Статья 1263. Аудиовизуальное произведение

1. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

2. Авторами аудиовизуального произведения являются:
1) режиссер-постановщик;
2) автор сценария;
3) композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения.

3. При публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, аудиовизуального произведения авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 342-ФЗ.

4. Права изготовителя аудиовизуального произведения, то есть лица, организовавшего создание этого произведения (продюсера), определяются в соответствии со статьей 1240 настоящего Кодекса.Изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом, если иное не вытекает из договоров, заключенных им с авторами аудиовизуального произведения, указанными в пункте 2 настоящей статьи.Изготовитель при любом использовании аудиовизуального произведения вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. При отсутствии доказательств иного изготовителем аудиовизуального произведения признается лицо, имя или наименование которого указано на этом произведении обычным образом. (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

5. Каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом.

Комментарий к статье 1263 ГК РФ

1. В пункте 1 комментируемой статьи содержится определение аудиовизуального произведения. Впервые этот термин в отечественном законодательстве появился 3 августа 1992 г., когда на территории России стали применяться Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г., где термин "аудиовизуальное произведение" был употреблен в ст. 134. Гражданский кодекс РФ воспринял основные нормы, касающиеся правового регулирования аудиовизуальных произведений, содержавшиеся в ст. 4 и 13 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах".

2. Тремя основными видами произведений, входящих в понятие "аудиовизуальные произведения", являются кинофильмы, телефильмы и телепрограммы.

Аудиовизуальное произведение состоит из серии связанных между собой изображений, которые при просмотре с помощью соответствующих технических устройств создают иллюзию движения.

Основное предназначение аудиовизуального произведения - зрительное восприятие. Но в настоящее время подавляющее большинство аудиовизуальных произведений сопровождаются звуком, имеют звуковое сопровождение. Отсюда и название: аудио (воспринимаемые на слух) и визуальные (т.е. воспринимаемые зрительно) произведения.

Аудиовизуальные произведения не являются составными (сборными) произведениями. Это единые произведения, хотя и сложные, вобравшие в себя большое число первоначальных произведений.

Использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения не является их механическим сложением. Более того, такое использование не является переделкой, переработкой отдельных произведений. Поэтому нельзя говорить, что при использовании аудиовизуального произведения в нем сохраняются и используются отдельные вошедшие в него произведения.

Использование отдельных произведений для создания аудиовизуального произведения, строго говоря, выходит за рамки, указанные в ст. 1270 ГК РФ.

Отдельные произведения, вошедшие в аудиовизуальные произведения, как существовавшие ранее, так и созданные в процессе создания аудиовизуального произведения (сценарий, музыка, результаты работы режиссера-постановщика, оператора и т.д.), "поглощаются" аудиовизуальным произведением, "растворяются" в нем. Аудиовизуальное произведение - это новое, единое и самостоятельное произведение; это "сплав", "сгусток", вобравший в себя ранее существовавшие произведения.

3. В пункте 2 комментируемой статьи названы лица, которые считаются авторами аудиовизуального произведения. Это режиссер-постановщик (именуемый также "режиссер"), автор сценария (сценарист) и композитор, создавший музыкальное произведение специально для этого аудиовизуального произведения (композитор оригинальной музыки).

Они считаются соавторами аудиовизуального произведения (ст. 1258 ГК РФ). Если сценарист не принимает участия в работе по созданию аудиовизуального произведения, он становится соавтором в силу закона. В процессе создания аудиовизуального произведения результаты творческого труда (произведения) вносят различные лица: как те три лица, которые указаны в п. 2 комментируемой статьи, так и иные лица - оператор-постановщик, художник-постановщик, лица, занимающиеся монтажом, авторы "вставных" песен. Сценарий часто основывается на литературном произведении (романе, повести), в этом случае творческий труд автора этого литературного произведения также входит в состав аудиовизуального произведения.

Но авторами аудиовизуального произведения в целом признаются только три лица, указанные в п. 2 комментируемой статьи. Объясняется это тем, что именно эти три лица внесли наибольшие вклады в создание аудиовизуального произведения.

Поэтому очевидно, что указанные три лица не "являются авторами аудиовизуального произведения", как об этом сказано в ГК РФ, а признаются (считаются) авторами аудиовизуального произведения. Иными словами, здесь есть доля условности.

4. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет за композитором - автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, право на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения.

Это право распространяется как на автора оригинальной музыки, так и на автора известной музыки, использованной в аудиовизуальном произведении.

