Статья 1248. Споры, связанные с защитой интеллектуальных прав

1. Споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом (пункт 1 статьи 11).

2. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, защита интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением, осуществляется в административном порядке (пункт 2 статьи 11) соответственно федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям, а в случаях, предусмотренных статьями 1401-1405 настоящего Кодекса, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 1401). Решения этих органов вступают в силу со дня принятия. Они могут быть оспорены в суде в установленном законом порядке.
3. Правила рассмотрения и разрешения споров в порядке, указанном в пункте 2 настоящей статьи, федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям устанавливаются соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства. Правила рассмотрения и разрешения в указанном в пункте 2 настоящей статьи порядке споров, связанных с секретными изобретениями, устанавливаются уполномоченным органом (пункт 2 статьи 1401).(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

Комментарий к статье 1248 ГК РФ

1. В пункте 1 комментируемой статьи, по сути, повторяется, хотя и в несколько иной форме, норма, содержащаяся в п. 1 ст. 11 ГК РФ: защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд. Это положение относится и к интеллектуальным правам, которые являются одной из категорий гражданских прав.

2. Пункт 2 анализируемой статьи начинается с выражения: "В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом", что означает: следующие за этим нормы не являются нормами прямого действия. Это лишь "предварительное оповещение" о конкретных нормах, которые включены в другие статьи ГК РФ.

3. Пункт 2 устанавливает административный порядок защиты интеллектуальных прав. При этом, говоря об административном порядке, законодатель дает ссылку на п. 2 ст. 11 ГК РФ, очевидно, для того, чтобы не возникало никаких сомнений относительно того, что указанный порядок защиты прав является именно административным.

Между тем это обстоятельство как раз и вызывает серьезные сомнения.

Для того чтобы можно было защищать любое гражданское право, оно должно быть нарушено или оспорено; в некоторых случаях меры защиты можно принимать при наличии угрозы правонарушения.

В пункте 2 комментируемой статьи указывается, что административную процедуру защиты нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав осуществляют следующие органы:

- федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;

- федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям;

- федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ, - для случаев, указанных в ст. 1401 - 1405 ГК РФ.

Именно эти органы принимают определенные решения, которые вступают в силу со дня их принятия и могут быть оспорены в суде.

Таким образом, эти решения завершают предшествующие им административные процедуры, именно эти решения завершают административную стадию соответствующего спора.

Завершающие решения подтверждают, изменяют или отменяют какие-то более ранние решения, которые как раз и оспаривались в административном порядке: без этих более ранних, первоначальных решений никакой административный спор возникнуть не может.

Административный спор - это пересмотр вышестоящим органом решения, принятого другим, нижестоящим органом. Поэтому следует ответить на вопрос о том, кто же принимает эти первоначальные решения.

Для ответа следует обратиться к анализу споров, рассматриваемых в административном порядке в случаях, указанных в п. 2 комментируемой статьи.

Одним из них является спор об отказе в выдаче патента на изобретение (ст. 1387 ГК РФ). Из этой статьи следует, что решение об отказе в выдаче патента на изобретение принимает федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (абз. 2 п. 1 ст. 1387 ГК РФ). Совершенно очевидно, что это и есть первоначальное решение, которое может быть оспорено в административном порядке.

Действительно, п. 3 ст. 1387 ГК РФ предусматривает, что это решение может быть оспорено (в административном порядке) путем подачи возражения в палату по патентным спорам.

Правовое положение палаты по патентным спорам в системе органов, осуществляющих государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности, является неясным: в ст. 1246 ГК РФ этот орган вообще не упоминается.

Но поскольку из ст. 1387 ГК РФ, да и из многих других статей ГК РФ, следует, что это именно тот орган, в который обжалуется решение федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, следует сделать вывод о том, что это некий орган, который должен быть выше федерального органа по интеллектуальной собственности, что принимаемые им решения должны быть обязательными (обязывающими) для указанного федерального органа.

Но текст ГК РФ опровергает этот вывод.

Из пункта 3 данной статьи следует, что палата по патентным спорам образуется при федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (именно "при", а не "над" или хотя бы "независимо от"). А из текста п. 2 явно вытекает, что решение, завершающее административную процедуру рассмотрения спора в палате по патентным спорам, принимает. федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности.

Это имеет место и во всех других случаях "административного порядка" защиты интеллектуальных прав: решение, принятое федеральным органом по интеллектуальной собственности, пересматривается, в результате чего выносится окончательное решение федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Не пройдя такую "административную" процедуру, обладатель гражданского права не может обращаться в суд за защитой своего нарушенного или оспоренного права.

