Статья 1244. Государственная аккредитация организаций по управлению правами на коллективной основе

1. Организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в следующих сферах коллективного управления:
1) управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции (подпункты 6-8.1 пункта 2 статьи 1270); (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ.

2) осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, такого аудиовизуального произведения (пункт 3 статьи 1263); (Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2014 года Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2015 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 342-ФЗ.

3) управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений (статья 1293);
4) осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245);
5) осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326);
6) осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (статья 1326).Государственная аккредитация осуществляется на основе принципов открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть получена только одной организацией по управлению правами на коллективной основе.Организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной, двух и более сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

По отношению к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.
3. Организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию (аккредитованная организация), вправе наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса, осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми у нее такие договоры не заключены.Наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе, в том числе в сферах коллективного управления, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Такие организации вправе заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, предоставивших им полномочия по управлению правами в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 1242 настоящего Кодекса.

4. Правообладатель, не заключивший с аккредитованной организацией договора о передаче полномочий по управлению правами (пункт 3 настоящей статьи), вправе в любой момент полностью или частично отказаться от управления этой организацией его правами. Правообладатель должен письменно уведомить о своем решении аккредитованную организацию. В случае, если правообладатель намеревается отказаться от управления аккредитованной организацией только частью авторских или смежных прав и (или) объектов этих прав, он должен представить ей перечень таких исключаемых прав и (или) объектов. По истечении трех месяцев со дня получения от правообладателя соответствующего уведомления аккредитованная организация обязана исключить указанные им права и (или) объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. Аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей в соответствии с ранее заключенными договорами, и представить отчет в соответствии с абзацем четвертым пункта 4 статьи 1243 настоящего Кодекса.

5. Аккредитованная организация обязана принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения. Если иное не установлено законом, аккредитованная организация не вправе отказать в приеме в члены этой организации правообладателю, имеющему право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией лицензионными договорами и договорами о выплате вознаграждения.

6. Аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.Аккредитованная организация обязана ежегодно представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти отчет о своей деятельности, а также публиковать его в общероссийском средстве массовой информации. Форма отчета устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Типовой устав аккредитованной организации утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Комментарий к статье 1244 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена понятию государственной аккредитации организаций по управлению правами на коллективной основе; она также устанавливает дополнительные права и обязанности таких аккредитованных организаций.

Разумеется, аккредитованные организации пользуются всеми правами и несут все обязанности, которые предусмотрены ст. 1242 и 1243 ГК РФ.

2. В абзацах 1 - 7 п. 1 комментируемой статьи названы сферы, в которых могут осуществлять свою деятельность аккредитованные организации.

Всего таких сфер шесть. Из них только первая относится к случаям, когда правообладатели владеют исключительным правом на использование; именно это право и передается в коллективное управление. Остальные пять сфер относятся к случаям, когда у правообладателей исключительные права на использование отсутствуют, а потому в коллективное управление передается лишь право на получение вознаграждения при использовании.

3. В подпункте 1 п. 1 данной статьи устанавливается возможность получения государственной аккредитации в сфере публичного исполнения, сообщения в эфир и сообщения по кабелю. Эти сферы указаны в подп. 6 - 8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

Следует отметить, что произведения, доведенные до всеобщего сведения, в частности, через Интернет (подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), в число этих сфер не входят. Государственная аккредитация, осуществляемая на основе подп. 1 комментируемой статьи, должна относиться только к обнародованным музыкальным произведениям, в том числе с текстом, и к обнародованным отрывкам из музыкально-драматических произведений.

На объекты смежных прав этот случай государственной аккредитации не распространяется.

Учитывая основополагающее указание, содержащееся в п. 1 ст. 1242 ГК РФ (организации по коллективному управлению создаются в тех случаях, когда осуществление исключительных прав в индивидуальном порядке затруднено), следует считать, что в подп. 1 п. 1 комментируемой статьи речь идет о музыкальных произведениях "малых форм" (т.е. небольших по времени звучания) и о незначительных отрывках из музыкально-драматических произведений.

