Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту

1. Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.

2. Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом исключительное право на произведение науки, литературы или искусства принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.

3. Если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не Российской Федерации, не субъекту Российской Федерации или не муниципальному образованию, правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд.

4. Если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию, государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

5. Работник, исключительное право которого на основании пункта 2 настоящей статьи перешло к исполнителю, имеет право на вознаграждение в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 1295 настоящего Кодекса.
6. Правила настоящей статьи также применяются к программам для ЭВМ и базам данных, создание которых не было предусмотрено государственным или муниципальным контрактом для государственных или муниципальных нужд, но которые были созданы при выполнении такого контракта.

Комментарий к статье 1298 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает особые нормы, относящиеся к правовому режиму произведений, созданных по государственному или муниципальному контракту по выполнению работ для государственных или муниципальных нужд (далее именуется "контракт").

Этот контракт заключается в соответствии с параграфом 5 гл. 37 ГК РФ. Его предметом являются подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, а также научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.

Указанный контракт является договором подрядного типа, поэтому стороны именуются в нем подрядчиком и заказчиком. В соответствии со ст. 764 ГК РФ подрядчиком может выступать юридическое или физическое лицо.

В комментируемой статье подрядчик именуется "исполнителем".

2. Общая норма, содержащаяся в п. 1 данной статьи, устанавливает, что исключительное право на произведение, созданное по такому контракту, принадлежит исполнителю.

В комментируемой норме поясняется, что исполнителем может быть как автор, так и иное лицо, выполняющее данный контракт. Таким образом, в соответствии с этой общей нормой исключительное право на такое произведение к заказчику по договору не передается, заказчику не уступается. В этом и состоит основной смысл этой нормы. Строго говоря, вопрос о том, кому, какому лицу принадлежит исключительное право на такое произведение, данной нормой не регулируется.

Следует полагать, что это общее правило об отсутствии перехода по закону исключительного права на созданное произведение должно применяться как в случае, если контракт прямо говорит о создании такого произведения, так и в случае, если его создание прямо контрактом не предусматривается, а произведение создано в ходе исполнения контракта лишь случайно, попутно.

Разумеется, здесь и далее в этой статье речь идет лишь о тех произведениях, материальные носители которых вошли в результат контракта, переданный заказчику.

Общая норма (об отсутствии отчуждения исключительного права) применяется в случаях, если контрактом не предусмотрено иное.

3. Вместе с тем, согласно п. 1 комментируемой статьи, контракт может предусматривать, что исключительное право на такое произведение принадлежит:

1) Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный заказчик (далее указанные лица условно именуются "указанные субъекты");

2) совместно исполнителю и указанному субъекту. Из данной нормы следует, что других вариантов решения вопроса о том, кому принадлежит указанное исключительное право, контракт не может предусматривать.

Употребленный в данной норме термин "принадлежит" означает "переходит к указанному лицу, которое становится правообладателем".

4. Пункт 2 комментируемой статьи относится к случаю, когда исключительное право на указанное произведение по контракту должно "принадлежать" указанному субъекту.

Если исполнителем является физическое лицо - автор указанного произведения, то никаких трудностей и вопросов не возникает - от него исключительные права отчуждаются и "принадлежат" указанному субъекту. Поэтому такая простая ситуация в данной норме вообще не регламентируется. Трудности возникают, если первоначально исключительное право не принадлежит исполнителю. На эти случаи и рассчитаны дополнительные нормы, содержащиеся в п. 2 комментируемой статьи.

В этих случаях исполнитель обязан приобрести такое исключительное право у третьих лиц с тем, чтобы оно могло затем перейти к указанному субъекту.

Поясняется, что исполнитель при этом обязан либо приобрести эти права, либо "обеспечить их приобретение". Можно полагать, что это последнее выражение указывает на обязанность исполнителя в случае необходимости заключить "цепочку" договоров. "Приобретение" (или "обеспечение приобретения") указанных прав исполнитель осуществляет "путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами".

Договоры исполнителя со всеми указанными лицами могут строиться на основе ст. 1285, 1288, 1295, 1296 ГК РФ. Какой именно договор будет заключен, значения не имеет. Главное состоит в том, чтобы на основе этого договора к исполнителю перешло исключительное право на произведение, которое затем по контракту передается указанному субъекту.

