Статья 1063. Проведение лотерей, тотализаторов и иных игр государством и муниципальными образованиями или по их разрешению

1. Отношения между организаторами тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр и участниками таких игр, а также между операторами лотерей и участниками лотерей регулируются законами и основаны на договоре.(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 416-ФЗ.

2. Договор между организатором и участником игр оформляется выдачей билета, квитанции или иным предусмотренным правилами организации игр способом. Договор между оператором лотереи и участником лотереи оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции или электронным лотерейным билетом.(Пункт дополнен с 1 января 2004 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 416-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 августа 2014 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 222-ФЗ.

3. Предложение о заключении договора, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, должно включать условия о сроке проведения игр и порядке определения выигрыша и его размере.В случае отказа организатора игр от их проведения в установленный срок участники игр вправе требовать от их организатора возмещения понесенного из-за отмены игр или переноса их срока реального ущерба.

4. Лицам, которые в соответствии с условиями проведения лотереи, тотализатора или иных игр признаются выигравшими, должен быть выплачен оператором лотереи, организатором игр выигрыш в предусмотренных условиями проведения игр размере, форме (денежной или в натуре) и срок, а если срок в этих условиях не указан, не позднее десяти дней с момента определения результатов игр либо в иной срок, установленный законом.(Пункт дополнен с 1 января 2004 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 138-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 30 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 416-ФЗ.

5. В случае неисполнения оператором лотереи, организатором игр указанной в пункте 4 настоящей статьи обязанности участник, выигравший в лотерее, тотализаторе или иных играх, вправе требовать от оператора лотереи, организатора игр выплаты выигрыша, а также возмещения убытков, причиненных нарушением договора со стороны оператора лотереи, организатора игр.(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 416-ФЗ.

Комментарий к статье 1063 ГК РФ

1. Коммент. ст. посвящена правовому регулированию игр и пари, проводимых на основании договора между участниками и организаторами игр.

В п. 1 коммент. ст. подчеркивается, что основанием возникновения обязательства между участником и организатором является договор. При толковании данной нормы следует учитывать специальные правила, установленные Законом об азартных играх в отношении территории заключения и исполнения договоров на проведение игр в казино и в залах игровых автоматов. Согласно ст. 9, 16 Закона об азартных играх с 1 июля 2009 г. заключение и исполнение данных договоров стали допустимыми не на всей территории Российской Федерации, а лишь в ее определенных частях, именуемых игорными зонами. Игорные зоны будут располагаться в отдельных районах Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Краснодарского края и Ростовской области. За пределами игорных зон сделки, направленные на возникновение и исполнение рассматриваемых обязательств, с 1 июля 2009 г. будут считаться недействительными на основании ст. 168 ГК. При этом следует учитывать, что ряд субъектов РФ на основании п. 7 ст. 16 Закона об азартных играх запретили заключение и исполнение договоров о проведении игр в казино и залах игровых автоматов с 1 июля 2008 г. (см.: Определения Конституционного Суда РФ от 6 марта 2008 г. N 384-О-О, от 1 апреля 2008 г. N 389-О-О, N 390-О-О, N 392-О-О).

2. В п. 1 коммент. ст. также очерчен круг лиц, которые могут выступать в качестве организаторов лотерей и азартных игр. При его определении необходимо также принимать во внимание наличие в действующем законодательстве специальных норм, содержащихся в Законе об азартных играх и Законе о лотереях. Так, согласно ст. 6 Закона об азартных играх организаторами игр в казино, в зале игровых автоматов, в букмекерской конторе и на тотализаторе могут быть только российские юридические лица, при условии что их участниками не являются Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования. Стоимость чистых активов организатора игр в казино и в залах игровых автоматов в течение всего периода осуществления деятельности не может быть менее 600 млн. руб. Чистые активы организатора игр в букмекерских конторах и на тотализаторе в течение всего периода осуществления деятельности не могут быть менее 100 млн. руб.

