15 Договора в отношении фонограмм, производитель которых не является гражданином или юридическим лицом другой Договаривающейся Стороны;

- ограничит предоставляемую в соответствии с п. 1 ст. 15 Договора ВОИС охрану в отношении фонограмм, производитель которых является гражданином или юридическим лицом другой Договаривающейся Стороны, в объеме и на условиях, предоставляемых этой Договаривающейся Стороной фонограммам, впервые записанным гражданином или юридическим лицом Российской Федерации.

Российская Федерация в соответствии с п. 3 ст. 3 Договора ВОИС 1996 г. уведомляла, что при присоединении к Римской конвенции от 26 октября 1961 г. согласно п. 3 ст. 5 данной Конвенции не будет применять критерий записи, предусмотренный в подп. "b" п. 1 ст. 5 Конвенции.

Комментарии и консультации юристов по ст 1304 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1304 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.