Затраты исполнителя по приобретению этих прав должны учитываться в цене контракта.

5. Пункт 3 комментируемой статьи относится к случаю, когда контракт не предусматривает перехода к указанному субъекту исключительных прав. В этом случае исключительные права не принадлежат указанному субъекту, но "правообладатель" по требованию заказчика обязан предоставить тому лицу, которое будет указано заказчиком, безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения для государственных или муниципальных нужд.

Под термином "правообладатель" здесь, очевидно, имеется в виду исполнитель. Для того чтобы выдать указанную лицензию, исполнитель должен иметь соответствующее право, хотя бы в объеме этой лицензии.

Для получения такого права исполнитель в некоторых случаях обязан заключить соответствующие договоры. Следует сказать, что к данному случаю должны применяться нормы, содержащиеся в п. 2 комментируемой статьи (в том числе во второй фразе), но с соответствующими изменениями, поскольку речь идет не о приобретении исполнителем исключительного права, а о приобретении им права на использование в ограниченном объеме.

6. Пункт 4 данной статьи относится к случаю, когда по контракту исключительное право на созданное произведение принадлежит совместно исполнителю и указанному субъекту.

Совместное владение исключительным правом осуществляется по правилам, содержащимся в п. 3 ст. 1229 ГК РФ.

Пункт 4 устанавливает одно изъятие из этих общих правил. Оно состоит в том, что заказчик (а не указанный субъект!) вправе, уведомив о том исполнителя, предоставить (очевидно, любому лицу) безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения для государственных или муниципальных нужд.

Следует полагать, что число таких лицензий законом в рамках контракта не ограничивается.

7. Пункт 5 комментируемой статьи относится к праву автора созданного в рамках контракта произведения на получение вознаграждения в тех случаях, когда исключительное право на это произведение в силу данного контракта ему уже не принадлежит.

Его вознаграждение не может быть ниже вознаграждения, причитающегося автору служебного произведения. В этом и состоит смысл данной нормы.

8. Пункт 6 данной статьи распространяет нормы, предусмотренные ст. 1298 ГК РФ, на те программы для ЭВМ и базы данных, которые были созданы при выполнении контракта, хотя их создание прямо не предусматривалось этим контрактом. Следовательно, к таким программам для ЭВМ и базам данных не должны применяться нормы, установленные ст. 1297 ГК РФ.

9. Следует считать, что если программа для ЭВМ или база данных созданы по контракту, который прямо предусматривал их создание, то к ним применяются положения ст. 1298, а не ст. 1296 ГК РФ.

Другой комментарий к статье 1298 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья является новеллой части четвертой ГК РФ и устанавливает особенности распределения прав на произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту, и распространяет свое действие на произведения науки, литературы и искусства, а также программы для ЭВМ и базы данных. Нормы действующего с 1 января 2014 г. Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1>, регулирующего отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования, особенностей исполнения контрактов и т.д., распространяются на:

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

1) литературные произведения;

2) драматические, музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

3) хореографические произведения и пантомимы;

4) музыкальные произведения с текстом или без него;

5) аудиовизуальные произведения;

6) произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

7) произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

8) произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства (внешний и внутренний облик объекта, его пространственная, планировочная и функциональная организация, зафиксированные в виде схем или макетов либо описанные иным способом, кроме проектной документации);

9) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

10) производные произведения;

11) составные произведения (кроме баз данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Таким образом, программы для ЭВМ и базы данных не включены в перечень, предусмотренный названным Законом.

В соответствии с п. 8 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ государственный (муниципальный) контракт представляет собой договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных либо муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту на создание произведения для государственных или муниципальных нужд исполнитель обязуется создать произведение и произвести отчуждение исключительного права либо предоставить права использования произведения государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ не содержит понятие "государственные и муниципальные нужды". Ранее в действовавшем Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <1> (далее - Закон о размещении заказов) в соответствии со ст. 3 под государственными и муниципальными нуждами понимались обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ, а под муниципальными нуждами понимались обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.

Заключение государственного или муниципального контракта осуществляется на основе проведения конкурса на создание произведения. Нормы об особенностях размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма были впервые введены в Закон о размещении заказов Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4015.