В соответствии со ст. 2 Закона о лотереях организатором лотереи могут выступать получившие в установленном порядке соответствующее разрешение российские юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

2. Пункт 2 коммент. ст. содержит примерный перечень документов, которые по общему правилу являются доказательством заключения договора между организатором и участником азартной игры, а при определенных условиях могут быть признаны письменной формой договора. Лотерейный билет, квитанция или иной документ, выдаваемый участнику азартной игры при заключении договора, может быть признан письменной формой договора, если, во-первых, это предусмотрено правилами организации игр (п. 2 коммент. ст.), во-вторых, в них будут включены все существенные условия договора (п. 1 ст. 432 ГК) и, в-третьих, он будет подписан обеими сторонами (п. 2 ст. 434 ГК). Поскольку на практике лотерейные билеты и иные подобные документы не принято подписывать с обеих сторон, а иные варианты письменной формы договора, закрепленные в п. 2, 3 ст. 434 ГК (обмен письмами, совершение действий в ответ на письменное предложение), в рассматриваемом случае неприменимы, можно утверждать, что данные односторонние документы, исходящие от организатора, должны квалифицироваться как доказательства заключения договора, но не как его форма.

3. Пункт 3 коммент. ст. содержит требования к содержанию оферты, исходящей от организатора игр, а также устанавливает специальное основание и объем имущественной ответственности организатора.

Оферта, исходящая от организатора, должна содержать три обязательных условия: о сроке проведения игры, о порядке определения выигрыша и о размере выигрыша. Из данной нормы следует, что указанные условия являются существенными условиями договора о проведении игры или пари, заключаемого между организатором и участником.

По смыслу коммент. ст. данная оферта является публичной.

В случае несоблюдения организатором условия о сроке проведения игры, объявленного им в оферте и согласованного с участниками, он обязан возместить участникам причиненные убытки в пределах реального ущерба.

4. В п. 4 коммент. ст. закреплено императивное правило об обязанности организатора выплатить победившему участнику выигрыш, а также диспозитивная норма о сроке выплаты выигрыша. Если иное не установлено специальной нормой закона или договором между организатором и участниками, выигрыш должен быть выплачен в течение десяти дней с момента определения результатов игры. В настоящий момент иное правило о сроке установлено Законом о лотереях, согласно п. 6 ст. 20 которого в тиражной лотерее (за исключением стимулирующей лотереи) выплата, передача или предоставление выигрышей должны осуществляться не позднее чем в 30-дневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжаться не менее чем шесть месяцев с момента опубликования в средствах массовой информации результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда лотереи).

5. Согласно п. 5 коммент. ст. организатор, не исполнивший обязанность по выплате выигрыша победившему участнику, по требованию участника может быть присужден к исполнению обязанности в натуре, а также к возмещению причиненных убытков в полном объеме. Данная норма предусматривает одно исключение из общего правила о недопустимости понуждения должника к исполнению обязательства из проведения игр и пари.

Другой комментарий к статье 1063 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена так называемым алеаторным (рисковым) сделкам. Это сделки между организаторами лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр и их участниками. Ранее действовавшие кодифицированные акты (Гражданский кодекс 1922 г., Гражданский кодекс 1964 г.) не содержали норм, посвященных таким играм.

В Методических рекомендациях по выявлению и представлению сведений о сделках (операциях) с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю (группа кодов 50), утвержденных Комитетом Ассоциации российских банков (АРБ) по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) <1>, под основанными на риске играми понимаются игра в тотализатор, участие в лотерее, игра в казино (рулетка, карточные игры, кости) и иные игры, в том числе в электронной форме, с выплатой денежного выигрыша, полученного от участия в данных играх. При этом организатором игр может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а участниками игр могут быть физические или юридические лица, которые выступают в роли игроков <2>.

--------------------------------
<1> Протокол заседания Комитета АРБ от 27 января 2010 г. N 22.
<2> Организатором лотереи может выступать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, а участником - лицо, достигшее возраста 18 лет, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с оператором лотереи договора.

30 января 2014 г. вступили в силу изменения в комментируемую статью, внесенные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым был усовершенствован понятийный аппарат, уточнен порядок заключения договора между организатором лотереи и ее участником, исключена возможность заключения договора при проведении тиражной или бестиражной лотереи путем выдачи "иного документа" или "иным способом", определен порядок использования лотерейных терминалов и электронного лотерейного билета. С учетом названного Закона организатор лотереи не будет взаимодействовать с ее участниками напрямую. Делать это сможет исключительно оператор лотереи - юридическое лицо, которое получило право проводить лотерею в результате проведенного ее организатором конкурса.

Организовывать лотереи, по новому Закону, может только уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, или федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности. Юридические лица лишаются права организации лотереи. Срок проведения лотереи составляет 15 лет с возможностью его продления. Началом проведения лотереи считается дата принятия решения Правительством РФ о проведении лотереи.

Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает правовое регулирование отношений между организаторами тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр и участниками таких игр, а также между операторами лотерей и участниками лотерей исключительно законами, прежде всего Федеральными законами от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях". Подзаконные акты не могут регулировать данные отношения. Гражданско-правовые отношения, возникающие в связи с такими играми, регулируются исключительно федеральным законодательством и не могут быть предметом регулирования субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о лотереях лотерея - это игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и ее участником заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом.

Согласно п. 15 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ тотализатор - это игорное заведение или часть игорного заведения, в которых организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ пари - это азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.

Организатором лотерей является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в установленном порядке на проведение лотереи. Проведение региональных государственных лотерей, муниципальных лотерей, негосударственных лотерей и стимулирующих лотерей прекращается до 1 июля 2014 г. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта.

К операторам лотерей предъявляются определенные требования, предусмотренные ст. 13.1 Закона о лотереях, в соответствии с которой оператор лотереи обязан:

1) обладать исключительными правами на лотерейные программы, в том числе по лицензионным договорам о предоставлении права использования таких программ;

2) раскрывать организатору лотереи информацию о лицах, которые могут оказывать существенное (прямое или косвенное) влияние на проведение лотереи, а также уведомлять организатора лотереи в случае изменения состава учредителей (участников) или руководителя в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, утвержденном Правительством РФ.

Особенности участия, условия лотереи зависят от способа ее проведения, в связи с чем выделяют тиражную и бестиражную лотереи.

Тиражная лотерея - это лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми ее участниками проводится единовременно после распространения лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи. Для определения выигравшей лотерейной комбинации (выигравших лотерейных комбинаций) при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи не допускается использование одновременно более одной единицы лотерейного оборудования.

Бестиражная лотерея - это лотерея, в которой информация, позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты на стадии их изготовления (создания). При проведении бестиражной лотереи участник лотереи непосредственно после внесения платы за участие в лотерее, получения лотерейного билета, электронного лотерейного билета и выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов узнает о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии.

В зависимости от территории проведения лотереи подразделяются на международную и всероссийскую государственную.

Международная лотерея - это лотерея, которая проводится на территориях двух и более государств, включая территорию Российской Федерации, на основании международного договора Российской Федерации.

Всероссийская государственная лотерея - это лотерея, которая проводится на всей территории Российской Федерации.

Условия лотереи утверждаются организатором лотереи и включают:

- информацию о наименовании лотереи;

- указание на вид лотереи;

- цель проведения лотереи (с указанием размера целевых отчислений);

- наименование организатора лотереи и наименование оператора лотереи с указанием их мест нахождения, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика;

- срок проведения лотереи;

- описание концепции лотереи;

- организационно-технологическое описание лотереи;

- права и обязанности участников лотереи;

- порядок и срок получения выигрыша, в том числе по истечении этого срока, а также срок проведения экспертизы выигрышных лотерейных билетов;

- порядок информирования участников лотереи о правилах участия в лотерее и результатах розыгрыша призового фонда лотереи;

- порядок распространения лотерейных билетов, приема лотерейных ставок;

- цену лотерейного билета (размеры лотерейных ставок);

- денежные эквиваленты выигрышей в натуре;

- размер призового фонда лотереи и планируемую структуру распределения призового фонда лотереи в соответствии с размером выигрыша (в процентах от выручки от проведения лотереи);

- порядок проведения розыгрыша призового фонда лотереи, алгоритм определения выигрыша, правила розыгрыша переходящего из тиража в тираж суперприза.

2. Вступление участника в азартную игру признается заключением договора о проведении азартной игры, основной целью которой является получение выигрыша. Такой договор должен удовлетворять требованиям п. 2 комментируемой статьи, которым предусмотрен порядок оформления договора между организатором и участником игр. В новой редакции п. 2 этой статьи условия оформления договора дифференцированы для лотерей и других видов игр. Так, договор между оператором лотереи и ее участником оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции или электронным лотерейным билетом. Исключена возможность заключения договора при проведении лотереи путем выдачи "иного документа" или "иным способом".

Статья 12 Закона о лотереях предусматривает требования, предъявляемые к лотерейным билетам, электронным лотерейным билетам, информации о проведении лотерей. Так, лотерейный билет - это документ, удостоверяющий право на участие в лотерее и подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и ее участником. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) самим участником лотереи.

