Статья 1258. Соавторство

1. Граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

2. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей, то есть часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована ее автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

3. К отношениям соавторов, связанным с распределением доходов от использования произведения и с распоряжением исключительным правом на произведение, соответственно применяются правила пункта 3 статьи 1229 настоящего Кодекса.

4. Каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое.

Комментарий к статье 1258 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи посвящен понятию "соавторство", которое понимается и как процесс создания произведения по соглашению между двумя или несколькими авторами, и как результат такого соглашения - совместно созданное произведение.

Каждый соавтор должен являться автором созданного произведения. Лица, не являющиеся авторами, не могут считаться и соавторами. К ним относятся лица, не внесшие творческого вклада в создание произведения (они указаны в абз. 2 п. 1 ст. 1228 ГК РФ). Кроме того, соавтором не может считаться лицо, внесшее творческий вклад не в форму произведения, а в его содержание (см. п. 5 ст. 1259 ГК РФ). Не может считаться соавтором и то лицо, которое хотя и является участником соглашения о создании произведения в соавторстве, но не приняло участия в таком процессе. Более того, лицо, принявшее участие в творческом процессе, не становится соавтором, если творческий результат его труда не нашел отражения в произведении.

2. "Совместность" творческого труда может выражаться по-разному; это выражение нельзя понимать ограничительно.

Хотя обычно авторы работают одновременно и в одном месте, они могут работать в разное время и в разных местах, что не делает их труд "несовместным".

"Совместный" творческий труд - это труд, осуществляемый по соглашению между соавторами. Такое соглашение - устное или письменное - обязательно должно существовать. Отсутствие такого соглашения никогда и ни при каких условиях не приводит к соавторству.

Если после смерти автора наследник дает согласие на то, чтобы какое-либо лицо переработало произведение, возникает переработка, а не соавторство.

Труд соавторов может быть как однородным, так и разнородным.

3. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, соавторство бывает двух видов: в одном случае созданное в соавторстве произведение образует одно неразрывное целое; в другом случае созданное произведение состоит из отдельных частей, имеющих самостоятельное значение, и каждый соавтор может указать, какую именно часть произведения он создавал. Первый случай соавторства называется неделимым соавторством, а второй - делимым (раздельным) соавторством.

Это - два разных явления. Особенно ярко эта разница проявляется при использовании таких произведений.

4. Неделимое соавторство есть соавторство по закону; оно не может быть прекращено соглашением сторон.

Напротив, делимое соавторство есть соавторство по договору: оно существует лишь в рамках этого договора. Такие соавторы могут прекратить его своим соглашением, после чего соавторство "распадается".

Границы делимого соавторства являются "размытыми": делимое соавторство трудно отличить от случаев совместного использования произведений разных авторов.

Так, использование различных статей в сборнике не основывается на соглашении между авторами отдельных статей; считается, что соавторства в данном случае не возникает.

Однако автор отдельной статьи может обусловить свое согласие на участие в сборнике невключением (или, наоборот, включением) в сборник произведения определенного автора; он может также потребовать, чтобы его произведение занимало в сборнике определенное место (например, первое). Все это напоминает делимое соавторство.

Очень трудно отделить делимое соавторство от случаев использования произведения в переводе и в переработке: отношения между автором оригинала (автором произведения в первоначальной форме) и переводчиком (обработчиком) схожи с отношениями соавторов делимого произведения.

5. Общее правило, содержащееся в первой фразе абз. 1 п. 2 комментируемой статьи, состоит в том, что произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно. На практике это обычно означает, что все соавторы подписывают договоры об использовании произведения.

Если соавторы выдали доверенность одному из них на заключение лицензионных договоров от их имени, это также является соглашением об использовании произведения.

Вместе с тем возможны случаи, когда соавторы своим соглашением поделили сферы использования произведения между собой, установив, например, что право на использование произведения в России принадлежит одному соавтору, а в зарубежных странах - другому.

6. Вторая фраза абз. 1 п. 2 комментируемой статьи относится к неделимому соавторству и к той ситуации, когда соавторы разошлись во мнениях о том, как использовать такое произведение.

Именно в такой и только в такой ситуации действует содержащаяся здесь норма: ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование произведения. Эта норма введена для того, чтобы авторское право на такое произведение не оказалось "парализованным".

В этом случае спор между соавторами может быть перенесен в суд, который может разрешить использование произведения вопреки воле одного соавтора (или некоторых соавторов), если суд посчитает, что этот соавтор отказывается от использования произведения "без достаточных оснований".

Тем не менее эта норма не может толковаться как разрешающая третьим лицам использовать произведение без согласия всех соавторов: отсутствие согласия даже одного соавтора на использование произведения означает, что использование является незаконным. Исключение составляет указанный выше случай, когда отсутствие такого согласия восполняется решением суда.

Норма, содержащаяся во второй фразе абз. 1 п. 2, не применяется к случаям раздельного соавторства: разногласия между соавторами по поводу использования произведения в этих случаях не "парализуют" авторское право на делимое произведение, а приводят к тому, что соавторство "распадается": каждый бывший соавтор получает право использовать свою часть произведения.

