Статья 1264. Проекты официальных документов, символов и знаков

1. Право авторства на проект официального документа, в том числе на проект официального перевода такого документа, а также на проект официального символа или знака принадлежит лицу, создавшему соответствующий проект (разработчику).Разработчик проекта официального документа, символа или знака вправе обнародовать такой проект, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя.

2. Проект официального документа, символа или знака может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией для подготовки соответствующего официального документа, разработки символа или знака без согласия разработчика, если проект обнародован разработчиком для использования этими органом или организацией либо направлен разработчиком в соответствующий орган или организацию.При подготовке официального документа, разработке официального символа или знака на основе соответствующего проекта в него могут вноситься дополнения и изменения по усмотрению государственного органа, органа местного самоуправления или международной организации, осуществляющих подготовку официального документа, разработку официального символа или знака.После официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может использоваться без указания имени разработчика.

Комментарий к статье 1264 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена проектам официальных документов, символов и знаков. Эта статья неразрывно связана с нормой, содержащейся в п. 6 ст. 1259 ГК РФ, в соответствии с которой не являются объектами авторского права официальные документы, а также государственные и муниципальные символы и знаки.

Замена ранее примененного для символов и знаков определения "государственный (муниципальный)" на "официальный" никакого правового значения не имеет: речь идет об одних и тех же объектах. Эта замена лишь подтверждает, что данные термины используются как синонимы.

2. В пункте 6 ст. 1259 ГК РФ речь идет об объектах, которые уже признаны официальными, утверждены как официальные. А комментируемая статья посвящена тем же объектам, которые еще не признаны в качестве официальных, но, вероятно, будут ими признаны в дальнейшем.

Нет никаких оснований сомневаться в том, что если такой объект, который еще не признан официальным, отвечает требованиям, предъявляемым к объектам авторского права, то он автоматически охраняется авторским правом как произведение науки, литературы или искусства, несмотря на то что автор назвал его проектом официального документа, символа или знака. При этом необходимо подчеркнуть, что никогда не бывает наверняка известно, что данный проект станет официальным объектом.

Когда такой проект становится официальным (закон подписан, судебное решение оглашено, орден утвержден в качестве официального), то все авторские права на такой объект - как имущественные, так и личные - прекращаются, "погашаются".

Но такое прекращение авторских прав, конечно, может иметь место только с согласия автора.

Само это прекращение авторских прав, осуществляемое при наличии согласия автора, по мнению многих специалистов, противоречит неким "принципам", в частности принципу, состоящему в том, что автор якобы не может отказаться от своих личных прав, прежде всего от права авторства: в п. 1 ст. 1265 ГК РФ торжественно провозглашается, что отказ от права авторства и от права на имя ничтожен.

Запрет такого отказа вполне обоснован, поскольку такой отказ обычно связан с появлением "лжеавтора": отказ действительного автора приводит к присвоению авторства другим лицом.

Однако в данном случае никакого присвоения авторства не происходит, а потому нормы, содержащиеся в ст. 1264 ГК РФ, вполне обоснованны и имеют право на существование.

3. В пункте 1 комментируемой статьи предусматривается, что лицо, создавшее проект официального документа, официального символа или знака, имеет право авторства на этот проект и вправе обнародовать этот объект.

Обнародование такого проекта может быть, однако, запрещено государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией, если такой проект был разработан по заказу этого органа или организации. Из нормы, содержащейся в первой фразе абз. 2 п. 1 комментируемой статьи, вытекает, что если в договоре заказа, в соответствии с которым разработан проект официального документа или официального символа или знака, не содержится запрета на обнародование этого проекта, то разработчик вправе его обнародовать.

Следует, однако, учитывать, что к данному отношению применимы нормы ст. 1295 ГК РФ, касающиеся служебных произведений.

В отношении служебных произведений никакой презумпции права автора на обнародование служебного произведения не предусмотрено. Поэтому и в данном случае следует полагать, что должно применяться предположение о том, что обнародование проекта может быть произведено при наличии согласия со стороны государственного органа, органа местного самоуправления муниципального образования или международной организации. Таким образом, норма, содержащаяся в первой фразе абз. 2 п. 1, не совсем точна.

4. Пункт 2 комментируемой статьи исходит из того, что когда такой проект обнародован разработчиком либо направлен разработчиком в государственный орган, орган местного самоуправления или в международную организацию, то это означает, что разработчик проекта (автор) выразил согласие на то, чтобы этот проект был утвержден и превратился в официальный документ, официальный символ или знак.

Иными словами, разработчик (автор) выразил свое согласие на то, чтобы авторские права на этот объект прекратились, перестали существовать.

В этих условиях соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или международная организация имеют право осуществлять подготовку официального документа, разрабатывать официальный символ или знак и использовать этот проект по своему усмотрению без дальнейшего согласия разработчика (автора). Это использование может выражаться в опубликовании, воспроизведении, распространении экземпляров. При этом в проект могут вноситься изменения и дополнения - также без согласия автора.