4. В подпунктах 2 и 3 п. 1 рассматриваемой статьи указывается еще на два случая, в которых возможно получение организацией, осуществляющей коллективное управление, государственной аккредитации.

И тот и другой случай относятся к авторским произведениям, а не к объектам смежных прав.

5. Случаи, указанные в подп. 2 - 6 п. 1, содержат стоящие в скобках ссылки на конкретные нормы ГК РФ, к которым они относятся.

Эти случаи осуществления коллективного управления аккредитованной организацией по своему объему (т.е. по видам использования и по категориям используемых объектов) полностью совпадают с объемом конкретных норм, к которым даются отсылки.

6. В подпунктах 4 - 6 п. 1 комментируемой статьи содержатся стоящие в скобках ссылки на конкретные нормы ГК РФ, к которым они относятся.

В свою очередь, в этих конкретных нормах ГК РФ указывается на то, что в данных случаях сбор вознаграждения осуществляет аккредитованная организация.

Это означает, что вознаграждение может собираться и выплачиваться его получателям только аккредитованной организацией: ни неаккредитованная организация, ни сам получатель вознаграждения не вправе его получать. Поэтому нормы, предусмотренные абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, на данные случаи не распространяются.

7. Абзац 8 п. 1 данной статьи определяет принципы, применяемые при государственной аккредитации, и указывает на то, что порядок государственной аккредитации устанавливается Правительством РФ.

Само существо государственной аккредитации прямо в ГК РФ не раскрыто, но косвенно вытекает из содержания ст. 1242 и 1244 ГК РФ.

Аккредитованная организация получает право представлять - при управлении правами на коллективной основе - и тех правообладателей, с которыми эта организация не имеет договоров об управлении правами на коллективной основе (абз. 1 п. 3 комментируемой статьи).

При этом указанное право, действующее в какой-либо сфере коллективного управления из перечисленных в п. 1 данной статьи, может быть закреплено только за одной такой аккредитованной организацией (абз. 1 п. 2).

Таким образом, аккредитованная организация получает монопольное право собирать суммы вознаграждения для тех правообладателей, которые этой организации никаких прав на такие действия не передавали и которые, вполне вероятно, этой организации не известны, а может быть, вообще являются "мертвыми душами".

Кому, когда и как эти суммы будут выплачены, неизвестно, но пока они будут получены такой аккредитованной организацией, причем получены на законном основании. Все это делает государственную аккредитацию чрезвычайно привлекательной.

Дополнительные обязанности, которые ГК РФ налагает на аккредитованную организацию, - это "мелочь" по сравнению с получаемыми ею правами.

Таким образом, суть государственной аккредитации - представление государством права осуществлять определенную деятельность, т.е. выдача лицензии.

Но поскольку лицензирование в нашей стране постепенно сокращается, а в данном случае оно, наоборот, вводится, в ГК РФ применен термин "аккредитация", несмотря на то что этот термин здесь не подходит и существа возникающих отношений не раскрывает.

8. В абзаце 8 п. 1 комментируемой статьи названы два принципа осуществления государственной аккредитации: 1) открытость процедуры и 2) учет мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей.

Самый главный такой принцип, к сожалению, не названный в ГК РФ, вытекает из существа государственной аккредитации. Аккредитацию должна получать та организация, которая имеет наилучшие возможности разыскивать тех неизвестных правообладателей, которым предназначены суммы вознаграждения, собираемые этой организацией, и выплачивать это вознаграждение правообладателям (п. 5 комментируемой статьи). Следует считать, что к государственной аккредитации по аналогии применимы нормы ст. 447 - 449 ГК РФ.

См. Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992 (СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 114).

9. В абзаце 1 п. 2 данной статьи указывается, что получить государственную аккредитацию в той или иной сфере коллективного управления, где может быть получена такая аккредитация, может лишь одна организация.

Таким образом, даже при наличии нескольких претендентов получает государственную аккредитацию лишь один из них.

10. В абзаце 2 п. 2 предусматривается, что одна организация по коллективному управлению может получить государственную аккредитацию в одной, нескольких или даже во всех сферах управления правами, в которых может быть получена такая аккредитация.