7. Норма, содержащаяся в абз. 2 п. 2 комментируемой статьи, относится к использованию части делимого произведения, созданного соавторами. Как уже указывалось в п. 1 комментируемой статьи, речь идет о созданной одним из соавторов части произведения, которая имеет самостоятельное значение, может использоваться независимо от других частей произведения, созданных другими соавторами.

Эта часть произведения может использоваться в составе целого произведения, и тогда авторское право на нее принадлежит всем соавторам. Вместе с тем соавтор, являющийся автором этой части произведения, может использовать ее самостоятельно, если соглашением между всеми соавторами не предусмотрено иное. Следует отметить, что в любом случае авторское право не удваивается: автор этой отделимой части произведения либо сам осуществляет свои авторские права, либо передает право на их осуществление коллективу соавторов.

8. Упоминаемое в п. 1 и 2 анализируемой статьи соглашение между соавторами не является договором об использовании произведения. По своей сути оно сходно с соглашениями, которые заключают между собой сособственники (ст. 244 - 248, 252 - 254 ГК РФ).

Соглашение между соавторами может предусматривать порядок указания имен соавторов при использовании произведения. Если такого порядка не установлено, имена соавторов должны указываться в алфавитном порядке.

9. Пункт 3 комментируемой статьи содержит отсылку к п. 3 ст. 1229 ГК РФ. В этой связи см. п. 11 - 17 комментария к ст. 1229 ГК РФ.

10. Пункт 4 комментируемой статьи устанавливает, что каждый соавтор вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав.

Что касается термина "самостоятельно", его смысл ясен: каждый из соавторов вправе действовать сам по себе, независимо от других соавторов, а возможно, даже вопреки их воле.

Выражение "принимать меры по защите своих прав" следует понимать как "защищать свои права".

Хотя эта норма вытекает из общеправовых положений (поскольку право на защиту является составной частью любого субъективного права), тем не менее ее значение довольно велико. Нет никаких сомнений в том, что эта норма носит императивный характер.

В данной норме прямо отмечается, что любой соавтор может самостоятельно защищать свои авторские права, даже если произведение составляет единое целое, является неделимым. Следовательно, право на защиту принадлежит каждому отдельному соавтору и в отношении делимого соавторского произведения.

Но в том случае, когда речь идет о делимом соавторстве, необходимо установить, что имел в виду законодатель, устанавливая право отдельного соавтора защищать "свои" права: какие права отдельный соавтор может считать "своими"?

При неделимом соавторстве ответ на этот вопрос ясен: любые субъективные авторские права принадлежат любому отдельному соавтору.

При делимом соавторстве, которое возникает, как было отмечено, по соглашению, каждому отдельному соавтору принадлежат авторские права в пределах, указанных в соглашении между соавторами. За этими рамками такой соавтор может защищать авторские права только на созданную им лично часть произведения.

11. Когда только один из соавторов защищает нарушенные авторские права на произведение, созданное в соавторстве, и суд присуждает за нарушение авторских прав взыскание каких-либо сумм (убытки, компенсация и т.п.), истцу может быть выплачена только причитающаяся ему доля этих сумм.

Другой комментарий к статье 1258 Гражданского Кодекса РФ

1. Произведения науки, литературы и искусства могут быть созданы в результате интеллектуальной деятельности конкретным лицом, поскольку творческий процесс индивидуален и обладает своей спецификой. Вместе с тем возможна и совместная творческая деятельность двух и более лиц, в результате которой создается одно произведение науки, литературы и искусства.

Совместная творческая деятельность возможна при взаимной договоренности (соглашении). При этом предварительно согласовываются цель создания произведения, его структура, объем работы каждого из участников. Необходимым условием является творческий вклад каждого из них. При этом не обязательно, чтобы объем или части произведения были равными. В результате такого совместного творческого труда создается единое произведение как объект авторского права.

Следует отметить, что предварительное соглашение (договор) о совместной творческой деятельности не является обязательным условием для признания соавторства. Так, если на опубликованные стихи композитор сочиняет музыку, то для этого ему не требуется согласия автора этих стихов. И в других подобных случаях создания музыкального произведения (например, оперы) на обнародованное произведение согласие автора не требуется.

2. В комментируемой статье предусмотрено, что созданное совместным творческим трудом произведение может составлять единое целое, когда нельзя определить, кто из соавторов какую часть произведения написал, или оно состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Лица, создавшие такие произведения, признаются соавторами. Если произведение создано совместно, так что нельзя определить, кто из авторов какую часть создал, то соавторство характеризуется как нераздельное. В художественной литературе таких примеров немало. Так, сценарии кинофильмов "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы, или С легким паром", написанные Э. Брагинским и Э. Рязановым, являются произведениями с нераздельным соавторством. Об этом писал в свое время и Э.А. Рязанов, указывая, что они работали вместе и обсуждали каждую фразу сценария. Известные художники-карикатуристы "Кукрыниксы" (Куприянов, Крылов, Смирнов) длительное время работали в журнале "Крокодил". Особенность их творческой деятельности состояла в том, что они действительно работали совместно и нельзя определить, кто из них какую часть карикатуры изобразил. Подобная совместная творческая деятельность была характерна и для братьев Вайнеров. На основе их произведений был создан сценарий и снят фильм "Место встречи изменить нельзя".