Указанное право не является исключительным, это лишь право на получение вознаграждения. Оно может реализовываться посредством организаций по управлению правами на коллективной основе (ст. 1242 - 1244 ГК РФ), в том числе посредством одной такой организации, получившей государственную аккредитацию (подп. 2 п. 1 ст. 1244 ГК РФ).

В комментируемой норме установлено, что автор музыкального произведения в указанных случаях "сохраняет" право на вознаграждение. Это свидетельствует о том, что данная норма является исключительной, а потому, как и любая исключительная норма, должна толковаться ограничительно. Это, в частности, означает, что данная норма не может применяться при других случаях использования аудиовизуального произведения, а именно при воспроизведении, распространении, импорте, прокате экземпляров, при доведении произведения до всеобщего сведения (подп. 1, 2, 4, 5 и 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Более того, эта норма не должна применяться и в том случае, если показ аудиовизуального произведения осуществляется без сопровождения звука, как упоминается в подп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

5. Пункт 4 комментируемой статьи посвящен правам изготовителя аудиовизуального произведения.

При этом абз. 1 этого пункта относится к имущественным, а абз. 2 - к личным неимущественным правам изготовителя.

Абзац 1 п. 4 содержит определение изготовителя аудиовизуального произведения: это лицо, организовавшее создание такого произведения.

Дается и второе название такого лица - продюсер. Толковые словари определяют продюсера как доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма (Большой энциклопедический словарь, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия, 1998).

Однако для гражданского права доверенное лицо - это представитель, не являющийся самостоятельным субъектом гражданского права (ст. 182 ГК РФ).

Между тем, как вытекает из содержания ст. 1240 ГК РФ, лицо, организовавшее создание сложного произведения (т.е. в данном случае - изготовитель, продюсер), самостоятельно приобретает исключительные авторские права, а потому является самостоятельным субъектом гражданского права.

Поэтому следует считать, что в данном случае изготовителем (продюсером) выступает само представляемое лицо, т.е. юридическое или физическое лицо, которое само организует и финансирует создание аудиовизуального произведения.

Объем прав изготовителя (продюсера) на созданное аудиовизуальное произведение определяется положениями ст. 1240 ГК РФ, к которой содержится отсылка к абз. 1 п. 4 комментируемой статьи.

Изготовитель (продюсер) заключает договоры с авторами и иными правообладателями результатов интеллектуальной деятельности о включении этих результатов в аудиовизуальное произведение. При этом если речь идет о специально созданном или создаваемом для включения в аудиовизуальное произведение результате (произведении), то предполагается (презюмируется), что заключаемый договор является договором об отчуждении исключительного права, а не лицензионным договором.

Но даже в тех случаях, когда такой договор либо договор о включении в состав аудиовизуального произведения тех произведений, которые не были специально для этого созданы, является лицензионным договором, такой лицензионный договор не может содержать условий, ограничивающих право использования аудиовизуального произведения; кроме того, предполагается, что такой договор заключается на весь срок действия передаваемых прав и в отношении территории всех стран, где они получают охрану (см. также п. 1 и 2 ст. 1240 ГК РФ и комментарий к ним).

6. Абзац 2 п. 4 комментируемой статьи посвящен личным неимущественным правам изготовителя (продюсера).

Поскольку права изготовителя не являются первоначальными авторскими правами, изготовитель не имеет права авторства.

Однако изготовитель приобретает право на имя. Это не то право на имя, которое указано в ст. 1265 ГК РФ, это - иное право.

Объем прав изготовителя на имя прямо указан в абз. 2 п. 4: при любом использовании аудиовизуального произведения изготовитель вправе указывать свое имя или наименование, а если аудиовизуальное произведение используется другим лицом - требовать от этого лица такого указания.

Отметим, что в данной норме ГК РФ говорится об "имени или наименовании" изготовителя (продюсера). Это значит, что им может быть как физическое, так и юридическое лицо.

7. Во второй фразе абз. 2 п. 4 комментируемой статьи содержится отдельная, самостоятельная норма, устанавливающая, что лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре аудиовизуального произведения "обычным образом" (т.е., вероятно, в титрах или в конце произведения), считается изготовителем аудиовизуального произведения при отсутствии доказательств иного.