11. Из норм, содержащихся в абз. 1 и 2 п. 2, следует, что государственная аккредитация не может быть предоставлена той организации, которая осуществляет деятельность по коллективному управлению только в части какой-либо одной из сфер, указанных в п. 1.

Иными словами, каждая сфера деятельности, указанная в подп. 1 - 6 п. 1 комментируемой статьи, является единой и неделимой.

12. В абзаце 3 п. 2 содержится норма, в соответствии с которой к деятельности аккредитованной организации не должны применяться ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Говоря о "деятельности аккредитованной организации", ГК РФ имеет в виду ту ее деятельность, которую эта организация осуществляет на основе полученной аккредитации. На иную деятельность этой организации данная норма не распространяется.

Под антимонопольным законодательством в настоящее время следует понимать Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Этот Закон, в частности, определяет способы предупреждения и пресечения монополистической деятельности. К ним относятся:

1) признание хозяйствующего субъекта занимающим доминирующее положение (ст. 5 Закона);

2) установление запретов на совершение таким субъектом определенных действий (ст. 10 Закона);

3) запрет на заключение ограничивающих конкуренцию соглашений и на совершение хозяйствующими субъектами согласованных действий (ст. 11 Закона);

4) формальности и ограничения при предоставлении государственной или муниципальной помощи (ст. 19 - 20 в силу указанного Закона).

Применение антимонопольного законодательства к деятельности аккредитованных организаций по коллективному управлению правами ограничивается также тем, что антимонопольное законодательство распространяется в основном на хозяйствующие субъекты. К числу таких субъектов отнесены и некоммерческие организации (а организации по коллективному управлению являются некоммерческими), но только те некоммерческие организации, которые осуществляют деятельность, приносящую им доход (подп. 5 ст. 4 этого же Закона), и, очевидно, только в связи с осуществлением такой деятельности. Таким образом, возможность применения к деятельности аккредитованных организаций норм антимонопольного законодательства является ограниченной.

13. Абзац 1 п. 3 комментируемой статьи предоставляет аккредитованной организации право осуществлять управление правами и сбор вознаграждения для тех правообладателей, с которыми эта организация не имеет договорных отношений.

Ссылки на это право ранее встречались в абз. 1 п. 3 и в абз. 2 п. 5 ст. 1242 ГК РФ.

Таким образом, аккредитованная организация получает право действовать от имени неопределенного круга лиц, от имени всех правообладателей, чьи охраняемые объекты используются так, как это указано в подп. 1 - 6 п. 1 комментируемой статьи.

Нет никаких сомнений в том, что эта норма при применении ее к случаям, указанным в подп. 1 - 3 п. 1 анализируемой статьи, является серьезным, существенным ограничением гражданских прав правообладателей, а именно права на свободу договора (ст. 421 ГК РФ) и даже права на свободу осуществления и защиты своих прав (ст. 1 и 9 ГК РФ). Поэтому эти ограничения ("представительство по закону") являются допустимыми и оправданными лишь в той мере, в какой они служат интересам правообладателей. См. также п. 7 комментария к данной статье.

14. В абзаце 2 п. 3 комментируемой статьи указывается, что даже после получения одной организацией государственной аккредитации для определенной сферы деятельности по коллективному управлению в этой же сфере может осуществлять деятельность другая организация по коллективному управлению (или даже несколько таких организаций). Поскольку эта другая организация не получила (да и не могла получить) государственной аккредитации, она, естественно, будет представлять только тех правообладателей, с которыми она фактически заключила договоры.

Такая "другая" организация, как это прямо указано в данной норме, может быть создана после получения государственной аккредитации одной организацией. Вместе с тем, если какая-либо организация образована и осуществляет свою деятельность до проведения государственной аккредитации, она, конечно, вправе продолжать свою деятельность и после того, как какая-то иная организация получит государственную аккредитацию.

Более того, в соответствии с прямой нормой, содержащейся во второй фразе абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, такие неаккредитованные организации имеют право заключать прямые договоры с пользователями в интересах правообладателей, фактически предоставивших им полномочия по управлению правами на коллективной основе. Следовательно, такие неаккредитованные организации вправе на основе этих прямых договоров также получать суммы вознаграждения от пользователей и сведения об использовании охраняемых объектов.