Гражданский кодекс РФ не устанавливает обязанности выплачивать вознаграждения разработчику (автору) за такое использование проекта. После официального принятия проекта к рассмотрению государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией он может использоваться ими без указания имени разработчика (автора), хотя его авторство сохраняется.

Отметим, что для всех других лиц (кроме соответствующего государственного органа, органа местного самоуправления и международной организации) такой проект вплоть до его официального принятия остается охраняемым объектом авторского права.

5. В отношении любого произведения, как обнародованного, так и необнародованного, между автором произведения и государственным органом (органом местного самоуправления, международной организацией) может быть заключен договор, в соответствии с которым это произведение будет рассматриваться как проект официального документа, символа или знака либо сразу будет утверждено в качестве официального такого объекта.

Другой комментарий к статье 1264 Гражданского Кодекса РФ

1. В комментируемой статье определены особенности правового режима проектов официальных документов, символов и знаков, которые в Законе об авторском праве и смежных правах не были выделены как объекты авторских прав. Авторские права распространяются лишь на проекты данных объектов. В соответствии с п. 6 ст. 1259 ГК РФ официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, государственные символы и знаки, а также символы и знаки муниципальных образований не являются объектами авторских прав.

К проектам официальных документов относятся проекты законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" <1> официальные документы - это документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. К официальным документам относятся законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера (например, постановления и иные акты арбитражных судов, судов общей юрисдикции, органов внутренних дел и др.).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 1. Ст. 1.

Официальные символы и знаки подлежат регистрации в Государственном геральдическом регистре РФ, который ведет Геральдический совет при Президенте РФ. В данный Регистр вносятся следующие официальные символы и отличительные знаки:

- официальные символы Российской Федерации и субъектов Федерации (флаги, гербы);

- официальные символы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации (флаги, гербы, эмблемы);

- официальные символы органов местного самоуправления и иных муниципальных образований (флаги, гербы, эмблемы);

- знаки отличия и различия, награды федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации (п. 3 Указа Президента РФ от 21 марта 1996 г. N 403 "О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации" <1>).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 13. Ст. 1307.

Правовой режим проекта официального символа или знака действует до регистрации официального символа и отличительного знака, которая осуществляется после принятия решения об утверждении их описаний.

2. Особенности правового режима официальных документов, символов и знаков состоят в том, что в отношении данных объектов вводится понятие разработчика официального документа. Разработчику принадлежат:

- право авторства на проект официального документа;

- право на обнародование проекта, если это не запрещено государственным органом, органом местного самоуправления муниципального образования или международной организацией, по заказу которых разработан проект;

- право на имя при опубликовании проекта. Данное право прекращается после официального принятия к рассмотрению проекта государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией.

3. Для определения правового режима произведения, трансформирующегося в официальный документ, необходимо установить, на основании какого юридического факта создан этот документ. Такими юридическими фактами могут быть:

- трудовые отношения с автором, в результате чего официальный документ становится служебным;

- договор заказа, в том числе для государственных или муниципальных нужд (в названных случаях обнародование документа возможно лишь с согласия заказчика); и др.

Прекращение прав разработчика происходит в случае:

- обнародования проекта разработчиком в целях использования государственным органом, органом местного самоуправления, международной организацией;

- направления проекта в данные органы или организацию.

С момента официального принятия проекта к рассмотрению прекращается право на имя. Официальным принятием проекта является, например, внесение проекта в Государственную Думу РФ.

Правом внесения проекта федерального закона, федерального конституционного закона обладают субъекты права законодательной инициативы, перечисленные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ: Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Совет Федерации, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ по вопросам их ведения. Подготовленный к внесению в Государственную Думу законопроект и материалы к нему, предусмотренные ст. 105 Регламента Государственной Думы, утвержденного Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД, направляются субъектом (субъектами) права законодательной инициативы на имя Председателя Государственной Думы. Поступивший законопроект регистрируется в Управлении документационного и информационного обеспечения Аппарата Государственной Думы в Системе автоматизированного делопроизводства и документооборота Государственной Думы. С этого момента законопроект считается внесенным в Государственную Думу и может быть использован без согласия разработчика и без указания его имени, а также в него могут вноситься изменения в соответствии с Регламентом Государственной Думы. При этом субъект права законодательной инициативы указывается в тексте внесенного законопроекта до его принятия в первом чтении. Внесение изменений в законопроект происходит на заседании Государственной Думы при принятии проекта во втором чтении в соответствии со ст. 123 Регламента Государственной Думы. Решение о принятии федерального закона принимается большинством голосов общего числа депутатов палаты, а решение об одобрении федерального конституционного закона - большинством не менее 2/3 голосов общего числа депутатов Государственной Думы.

Комментарии и консультации юристов по ст 1264 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1264 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.