8. Пункт 5 данной статьи относится ко всем авторам тех произведений, которые вошли составной частью в аудиовизуальное произведение. Как прямо указано, к числу этих авторов относятся: автор произведения, положенного в основу сценария; оператор-постановщик; художник-постановщик. Поскольку указывается, что данная норма относится к "каждому" такому автору, очевидно, что данная норма распространяется и на тех авторов, которые перечислены в п. 2 комментируемой статьи.

Основная норма, содержащаяся в п. 5, предусматривает, что после того, как то или иное определенное произведение вошло составной частью в аудиовизуальное произведение, автор этого определенного произведения "сохраняет" исключительное право на свое произведение.

Это означает, что само по себе включение определенного произведения в аудиовизуальное произведение не приводит к прекращению исключительного права на любое произведение, вошедшее составной частью в аудиовизуальное произведение.

Но это только общая норма - из нее есть исключения, которые общим образом указаны в конце п. 5.

Прежде чем переходить к рассмотрению этих исключений, отметим, что указанная выше общая норма применяется как к тем отдельным произведениям, которые были созданы независимо от создания аудиовизуального произведения, так и к тем отдельным произведениям, которые были специально созданы для включения в состав аудиовизуального произведения.

Вместе с тем среди этих последних произведений имеется группа произведений, которые создаются (возникают в объективной форме) только в процессе создания аудиовизуального произведения, только вместе с аудиовизуальным произведением. К числу этих произведений относятся результаты творческого труда режиссера-постановщика, оператора-постановщика и, по-видимому, художника-постановщика. Эти произведения существуют только в составе аудиовизуального произведения, и потому у их авторов не может возникать никакого отдельного исключительного права на эти произведения. Попытка сконструировать исключительные права на идеи, использованные режиссером-постановщиком, оператором-постановщиком (и художником-постановщиком), наталкивается на норму, содержащуюся в п. 5 ст. 1259 ГК РФ, в соответствии с которой на идеи авторское право не распространяется.

Таким образом, ГК РФ допускает неточность, говоря о сохранении исключительного права за авторами таких произведений.

9. Из общей нормы, содержащейся в п. 5 комментируемой статьи, устанавливающей, что автор определенного произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, сохраняет исключительное право на свое произведение, имеются следующие исключения:

1) в отношении использования этих отдельных произведений в составе этого аудиовизуального произведения - исключительное право перешло к изготовителю на основании норм, содержащихся в ст. 1240 ГК РФ (см. также п. 6 комментария к данной статье);

2) в отношении использования этих отдельных произведений не в составе этого аудиовизуального произведения - исключительное право могло перейти к изготовителю или к другому лицу на основании договора об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК РФ), лицензионного договора (ст. 1235 ГК РФ) или без договора (ст. 1241 ГК РФ).

При этом нормы, содержащиеся в п. 1 и 2 ст. 1240 ГК РФ, не применяются.

Таким образом, если между изготовителем (продюсером) и автором определенного произведения заключен (или считается заключенным - абз. 1 п. 1 ст. 1240 ГК РФ) договор об отчуждении исключительного права, то к изготовителю переходят все права на это определенное произведение, в том числе исключительное право на его использование не в составе аудиовизуального произведения.

Если же между изготовителем (продюсером) и автором определенного произведения заключен лицензионный договор, этот договор может особо предусматривать предоставление изготовителю права использования этого определенного произведения не в составе аудиовизуального произведения, а также условия такого использования.

10. Нормы, содержащиеся в ст. 1263 ГК РФ, не применяются к аудиовизуальным произведениям, созданным за пределами России (см. п. 3 ст. 1256 и комментарий к нему).

11. В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент воздания произведения.

Исходя из этой нормы, авторы и первоначальные правообладатели:

1) аудиовизуальных произведений, созданных в России в период с 3 августа 1993 г. по 31 декабря 2007 г., определяются на основе Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (ст. 13 и др.);

2) аудиовизуальных произведений, созданных в России в период с 3 августа 1992 г. по 2 августа 1993 г., - на основе Закона СССР от 31 мая 1991 г. "Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик" (ст. 134 и др.);

3) кинофильмов и телефильмов, созданных на территории СССР (России) в период с 1 октября 1964 г. по 2 августа 1992 г., - на основе гражданских кодексов союзных республик бывшего СССР (в частности, ГК РСФСР - ст. 484, 486);

4) кинофильмов, созданных в СССР в 1928 - 1964 гг., - на основе законодательства об авторском праве 1928 г.

(См. также: Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2005. С. 93 - 106.)