Таким образом, даже в тех сферах коллективного управления, где может (и фактически должна) применяться система коллективного управления посредством аккредитованной организации, и даже после предоставления прав такой аккредитованной организации пользователи вынуждены будут заключать несколько договоров - с несколькими организациями по коллективному управлению.

Между тем введение системы коллективного управления правами посредством аккредитованных организаций, по идее, должно облегчать положение пользователей, приводить к тому, что пользователь, заключив договор с одной аккредитованной организацией, может полагать, что он вправе использовать любые охраняемые объекты.

Нормы, содержащиеся в абз. 2 п. 3 комментируемой статьи, не могут применяться в сферах коллективного управления, указанных в подп. 4 - 6 п. 1 данной статьи, поскольку в ст. 1245 и 1326 ГК РФ указывается, что сбор и выплату вознаграждения в данных случаях осуществляют аккредитованные организации, что исключает посредничество неаккредитованных организаций.

15. Когда организация по коллективному управлению получает государственную аккредитацию, возникают две законные презумпции. Считается, что: 1) все правообладатели передали свои соответствующие права такой организации; 2) пользователи не будут являться нарушителями всех соответствующих прав, которые они будут использовать, если заключат и будут исполнять договоры с аккредитованной организацией.

В пункте 4 комментируемой статьи указывается, как правообладатель может опровергнуть эти презумпции.

Для того чтобы эти презумпции перестали действовать, правообладатель должен подать в аккредитованную организацию письменное уведомление о том, что он отказывается от услуг этой организации.

Это уведомление об отказе может касаться либо всех прав и объектов данного правообладателя, либо лишь некоторых прав и (или) объектов.

Следует считать, что если в уведомлении об отказе не упоминаются отдельные права и объекты, принадлежащие данному правообладателю, то уведомление относится ко всем правам и объектам, принадлежащим данному правообладателю, в том числе к тем, которые могут быть созданы или получены этим правообладателем в будущем.

Что касается уведомления о частичном отказе, то в абз. 1 п. 4 комментируемой статьи предусматривается, что правообладатель должен представить при этом перечень прав и (или) объектов, исключаемых из числа тех прав и объектов, которыми вправе управлять аккредитованная организация.

Можно сделать вывод о том, что правообладатель может поступить и по-иному, а именно: указать на те права и (или) объекты, которыми вправе управлять аккредитованная организация; тем самым все иные права и объекты будут исключены из сферы коллективного управления, осуществляемого аккредитованной организацией.

Надо полагать, что такие уведомления об отказе могут быть направлены аккредитованной организации не самими правообладателями, а их представителями, например неаккредитованными организациями по коллективному управлению. Этот вывод основывается на нормах, содержащихся в абз. 2 п. 3 данной статьи.

16. Хотя норма, содержащаяся в первой фразе абз. 2 п. 4, изложена не совсем четко, общий ее смысл понятен и состоит в том, что в течение трех месяцев со дня получения от правообладателя такого уведомления об отказе (именно в течение трех месяцев, а не "по истечении трех месяцев") аккредитованная организация обязана исключить указанного субъекта - правообладателя или, соответственно, указанные права и объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе. Под указанной информационной системой, очевидно, имеется в виду Интернет.

Что касается исключения данных сведений из договоров с пользователями, то, разумеется, вместо индивидуальных оповещений в договорах может содержаться общая ссылка на общедоступную информационную систему, в которой время от времени могут появляться подобные уведомления об отказе.

Все эти действия аккредитованная организация обязана совершать в течение трех месяцев со дня получения ею уведомления об отказе, а по истечении трех месяцев она более не должна управлять данными правами. По истечении трех месяцев пользователи не имеют права использовать указанные права без согласия самого правообладателя или организации по коллективному управлению, заключившей договор с правообладателем.

Следует считать, что в уведомлении об отказе правообладатель может указать более продолжительный, чем три месяца, срок, в течение которого аккредитованная организация должна прекратить управление соответствующими правами.

