Статья 1246. Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности

1. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, издание нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с объектами авторских и смежных прав, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав.

2. В целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, утверждает формы документов (заявок, заявлений, возражений, ходатайств и т.п.), являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, устанавливает правила составления и подачи указанных документов, правила и порядок их рассмотрения, включающие критерии принятия решений по результатам рассмотрения указанных документов, а также издает другие нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Юридически значимые действия по государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, включая прием и экспертизу соответствующих заявок, по выдаче патентов и свидетельств, удостоверяющих исключительное право их обладателей на такие результаты интеллектуальной деятельности и на такие средства индивидуализации, а в случаях, предусмотренных законом, также иные действия, связанные с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. В случаях, предусмотренных статьями 1401-1405 настоящего Кодекса, указанные в настоящем пункте действия могут осуществлять также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.
4. В отношении селекционных достижений функции, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, осуществляют соответственно уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, и федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.
5. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы. Данные ставки, порядок и сроки применяются в случае, если работодатель и работник не заключили договор, устанавливающий размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец.
6. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется с согласия правообладателей и с выплатой им вознаграждения.Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки вознаграждения, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за использование произведений, исполнений и фонограмм в случаях, если в соответствии с законом использование таких результатов интеллектуальной деятельности осуществляется без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения. (Статья в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

Комментарий к статье 1246 ГК РФ

1. Нормы комментируемой статьи не несут никакой правовой нагрузки: они не имеют ни теоретического, ни практического значения.

2. В пункте 1 устанавливается, что ГК РФ может определить случаи, когда уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав, будет вправе издавать нормативные правовые акты по урегулированию правоотношений, связанных с объектами авторского права и смежных прав.

Разумеется, ГК РФ может это делать и без такого общего указания. В настоящее время в ГК РФ не предусмотрено ни одного такого случая. О понятии "уполномоченного" органа см. п. 23 комментария к ст. 1244 ГК РФ.

3. В пункте 2 комментируемой статьи устанавливается, что ГК РФ может определить случаи, когда уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, будет вправе издавать нормативные правовые акты по урегулированию правоотношений, связанных с объектами патентного права, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, а также с наименованиями мест происхождения товаров.

Разумеется, ГК РФ может это делать и без такого общего указания.

Следует считать, что в приведенном перечне под "базами данных" имеются в виду объекты, охраняемые по нормам гл. 70, а не гл. 71 ГК РФ.

В настоящее время в ГК РФ такие случаи предусмотрены в ст. 1262, 1363, 1374, 1390 и др.

О понятии "уполномоченного" органа см. п. 23 комментария к ст. 1244 ГК РФ.

4. В первой фразе п. 3 комментируемой статьи предусматривается, что федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности имеет право и обязан осуществлять ряд действий, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Некоторые из этих действий перечислены в данной норме, другие могут быть предусмотрены в законе.

В настоящее время в различных статьях ГК РФ содержатся конкретные нормы, предписывающие упомянутому федеральному органу исполнительной власти по интеллектуальной собственности совершать определенные действия (ст. 1262, 1346 и др.).

Следует полагать, что упомянутый федеральный орган совершает указанные юридически значимые действия не на основе п. 3 комментируемой статьи, а на основе иных конкретных норм ГК РФ.

Иными словами, ГК РФ может возлагать определенные функции на упомянутый федеральный орган и без общего указания, содержащегося в первой фразе п. 3 данной статьи; эта последняя норма не является нормой прямого действия.

Упоминаемый здесь "федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности" также должен быть определен ("управомочен"): см. п. 23 комментария к ст. 1244 ГК РФ.

В настоящее время функции федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности фактически осуществляет федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

5. В пункте 4 комментируемой статьи предусматривается, что в отношении селекционных достижений (охраняемых в соответствии с гл. 73 ГК РФ) функции, указанные в п. 2 этой статьи, выполняет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, а функции, указанные в п. 3 данной статьи, - федеральный орган исполнительной власти по сельскому хозяйству.

Данное указание является избыточным. См. п. 3 и 4 комментария к данной ст., а также п. 23 комментария к ст. 1244.