3. Если произведение создано творческим трудом, так что известно авторство конкретного лица, то такое соавторство признается раздельным.

Примером раздельного соавторства являются, например, учебники по гражданскому праву, которые по общему правилу разрабатываются коллективом авторов. Например, в 2009 г. опубликован "Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации" <1>, разработанный коллективом авторов Института частного права, с указанием конкретных глав, параграфов, по которым даны комментарии каждым из этих авторов.

--------------------------------
<1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический) / Под ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2009.

В создании таких сложных произведений, как песня, опера, балет и т.п., как правило, участвуют композитор и автор стихов или текста песни. Песня - весьма распространенное эстрадное произведение. Между текстом и мелодией песни существует прямая зависимость. При этом содержание текста предопределяет мелодию, гармонию, темп музыки. Так, весьма распространенными, пользующимися успехом у зрителя, слушателя являются песни композитора А. Пахмутовой, написанные на стихи А. Добронравова и других поэтов.

К сложным произведениям относятся также балет и опера. Балет - вид сценического искусства, содержание которого раскрывается в танце, музыкальных образах. В создании балетного спектакля участвуют сценарист, композитор, балетмейстер, художники, исполнители - артисты балета. Основные средства выразительности - танец и пантомима. Танец непосредственно связан с музыкой. Каждый из участников создания балетного спектакля является автором той части произведения, творческим трудом которого она создана.

Опера - музыкально-театральное произведение. Композитор воплощает музыкальные образы на основании либретто, написанного другим лицом. Поэтому опера как сложное произведение создается в соавторстве композитора и либреттиста. Такое соавторство является раздельным.

4. Практически важными и сложными являются вопросы соавторства при использовании рассказов о фактах, событиях, имевших место в жизни. Особенно такие ситуации часто возникали вскоре после окончания Великой Отечественной войны, когда ветераны, бывшие очевидцами или участниками конкретных событий, действий, вспоминали о них, а также о людях, с которыми вместе воевали. Писатель длительное время собирает такие воспоминания, фактические материалы, документы и на их основе создает художественное произведение (рассказ, повесть и т.п.). Если рассказчик излагает писателю только общеизвестные факты, то субъектом авторского права признается создатель художественного произведения. Но в таком случае писатель должен указать, чьи рассказы, воспоминания послужили основой для написания произведения. Если же писателю передаются дневники, черновые наброски, записи, отдельные зарисовки, то полагаем, что есть основания для признания соавторства на такое произведение, поскольку труд автора дневников, заметок, черновых набросков может быть оценен как творческий.

Подобные ситуации могут возникнуть при музыкальной обработке мелодий, исполненных народным певцом, записанных композитором. При создании такого произведения возникает соавторство, ибо в произведение вложен творческий труд того и другого. Если же композитором проделана лишь техническая работа по записи и редактированию мелодии, то субъектом авторского права на произведение следует признать того, кто его нашел.

На практике нередко встает вопрос о соавторстве редактора, работающего в конкретном издательстве, которое заключает договор об опубликовании произведения, созданного конкретным автором.

Деятельность редактора по общему правилу носит технический характер и предполагает устранение в тексте орфографических, синтаксических недостатков и некоторых вопросов стилистики. Но если редактор по соглашению с автором вносит в текст произведения дополнительные характеристики художественных образов, их действий, поступков и некоторые изменения мыслей действующих лиц, то в таком случае есть основания для признания редактора соавтором редактируемого произведения.

5. В п. 3 комментируемой статьи определяются права соавторов, создавших произведение совместным творческим трудом. Если произведение образует единое целое, то соавторство нераздельное и, следовательно, распоряжаться таким произведением соавторы могут по взаимному соглашению, но ни один из них не может запретить использование такого произведения без достаточных на то оснований. Доходы от совместного использования данного произведения распределяются между правообладателями поровну, если соглашением между ними не предусмотрено иное. Соавторы могут в договоре определить доли доходов с учетом степени творческого участия каждого из них.

Часть произведения, использование которой возможно независимо от других частей (раздельное соавторство), например музыка и слова песни, т.е. часть, имеющая самостоятельное значение, может быть использована автором по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное. В подобных случаях доходы от использования части произведения принадлежат автору используемой части, но если сложное произведение используется в целом как таковое, то каждый из соавторов получает вознаграждение за использование составляющей части, создателем которой он является. Размеры вознаграждения предусматриваются договором, на основании которого используется произведение в соответствии с его назначением (например, зрелищное мероприятие, театр, филармония).

6. От соавторства необходимо отличать сотрудничество, которое не влечет за собой возникновения авторского права нескольких лиц на одно и то же произведение. Например, сотрудничество в литературно-художественном журнале, редакции газеты, когда каждый автор обладает самостоятельным правом авторства на созданное им произведение и не приобретает каких-либо прав на сборник статей, журнал или издание в целом.

Комментарии и консультации юристов по ст 1258 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1258 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.