17. Согласно второй фразе абз. 2 п. 4 комментируемой статьи аккредитованная организация обязана уплатить правообладателю, направившему уведомление об отказе, причитающееся ему вознаграждение, полученное от пользователей за тот период, когда действовали презумпции, указанные в п. 15 комментария к данной статье. Кроме того, такому пользователю должен быть представлен отчет об использовании его прав.

Данная норма распространяется также на случаи, когда вознаграждение для правообладателя, не заключившего договор, получено аккредитованной организацией после прекращения действия указанной презумпции.

Нормы, содержащиеся во второй фразе абз. 2 п. 4 комментируемой статьи, разумеется, распространяются и на тех правообладателей, которые не подавали уведомлений об отказе.

18. Следует считать, что правообладатель, направивший аккредитованной организации уведомление об отказе, может позже уведомить эту организацию об отзыве такого заявления - полностью или в некоторой его части.

19. Очевидно, что правила, содержащиеся в п. 4 комментируемой статьи, должны по аналогии применяться к тем правообладателям, которые фактически заключили договоры с аккредитованной организацией. В любом случае правообладатель, заключивший договор с аккредитованной организацией, не может быть поставлен в худшее положение по сравнению с тем правообладателем, который такого договора не заключал.

20. Пункт 5 комментируемой статьи возлагает на аккредитованную организацию обязанность принимать меры по установлению правообладателей, имеющих право на вознаграждение, полученное этой организацией по договорам с пользователями.

Данные меры должны быть "разумными и достаточными". Это выражение аналогично содержащемуся в ст. 10 ГК РФ выражению "разумно и добросовестно".

В случае спора относительно "разумности и достаточности" принятых мер решение может выносить суд.

В отличие от прежнего законодательства, которое устанавливало, что организация по коллективному управлению "вправе. по истечении трех лет с даты. поступления. невостребованного вознаграждения" обращать его на другие нужды (п. 4 ст. 45 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"), тем самым косвенно увязывая право организации на использование невостребованного вознаграждения с истечением срока исковой давности, исчисляемого с момента поступления вознаграждения на счет организации (что, конечно, было несправедливо), новая норма не устанавливает никаких сроков прекращения поисков правообладателей.

21. Смысл второй фразы п. 5 комментируемой статьи состоит в том, что аккредитованная организация не вправе отказаться заключить договор с любым правообладателем, обратившимся к ней с этой просьбой, если аккредитованная организация получила (или получала) от пользователей определенные суммы вознаграждения, причитающиеся этому правообладателю.

Исключение составляют случаи, установленные законом.

К числу этих исключений относится уже указанный в ГК РФ случай - данный правообладатель является членом другой организации по коллективному управлению, например иностранной (абз. 2 п. 3 ст. 1242 ГК РФ).

22. В пункте 6 комментируемой статьи устанавливается, что контроль за деятельностью аккредитованных организаций осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Этот орган вправе (и даже должен) установить форму отчета о деятельности аккредитованной организации, который такая организация обязана ежегодно представлять в указанный федеральный орган. Кроме того, аккредитованная организация обязана публиковать эти ежегодные отчеты в общероссийском средстве массовой информации.

Поскольку сферы, в которых должны осуществлять свою деятельность аккредитованные организации, являются разными, очевидно, что будут утверждены разные формы этих отчетов.

Разумеется, контроль со стороны указанного федерального органа за деятельностью аккредитованных организаций не ограничивается представлением указанных отчетов.

23. В пункте 6 данной статьи говорится о наличии "уполномоченного" федерального органа исполнительной власти. В связи с этим следует рассмотреть вопрос о том, кто и как определяет ("уполномочивает") этот орган. Представляется, что это может сделать лишь федеральный закон или указ Президента РФ (п. 2 и 3 ст. 3 ГК РФ); постановления Правительства РФ для этого недостаточно.

Этот вывод распространяется и на другие случаи, когда в ГК РФ содержатся указания на уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (например, ст. 1246 ГК РФ).

Несмотря на то, что в разных статьях ГК РФ упоминаются разные уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (в частности, в комментируемой статье и в ст. 1246 ГК РФ), возможно, что закон (или указ) возложит осуществление всех этих функций на один федеральный орган либо, напротив, разделит функции, относящиеся к одному федеральному органу, между несколькими такими органами.