Другой комментарий к статье 1246 Гражданского Кодекса РФ

1. Система федеральных органов исполнительной власти в сфере интеллектуальной собственности включает в себя:

- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав;

- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности (отношений, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров);

- уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства;

- федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ на совершение государственной регистрации и иных юридически значимых действий;

- федеральный орган исполнительной власти по селекционным достижениям.

2. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав, является Министерство культуры РФ, правовое положение которого определяется Постановлением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 590 "О Министерстве культуры Российской Федерации" <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2011. N 31. Ст. 4758.

3. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности, является Министерство образования и науки РФ. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 337 "О Министерстве образования и науки Российской Федерации" <1> Министерство осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической деятельности, инновационной деятельности в научно-технической сфере, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2010. N 21. Ст. 2603.

4. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства, является Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России), которое осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство. Правовое положение Министерства сельского хозяйства РФ определяется Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" <1>. В соответствии с п. 5.2.25.1 Положения о Министерстве сельского хозяйства РФ на данное Министерство возложены функции по принятию нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с селекционными достижениями.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2006. N 14. Ст. 1543.

Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности является Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент), правовое положение которой регулируется Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 г. N 218 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности" <1>. Ряд функций, связанных с обеспечением реализации работ по обеспечению выполнения Роспатентом полномочий федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, а также регистрации программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, возложен на Федеральный институт промышленной собственности, являющийся организацией, подведомственной Роспатенту.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2012. N 14. Ст. 1627.

5. К федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на совершение юридически значимых действий в отношении секретных изобретений (ст. ст. 1401 - 1405 ГК), в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2004 г. N 514 "О федеральных органах исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", уполномоченных рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения" <1> относятся Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральная служба безопасности РФ и Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом".

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2004. N 41. Ст. 4046.

6. Нормы комментируемой статьи дважды подвергались изменениям с 2006 г. Так, Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" <1> дополнил п. 5 положениями о праве Правительства РФ устанавливать минимальные ставки вознаграждения за служебные объекты патентного права, а также за отдельные случаи использования объектов авторского права и смежных прав.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2013. N 30 (ч. 1). Ст. 4055.

В первоначальной редакции комментируемая статья содержала норму о праве Правительства РФ устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений без указания на порядок применения таких ставок. В то же время Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства", помимо ставок вознаграждения, определяло также и порядок их применения. Отсутствие указанного правомочия у Правительства РФ послужило основанием для решений Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N ГКПИ07-910 и от 18 июня 2012 г. N АКПИ12-503 о признании недействующими и не подлежащими применению разд. II и III Постановления Правительства РФ N 218, регулирующих порядок начисления и взимания авторского вознаграждения. На разрешение возникшей коллизии и были направлены изменения Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации".

В части минимальных ставок, порядка и сроков выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы полномочия Правительством РФ не были реализованы. В новой редакции п. 5 комментируемой статьи, действующей с 1 октября 2014 г., изменяется правовая природа названных ставок как минимальной гарантии работнику, создавшему служебный объект. Правительством РФ могут быть определены ставки, порядок и сроки выплаты вознаграждения в качестве механизма восполнения отсутствия достижения в соглашении между работником и работодателем договоренности по названным условиям.

Применительно к вознаграждению за использование произведений, исполнений и фонограмм разграничивается механизм минимальных ставок за использование объектов с согласия правообладателя и свободное использование (без согласия правообладателя). В первом случае Правительством РФ устанавливаются минимальные ставки, которые могут быть изменены договором в сторону увеличения (см., например, Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства", в соответствии с п. 2 которого предусмотренные приложениями N 1 - 3 к настоящему Постановлению ставки авторского вознаграждения являются минимальными для определенных в них видов использования произведений. Конкретный размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты устанавливаются сторонами при заключении договора между пользователем произведения и его автором, либо правообладателем на это произведение, либо организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе в пределах полученных от них полномочий), во втором случае - ставки (см. Постановление Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 829 "О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях"), в соответствии с которыми организации по управлению правами на коллективной основе (ст. ст. 1242 - 1244 ГК) осуществляют сбор вознаграждения (см. комментарий к ст. 1245 ГК).

Комментарии и консультации юристов по ст 1246 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1246 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.