Нельзя не признать, что в данном случае имеет место серьезное ограничение гражданских прав, противоречащее нормам, содержащимся в абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ.

4. В пункте 3 устанавливается, что правила административного рассмотрения и разрешения споров, указанных в п. 2 комментируемой статьи (кроме споров по защите селекционных достижений и секретных изобретений), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности. При этом само это административное рассмотрение и разрешение споров должно осуществляться "федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и образуемой при нем палатой по патентным спорам" (см. п. 3 комментария к данной статье).

Правила административного рассмотрения и разрешения споров, относящихся к селекционным достижениям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, а осуществлять административное рассмотрение и разрешение этих споров должен федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.

Наконец, правила административного рассмотрения и разрешения споров, относящихся к секретным изобретениям, устанавливаются, как указано в п. 3, "уполномоченным органом". При этом дается отсылка к п. 2 ст. 1401 ГК РФ. Но в п. 2 ст. 1401 ГК РФ говорится о наличии нескольких таких уполномоченных органов; к их числу отнесен и федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Следует считать, что все эти органы вправе принимать собственные, отдельные правила по данным вопросам.

Другой комментарий к статье 1248 Гражданского Кодекса РФ

1. Статья 11 ГК РФ наряду с судебной устанавливает административную форму защиты. Комментируемая статья конкретизирует особенности административной формы защиты, в том числе интеллектуальных прав (о защите интеллектуальных прав см. ст. 1252 ГК и комментарий к ней).

Ранее Палата по патентным спорам исполняла функции ликвидированных административных органов Роспатента - Апелляционной палаты и Высшей патентной палаты - и представляла собой самостоятельную организацию - федеральное государственное учреждение, ее правовое положение определялось Уставом, утвержденным Приказом Роспатента от 3 февраля 2005 г. N 21 <1>. Согласно распоряжению Правительства РФ от 1 декабря 2008 г. N 1791-р "О реорганизации федерального государственного учреждения "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" и федерального государственного учреждения "Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" было принято решение реорганизовать ФГУ "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" и ФГУ "Палата по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" путем присоединения второго учреждения к первому. Деятельность Палаты по патентным спорам как структурного подразделения ФИПС Роспатента определена Приказом Роспатента от 22 февраля 2008 г. N 32 "О деятельности коллегий Палаты по патентным спорам" <2>.

--------------------------------
<1> Патенты и лицензии. 2005. N 7.
<2> СПС "КП".

Приказ Роспатента от 22 апреля 2003 г. N 56 "О Правилах подачи возражений и заявлений и их рассмотрения в Палате по патентным спорам" <1> конкретизирует перечень тех споров, которые рассматриваются Палатой по патентным спорам, в частности возражения:

--------------------------------
<1> БНА. 2003. N 31.

- на решение об отказе в выдаче патента или о выдаче патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец;

- на решение о признании заявки на изобретение, полезную модель и промышленный образец отозванной;

- против выдачи патента на изобретение, полезную модель и промышленный образец;

- против действия на территории Российской Федерации ранее выданного авторского свидетельства или патента СССР на изобретение, свидетельства или патента СССР на промышленный образец, евразийского патента на изобретение, выданного в соответствии с Евразийской патентной конвенцией от 9 сентября 1994 г.;

- на решение, принятое по результатам формальной экспертизы заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товаров или на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товаров, об отказе в принятии ее к рассмотрению;

- на решение экспертизы заявленного обозначения по заявке на регистрацию товарного знака, регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товаров или на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товаров, а также на решение о предоставлении или об отказе в предоставлении охраны, осуществленной в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г.;

- на решение о признании отозванной заявки на регистрацию товарного знака, регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товаров или на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товаров;

- против предоставления правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара, выдачи свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, против действия на территории Российской Федерации произведенной в СССР регистрации товарного знака, знака обслуживания, а также против предоставления охраны международной регистрации знака на территории Российской Федерации;

- против предоставления правовой охраны товарному знаку на имя агента или представителя лица, которое является обладателем исключительного права на этот товарный знак в одном из государств - участников Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.;

- против предоставления правовой охраны общеизвестному в Российской Федерации товарному знаку.

Приказом Минсельхоза России от 31 октября 2007 г. N 559 "Об утверждении Правил рассмотрения и разрешения споров по защите нарушенных интеллектуальных прав на селекционные достижения" установлена процедура рассмотрения и разрешения в административном порядке споров о защите интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на селекционные достижения, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам правовой охраны или с ее прекращением, федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.

Решения административных органов могут быть обжалованы в судебном порядке. Никакие ограничения на обращение в суд не имеют юридического значения. Такого рода условия, включенные в договор, ничтожны.