Другой комментарий к статье 1263 Гражданского Кодекса РФ

1. Настоящая статья определяет особенности правового режима аудиовизуального произведения, которое имеет следующие характеристики:

- состоит из зафиксированной серии связанных между собой изображений;

- может быть как с сопровождением, так и без сопровождения звуком;

- воспринимается с помощью соответствующих технических устройств зрительно, а при наличии звукового сопровождения - и на слух;

- воспринимается как сложный объект;

- воспринимается как объект, включающий в себя элементы делимого и неделимого соавторства.

Термин "аудиовизуальное произведение" в российском законодательстве впервые был упомянут в ст. 134 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (далее - Основы гражданского законодательства 1991 г.). Статья 486 ГК РСФСР закрепляла авторское право на кинофильм или телефильм за предприятием, осуществившим его съемку, а на любительские фильмы - за автором или соавторами. Кроме того, абз. 3 этой же статьи предусматривал право автора сценария, композитора, режиссера-постановщика, главного оператора, художника-постановщика и авторов других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телефильм, на свое произведение. Пункт 3 Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 8 октября 1928 г. "Об авторском праве" предусматривал, что авторское право на киноленты признается за выпускающим их в свет кинопроизводственным предприятием. За автором сценария сохраняется право на получение вознаграждения за публичную демонстрацию киноленты.

Закон об авторском праве и смежных правах (ст. 13) давал аналогичные определения аудиовизуальных произведений и перечислял некоторые из них, в частности: кино-, теле- и видеофильмы, слайд-фильмы, диафильмы (ст. 7).

Понятие фильма определено в ст. 3 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" <1> (далее - Закон о кинематографии): фильм - это аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображения зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Фильм продолжительностью не менее чем 52 минуты является полнометражным фильмом. Фильм продолжительностью менее чем 52 минуты является короткометражным фильмом.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4136.

Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора) подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <1>, Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. N 252 "О лицензировании деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора)" <2> Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.
<2> СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2078.

2. В п. 2 комментируемой статьи дан исчерпывающий перечень лиц, которые являются авторами аудиовизуального произведения: режиссер-постановщик; автор сценария; композитор - автор музыкального произведения, специально созданного для этого аудиовизуального произведения. Режиссер аудиовизуального произведения - это физическое лицо, руководящее постановкой аудиовизуального произведения и игрой задействованных в постановке актеров. Сценарист - это физическое лицо, творческим трудом которого было создано литературное произведение, положенное в основу аудиовизуального произведения. Композитор - это автор музыкального произведения, используемого в фильме.

При этом авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее, так и созданных в процессе работы над ним, пользуются авторским правом каждый на свое произведение. Правом на вознаграждение за публичное исполнение аудиовизуального произведения до 1 октября 2014 г. обладал лишь композитор. С 1 октября 2014 г. право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения сохраняют все авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), включая автора текста, использованного в аудиовизуальном произведении.

Такое право на вознаграждение не является оборотоспособным и может быть отнесено к категории иных интеллектуальных прав, предусмотренных ст. 1226, п. 3 ст. 1255 ГК РФ. Данное право предусмотрено за публичное исполнение, т.е. за использование аудиовизуального произведения в кинотеатрах, в самолетах, поездах и других общественных местах. Как отмечается в Постановлении Пленума ВС РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26 марта 2009 г., судам следует учитывать, что в силу п. 3 комментируемой статьи композитор, являющийся автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю этого аудиовизуального произведения. Таким образом, даже если исключительное право на соответствующее музыкальное произведение в целом принадлежит другому лицу, право на вознаграждение сохраняется за композитором.

В отношении оборотоспособности права композитора на вознаграждение за использование музыкального произведения при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю соответствующего аудиовизуального произведения (п. 3 ст. 1263 ГК) в заключении Исследовательского центра частного права по вопросам толкования и возможного применения отдельных положений части четвертой ГК РФ отмечается, что "хотя это право прямо и не названо в законе исключительным, должно быть признано таковым в силу недвусмысленной оговорки законодателя в той же статье о том, что композитор "сохраняет право на вознаграждение". Вопрос о сохранении противополагается таким образом отчуждению исключительного права лицу, создавшему аудиовизуальное произведение. Указание на сохранение какой-либо части (права на вознаграждение), несмотря на переход права (исключительного права) к другому лицу, означает, что такая часть входит в такое право как в целое. В пользу толкования права на вознаграждение (п. 3 ст. 1263 ГК) как составной части исключительного права, которое, следовательно, переходит по наследству в силу прямого указания в пункте 1 ст. 1283 ГК, свидетельствует и пункт 5 ст. 1229 ГК, где говорится о допустимом объеме ограничения исключительных прав. При этом право на вознаграждение упоминается в указанной норме как право, которое сохраняется в определенных случаях при ограничении исключительного права. Следовательно, можно заключить, что раз право на вознаграждение может сохраняться при ограничении исключительного права, то такое право на вознаграждение не может быть не чем иным, как одним из элементов соответствующего исключительного права, одним из входящих в его состав правомочий" <1>.