24. В пункте 7 комментируемой статьи предусмотрено право (и даже обязанность) Правительства РФ определить порядок утверждения типового устава аккредитованной организации. Разумеется, Правительство РФ вправе само утвердить такой типовой устав.

Эта норма является конкретизацией общей нормы, содержащейся в п. 1 ст. 52 ГК РФ: "В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида".

Другой комментарий к статье 1244 Гражданского Кодекса РФ

1. До вступления в силу части четвертой ГК РФ в соответствии с п. 3 ст. 45 Закона об авторском праве 1993 г. допускалось бездоговорное, так называемое расширенное коллективное управление, которое было применимо по существу к любым видам управления авторскими или смежными правами. В настоящее время в основу системы коллективного управления правами в Российской Федерации положен принцип действия организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, на основании договоров, заключаемых ими с правообладателями (п. 3 ст. 1242 ГК). Хотя полностью отказаться от системы расширенного коллективного управления не удалось, возможности бездоговорного представительства правообладателей ограничены четким перечнем случаев и поставлены под государственный контроль.

В абз. 1 п. 3 комментируемой статьи предусмотрено, что только организация по управлению правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию на осуществление деятельности в одной или нескольких перечисленных в п. 1 этой же статьи сферах коллективного управления, может наряду с управлением правами тех правообладателей, с которыми она заключила договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК РФ, управлять правами и собирать вознаграждение также и для тех правообладателей, с которыми у нее подобные договоры не заключены.

2. В п. 1 комментируемой статьи названы шесть сфер управления правами на коллективной основе, в которых представительство правообладателей исключительно на договорной основе на практике крайне затруднительно. В четырех случаях из шести (ст. 1245, п. 3 ст. 1263 и ст. 1326 ГК) на аккредитованные организации возлагается только функция сбора вознаграждения за использование объектов авторских и смежных прав, которое в соответствии с ГК допускается без получения согласия правообладателя. При управлении правом следования (ст. 1293 ГК) задачи аккредитованной организации также сводятся к сбору вознаграждения за публичную перепродажу оригиналов произведений изобразительного искусства. И только в случае, предусмотренном в подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, аккредитованная организация должна заключать лицензионные договоры с пользователями, предоставляя им права использования музыкальных произведений и отрывков музыкально-драматических произведений путем публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции, а также собирать вознаграждение за такое использование (подп. 6 - 8.1 п. 2 ст. 1270 ГК). Перечень сфер коллективного управления, в которых может быть получена государственная аккредитация, носит исчерпывающий характер. Любое его расширение требует внесения изменений в Кодекс.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ внес небольшие изменения в редакцию подп. 1 п. 1 комментируемой статьи. В ссылку на подп. 6 - 8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ добавлен новый подп. 8.1 этого же пункта, содержащий определение понятия ретрансляции, которая теперь рассматривается в ст. 1270 ГК как самостоятельное правомочие в составе исключительного права. Это изменение носит технический характер и не влияет на содержание подп. 1 п. 1 комментируемой статьи, поскольку в нем прямо указано, что аккредитованная организация осуществляет свои полномочия в отношении публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции.

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ также изменил редакцию подп. 2 п. 1 комментируемой статьи. Это изменение стало следствием уточнения редакции п. 3 ст. 1263 ГК РФ, в которой теперь упоминаются не композиторы, являющиеся авторами музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, а авторы таких музыкальных произведений, что позволило распространить действие соответствующей нормы на авторов текстов к музыкальным произведениям.

3. Пунктом 2 комментируемой статьи установлено требование о том, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из шести сфер коллективного управления, перечисленных в п. 1, может быть получена только одной организацией. Хотя и в этом случае аккредитованная организация может управлять правами правообладателя, не заключившего с ней договор, помимо его воли; правообладателю теперь не составляет труда найти эту организацию и решить вопрос об управлении правами в порядке, предусмотренном п. 4 комментируемой статьи.