2. В некоторых странах действуют специальные суды, рассматривающие споры в сфере интеллектуальной собственности (США, Германия, Великобритания, Таиланд, Япония и др.). Патентный суд был предусмотрен законодательством СССР, в частности: ст. 43 Закона СССР от 31 мая 1991 г. "Об изобретениях в СССР", ст. 32 Закона СССР от 3 июля 1991 г. "О товарных знаках и знаках обслуживания", ст. 26 Закона СССР от 10 июля 1991 г. "О промышленных образцах". Однако последние законы не успели вступить в действие, а проект Закона СССР "О Патентном суде СССР" так и не был принят.

Необходимость создания Суда по интеллектуальным правам объясняется спецификой споров в сфере интеллектуальной собственности, рассмотрение которых требует наличия специальных знаний, в том числе при оценке проводимой по таким делам экспертизы.

Суд по интеллектуальным правам является специализированным судом, рассматривающим дела по спорам, связанным с защитой интеллектуальных прав, в качестве суда первой и кассационной инстанций. Апелляционной инстанции не предполагается, поскольку большинство споров, подведомственных Суду по интеллектуальным правам, требует обязательного соблюдения досудебного порядка рассмотрения Роспатентом. Кроме того, все дела в Суде по интеллектуальным правам рассматриваются коллегиально.

К компетенции Суда по интеллектуальным правам относится рассмотрение споров о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, а именно изобретений и иных объектов патентного права, селекционных достижений, секретов производства (ноу-хау), товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, коммерческих обозначений. Исключение составляют объекты авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем.

К подведомственности Суду по интеллектуальным правам в соответствии с ч. 4 ст. 34 АПК РФ отнесены:

1) дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в области правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, права на топологии интегральных микросхем, права на секреты производства (ноу-хау), права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии;

2) дела по спорам о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологий интегральных микросхем), в том числе:

- об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством РФ рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;

- об оспаривании решений федерального антимонопольного органа о признании недобросовестной конкуренцией действий, связанных с приобретением исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий;

- об установлении патентообладателя;

- о признании недействительными патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец или селекционное достижение, решения о предоставлении правовой охраны товарному знаку, наименованию места происхождения товара и о предоставлении исключительного права на такое наименование, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;

- о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования.

Такие споры рассматриваются Судом по интеллектуальным правам независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возник спор, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане.

Суд по интеллектуальным правам в качестве суда кассационной инстанции рассматривает:

1) дела, рассмотренные им в качестве суда первой инстанции;

2) дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами субъектов Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, арбитражными апелляционными судами (ч. 3 ст. 274 АПК).

Принятое Судом по интеллектуальным правам кассационное решение в порядке надзора пересматривается Высшим Арбитражным Судом РФ.

Специфика споров об интеллектуальных правах требует для их разрешения специальных познаний, в связи с чем в состав участников арбитражного процесса необходимо включить специалиста, как в гражданском и уголовном процессе, который будет осуществляет консультационные функции.

3. Споры в сфере интеллектуальной собственности могут рассматриваться судами общей юрисдикции, арбитражными судами и третейскими судами в соответствии с их компетенцией.

В арбитражных судах рассматриваются дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Все споры о признании авторства могут рассматриваться только судами общей юрисдикции, поскольку авторами по российскому законодательству могут быть только физические лица.

В настоящее время все более важное значение приобретают третейские суды, правовое положение которых на территории Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" <1>. В соответствии с п. 2 ст. 1 данного Закона в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Аналогичное правило закреплено в ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) <2>. По соглашению сторон спор, подведомственный суду общей юрисдикции, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

--------------------------------
<1> Российская газета. 27.07.2002. N 137.
<2> СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4532.

Вопросы создания специализированных судов по интеллектуальным правам возникают и на наднациональном уровне. Так, элементом более высокой ступени интеграции права Европейского союза как в области материального, так и в области процессуального права за последние годы стало Соглашение о Едином патентном суде от 19 февраля 2013 г. <1>. Единый европейский суд создается на основе специального соглашения, которое требует ратификации странами ЕС, хотя создание специализированного суда возможно на основании решения Совета ЕС. Данный Суд создается для урегулирования споров, связанных с европейскими патентами и единым европейским патентом. При рассмотрении дел Единый патентный суд будет руководствоваться не только правом Европейского союза, Европейской патентной конвенцией, другими международными договорами в области патентов, обязательными для всех договаривающихся государств, но и национальным правом.

--------------------------------
<1> Agreement on a Unified Patent Court (2013/C175/01) // Official Journal of the European Union. 20.06.2013 // //eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=0J:C:2013:175:0001:0040:EN:PDF.

Комментарии и консультации юристов по ст 1248 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1248 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.