При проведении конкурсов на заключение контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности), на финансирование проката или показа национальных фильмов в состав конкурсных комиссий должны включаться лица творческих профессий в соответствующей области литературы или искусства. Число таких лиц должно составлять не менее чем 50% общего числа членов конкурсной комиссии (п. 4 ст. 39 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ).

Согласно ст. 57 Закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ заказчик вправе провести двухэтапный конкурс на заключение контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности) при условии, что для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении этого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования (либо единые требования и дополнительные требования) и победителем данного конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам этого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.

Согласно ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть осуществлена закупка произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы, а также может быть заключен контракт с театром, учреждением, осуществляющим концертную или театральную деятельность, в том числе с концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом, образовательным учреждением, зоопарком, планетарием, парком культуры и отдыха, заповедником, ботаническим садом, национальным парком, природным парком или ландшафтным парком с конкретным физическим лицом на создание произведения литературы или искусства, либо с конкретным физическим лицом или конкретным юридическим лицом, осуществляющими концертную или театральную деятельность, в том числе с концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), на исполнение, либо с физическим лицом или юридическим лицом на изготовление и поставку декораций, сценической мебели, сценических костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, а также театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными организациями.

В целом вышеназванный Закон слабо учитывает специфику заключения государственных и муниципальных контрактов на создание произведений науки, литературы и искусства, ориентируясь в большей степени на заключение договоров, в предмет которых входят объекты вещных прав. Об этом свидетельствует и терминология: в частности, правовая категория "закупка" едва ли может быть применена к договорам о создании результатов интеллектуальной деятельности, носящих нематериальный характер.

2. Нормы комментируемой статьи имеют целью определение правового режима произведений, созданных в результате выполнения государственных и муниципальных контрактов.

До 1 января 2008 г. нормы, отражавшие правовой режим объектов авторского права, созданных за счет бюджетных средств, содержались в различных как законодательных, так и подзаконных актах, которые действуют в части, не противоречащей ГК РФ, а именно в Постановлениях Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. N 1132 "О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения", от 2 сентября 1999 г. N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности", от 17 ноября 2005 г. N 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности", от 22 апреля 2009 г. N 342 "О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности".

В том случае, если произведения входят в состав единой технологии, их правовой режим определяется гл. 77 ГК РФ, а также Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии" <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6239.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 342 федеральные органы исполнительной власти и организации, выступающие от имени Российской Федерации государственными заказчиками научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по государственным контрактам для государственных нужд, при заключении государственных контрактов обязаны предусматривать в них условия о закреплении в установленном порядке исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для ЭВМ, базы данных и секреты производства (ноу-хау) за Российской Федерацией, если:

- результаты научно-технической деятельности изъяты из оборота.

Российская Федерация приняла на себя осуществление финансирования работ по доведению результатов научно-технической деятельности до стадии практического применения, завершающейся этапом постановки продукции на производство, включающим подготовку производства, изготовление установочной серии и квалификационные испытания;

- исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ совершение всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения им исключительных прав на результаты научно-технической деятельности;

- результаты научно-технической деятельности созданы в ходе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, выполняемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации;

- за Российской Федерацией или по решению государственного заказчика совместно за Российской Федерацией и организацией, выполняющей научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (исполнителем), закреплены результаты таких работ, если данные результаты непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности государства.

В иных случаях исключительное право закрепляется за исполнителем на условиях, определяемых государственным контрактом.

3. Право работника на вознаграждение, предусмотренное п. 5 комментируемой статьи, не переходит по наследству. Наследники имеют право на получение лишь того вознаграждения, которое причиталось автору-наследодателю за созданное произведение при его жизни, но не было ему выплачено.

4. Говоря о соотношении норм комментируемой статьи и ст. 1296 ГК РФ применительно к программам для ЭВМ и базам данных, необходимо учитывать, что положения ст. 1296 ГК РФ не подлежат применению, в том числе если создание программы для ЭВМ или базы данных не было предусмотрено государственным или муниципальным контрактом.

Комментарии и консультации юристов по ст 1298 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1298 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.