В то же время не запрещено получение государственной аккредитации одной и той же организацией в двух и более сферах коллективного управления. Подобная возможность подтверждается положением абз. 3 п. 2 комментируемой статьи, в соответствии с которым к деятельности аккредитованной организации не применяются ограничения, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Государственную аккредитацию в сферах коллективного управления, предусмотренных подп. 1 и 2 п. 1 комментируемой статьи, получила общероссийская общественная организация "Российское авторское общество"; в сфере управления правом следования, предусмотренной подп. 3 п. 1 комментируемой статьи, - некоммерческое партнерство "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства"; в сфере, предусмотренной подп. 4 п. 1 комментируемой статьи, - общероссийская общественная организация "Российский союз правообладателей"; в сферах, предусмотренных подп. 5 и 6 п. 1 комментируемой статьи, - общероссийская общественная организация "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская организация интеллектуальной собственности". Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации имеются четыре аккредитованные организации, осуществляющие деятельность в шести сферах расширенного коллективного управления.

4. В соответствии с абз. 2 п. 3 комментируемой статьи наряду с аккредитованными организациями в сферах, перечисленных в п. 1 этой статьи, могут создаваться и другие организации по управлению правами на коллективной основе. Основное отличие их деятельности от деятельности аккредитованной организации состоит в том, что они могут заключать договоры с пользователями только в интересах правообладателей, которые предоставили им полномочия по управлению правами на основании договоров.

5. Одна из причин, по которым сложно отказаться от расширенного коллективного управления, состоит в том, что в некоторых случаях правообладателей или их правопреемников достаточно сложно найти. Согласно п. 5 настоящей статьи аккредитованная организация должна принимать разумные и достаточные меры по установлению правообладателей, имеющих право на получение вознаграждения в соответствии с заключенными этой организацией договорами. При этом разумность мер определяется, очевидно, затратами на проведение розыска, а достаточность - использованием всех доступных способов ведения поисков. В случае если аккредитованной организации удастся установить правообладателя, она должна заключить с ним договор о передаче полномочий по управлению правами (п. 3 ст. 1242 ГК).

6. Если правообладатель не заключал с аккредитованной организацией договор о передаче полномочий по управлению правами, он может в любой момент полностью или частично отказаться от ее услуг (п. 4 комментируемой статьи). Его решение в письменной форме должно быть доведено до сведения аккредитованной организации.

Если правообладатель хочет отказаться от управления только частью авторских или смежных прав и (или) только частью объектов этих прав, то он должен представить аккредитованной организации перечень таких прав и (или) объектов. Если же он намерен отказаться от управления всеми правами или объектами этих прав, ему достаточно сообщить об этом аккредитованной организации в общей форме.

В абз. 2 п. 4 комментируемой статьи предусмотрена процедура прекращения управления указанными правообладателем правами или объектами со стороны аккредитованной организации. Такая организация обязана по истечении трех месяцев со дня получения уведомления правообладателя исключить указанные им права и объекты из договоров со всеми пользователями и разместить информацию об этом в общедоступной информационной системе, т.е. в Интернете, а также выплатить правообладателю вознаграждение, собранное по ранее действовавшим договорам (с предоставлением отчета на основании абз. 4 п. 4 ст. 1243 ГК).

7. Организация, получающая государственную аккредитацию, должна соответствовать критериям, предъявляемым ко всем организациям по управлению правами на коллективной основе на основании ст. 1242 ГК РФ. Так как только одна из таких организаций может получить государственную аккредитацию в каждой сфере расширенного коллективного управления, то к ней предъявляются дополнительные требования. В абз. 8 п. 1 комментируемой статьи провозглашается, что государственная аккредитация осуществляется на основе принципа открытости процедуры и учета мнения заинтересованных лиц, включая правообладателей.

Порядок государственной аккредитации определяется Правительством РФ, Постановлением которого от 29 декабря 2007 г. N 992 утверждено Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами <1> (далее - Положение об аккредитации), которое вступило в действие с 1 января 2008 г. Обязанности по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав были в указанный период возложены на Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Росохранкультура) <2>. Приказом Росохранкультуры от 23 октября 2008 г. N 92 было утверждено Положение об аккредитационной комиссии <3>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 114.
<2> Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 407 "О Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия" // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2584.
<3> Российская газета. 25.11.2008. N 241.