--------------------------------
<1> Вестник гражданского права. 2007. N 3.

3. Лицо, которому принадлежат права на аудиовизуальное произведение, должно определяться в соответствии с законодательством, действующим на момент создания фильма. Так, если аудиовизуальное произведение было создано до 3 августа 1992 г., то в соответствии со ст. 486 ГК РСФСР авторское право на кинофильм или телевизионный фильм (раньше так именовались аудиовизуальные произведения) принадлежало предприятию, осуществившему его съемку, а авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм - его авторам или соавторам. Владелец первоначального авторского права на фильмы, которые были сняты с 3 августа 1992 г. по 2 августа 1993 г., должен определяться в соответствии с п. 5 ст. 135 Основ гражданского законодательства 1991 г., в котором сказано:

"Авторы кино-, теле- и видеофильма по авторским договорам передают право на использование фильма его изготовителю в пределах, предусмотренных договором.

Авторы произведений, использованных в фильме, сохраняют авторское право каждый на свое произведение, передают изготовителю право на его использование в фильме и могут использовать произведение независимо от фильма в целом".

В случае если аудиовизуальное произведение было создано до 3 августа 1992 г., авторское право на аудиовизуальное произведение признавалось за юридическим лицом. Согласно ст. 6 Вводного закона к части четвертой ГК РФ авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 г., т.е. до вступления в силу Закона об авторском праве и смежных правах, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано - со дня создания произведения. К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой ГК РФ. Для целей их применения такие юридические лица считаются авторами произведений.

4. В п. 4 комментируемой статьи определяется правовое положение продюсера, т.е. лица, организовавшего создание аудиовизуального произведения. В соответствии с Законом о кинематографии продюсер фильма - это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма. Правовое положение продюсера, его трудовые функции конкретизированы Постановлением Минтруда России от 4 октября 2000 г. N 67 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний" <1>, Приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии" <2>, Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2007 г. N 252 "Об утверждении Перечня профессий и должностей творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации" <3>.

--------------------------------
<1> Бюллетень Минтруда России. 2000. N 11.
<2> Российская газета. 19.08.2011. N 183.
<3> СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2356.

Продюсер в соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ приобретает право использования результатов интеллектуальной деятельности, входящих в состав аудиовизуального произведения, на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

В случае, когда продюсер приобретает право использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в такой сложный объект, соответствующий договор считается договором об отчуждении исключительного права, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.

Условия лицензионного договора, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе аудиовизуального произведения, недействительны.

Кроме того, авторы всех произведений, вошедших в состав аудиовизуального, лишены права на отзыв (ст. 1269 ГК).

5. Обладателем исключительного права на аудиовизуальное произведение может выступать и иное лицо, не являющееся продюсером. Исключительное право на аудиовизуальное произведение может возникнуть у работодателя в результате отчуждения или предоставления права по договору. В качестве правообладателя могут выступать также Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные образования. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 292 "О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям" <1> Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям принимает в соответствии с законодательством РФ решения об управлении находящимся в федеральной собственности фондом законченных производством и прошедших в эфир телерадиопрограмм, передач, фонограмм, а также иных аудиовизуальных произведений (за исключением кинофильмов).

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2574.

6. С 1 августа 2013 г. в отношении отдельных видов аудиовизуальных произведений применяются специальные процессуальные меры защиты нарушенных прав в сети Интернет. В соответствии с Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" ст. 144.1 ГПК РФ ввела предварительные обеспечительные меры защиты исключительных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет. Данные меры подлежат применению Мосгорсудом независимо от места нарушения и места нахождения ответчика. Представляется необходимым распространение процессуальных норм о предварительном обеспечении иска и на другие виды аудиовизуальных произведений, а также иные объекты интеллектуальных прав.

Комментарии и консультации юристов по ст 1263 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1263 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.