Росохранкультура была упразднена Указом Президента РФ от 8 февраля 2011 г. N 155 <1>, а ее функции были переданы Министерству культуры РФ, которое в настоящее время решает все вопросы, связанные с государственной аккредитацией и контролем за деятельностью аккредитованных организаций.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 938.

8. В качестве основных критериев, принимаемых во внимание комиссией по аккредитации, в п. 15 Положения об аккредитации названы:

а) возможность осуществления заявителем функций по сбору, распределению и выплате вознаграждения на всей или большей части территории Российской Федерации, а также представительства интересов правообладателей на российском и мировом рынках;

б) оптимальность размера суммы, удерживаемой из вознаграждения на покрытие необходимых фактических расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения;

в) возможность предоставления всем заинтересованным лицам сведений о правообладателях, правах, переданных в управление данной организации, и объектах авторских и смежных прав.

На заседании комиссии могут рассматриваться заявления нескольких заявителей, претендующих на государственную аккредитацию в одной и той же сфере, но в случае, если на заседание будет допущен только один заявитель, его заявление тоже подлежит рассмотрению (п. 17 Положения об аккредитации).

По итогам заседания комиссии в пятидневный срок уполномоченный орган принимает решение о государственной аккредитации, которое оформляется приказом. На основании этого решения выдается свидетельство о государственной аккредитации, подписанное руководителем уполномоченного органа и заверенное печатью этого органа (п. п. 18 и 19 Положения об аккредитации).

Государственная аккредитация предоставляется в первый раз на пять лет, а в дальнейшем - на срок от пяти до 10 лет, если организация не имела замечаний к своей деятельности со стороны контролирующих органов (п. 20 Положения об аккредитации). Сведения об аккредитованной организации размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет (п. 21 Положения об аккредитации).

9. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи аккредитованные организации осуществляют свою деятельность под контролем уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Министерства культуры РФ). Такие организации обязаны ежегодно не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, представлять в Министерство культуры отчет о своей деятельности по утвержденной им форме. Этот отчет также должен быть опубликован в общероссийском средстве массовой информации (абз. 2 п. 6 комментируемой статьи и п. 25 Положения об аккредитации).

10. Аккредитация организации может быть отозвана уполномоченным органом в следующих случаях (п. 26 Положения об аккредитации):

а) неустранение в установленный срок нарушений, по поводу которых уполномоченным органом давались соответствующие предписания;

б) непредставление в установленный срок ежегодного отчета или представление отчета, содержащего ложные сведения;

в) выявлена недостоверность сведений в документах, послуживших основанием для принятия решения об аккредитации;

г) возникшее несоответствие аккредитованной организации требованиям, предъявляемым к ней ГК РФ;

д) заявление аккредитованной организации о добровольном отказе от аккредитации.

Последствием отзыва государственной аккредитации является лишение организации полномочий по управлению правами и сбору вознаграждения в отношении тех правообладателей, с которыми у нее не заключены договоры в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 1242 ГК РФ (п. 27 Положения об аккредитации). Это означает, что такая организация сохраняет возможность представлять интересы правообладателей, с которыми у нее заключены договоры в одной из сфер, перечисленных в п. 1 комментируемой статьи, но теряет право осуществлять расширенное коллективное управление в этой сфере. Сведения об отзыве аккредитации размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в Интернете (п. 28 Положения об аккредитации).

Решения и действия уполномоченного органа в отношении государственной аккредитации могут быть обжалованы в судебном порядке.

11. Дополнительной мерой контроля за деятельностью аккредитованных организаций служит введение на основании п. 7 комментируемой статьи типового устава таких организаций. Типовой устав должен утверждаться в порядке, определяемом Правительством РФ. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 992 Типовой устав аккредитованной организации по управлению правами на коллективной основе был утвержден Приказом Минкультуры России от 19 февраля 2008 г. N 30 <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 114.

Комментарии и консультации юристов по ст 1244 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1244 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.