Лотерейный билет должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) номер и дату распоряжения Правительства РФ о проведении лотереи;

2) наименование оператора лотереи и номер его контактного телефона;

3) наименование лотереи;

4) номер лотерейного билета;

5) наименование организатора лотереи;

6) выдержки из условий лотереи, достаточные для формирования у участника лотереи адекватного представления о лотерее, об алгоритме определения выигрыша, о размере выигрыша и порядке его получения;

7) размер призового фонда лотереи (в процентах от выручки от проведения лотереи);

8) цену лотерейного билета или цену единичной ставки (стоимость минимальной лотерейной комбинации);

9) дату и место проведения розыгрыша призового фонда лотереи, а также сроки и источники опубликования официальных результатов розыгрыша (для тиражной лотереи);

10) информацию о месте и сроках получения выигрышей.

Требования к способам защиты лотерейных билетов, используемых при проведении тиражных лотерей, могут быть установлены в условиях лотереи и (или) в контракте на проведение лотереи. Лотерейные билеты, используемые при проведении бестиражных лотерей, являются защищенной от подделок полиграфической продукцией.

С 30 января 2014 г. предусматривается использование лотерейных терминалов и электронного лотерейного билета, в качестве которого выступает электронный документ, удостоверяющий право на участие в лотерее, подтверждающий заключение договора между оператором лотереи и ее участником, содержащий защищенную информацию о зарегистрированной лотерейной ставке (лотерейных ставках), размещенную в центре обработки лотерейной информации и позволяющую идентифицировать участника лотереи, оплатившего лотерейную ставку (лотерейные ставки) в порядке, установленном условиями лотереи, с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Электронный лотерейный билет должен содержать следующие обязательные реквизиты:

1) наименование оператора лотереи;

2) номер электронного лотерейного билета;

3) наименование организатора лотереи;

4) цену лотерейного билета или цену одной лотерейной ставки (лотерейных ставок).

Информация о проведении лотереи с использованием электронного лотерейного билета должна быть размещена на официальном сайте оператора лотереи в сети Интернет.

Кроме того, устанавливаются ограничения на распространение лотерейных билетов, включая электронные, а также на установку лотерейных терминалов. В зданиях, сооружениях, в которых расположены детские, образовательные и медицинские организации или культовые и религиозные организации, запрещены распространение лотерейных билетов и установка лотерейных терминалов.

3. Предложение о заключении договора применительно к играм должно включать в себя условия о сроке проведения игр, порядке определения выигрыша и размере выигрыша. Данные условия договора являются существенными.

К предусмотренным в комментируемой статье договорам подлежат применению общие положения о договорах, обязательствах и сделках.

Вопрос о правовой природе отношений, возникающих из игр и пари, в науке носит дискуссионный характер и формулируется следующим образом: являются ли данные отношения договорными или основаны на односторонней сделке? Представляется, что комментируемая статья разрешает данный спор и определяет рассматриваемые отношения как договорные.

4. Пункты 3 - 5 комментируемой статьи предусматривают особенности обеспечения прав участников игр. Обеспечение защиты прав участника лотереи устанавливается ст. 20 Закона о лотереях.

Иные сроки, о которых говорится в п. 4 комментируемой статьи, установлены Законом о лотереях. Так, выплата, передача или предоставление выигрышей осуществляются в соответствии с условиями лотереи. В тиражной лотерее выплата, передача или предоставление выигрышей должны осуществляться не позднее чем в 30-дневный срок после проведения соответствующего тиража и продолжаться не менее шести месяцев с момента опубликования в средствах массовой информации результатов данного тиража (розыгрыша призового фонда лотереи). По истечении этого срока претензии по невостребованным выигрышам принимаются в порядке, предусмотренном условиями лотереи.

В бестиражной лотерее выплата, передача или предоставление выигрышей в размере до 1 тыс. рублей включительно должны осуществляться в момент определения выигрышного лотерейного билета или электронного лотерейного билета и их предъявления распространителю. Выигрыш стоимостью свыше указанной суммы выплачивается оператором лотереи участнику лотереи не позднее чем в 30-дневный срок после предъявления выигрышного лотерейного билета или электронного лотерейного билета.

Выплата выигрыша по лотерее производится из призового фонда, который формируется за счет выручки от проведения лотереи. Призовой фонд лотереи используется исключительно на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи и не может быть обременен какими-либо обязательствами оператора или организатора лотереи, за исключением обязательств перед участниками лотереи по выплате, передаче или предоставлению выигрышей. Запрещено использовать средства призового фонда лотереи иначе чем на выплату, передачу или предоставление выигрышей.

На призовой фонд лотереи не может быть обращено взыскание по иным обязательствам организатора лотереи.

Денежные выигрыши, не востребованные в установленный условиями лотереи срок, в том числе денежные эквиваленты выигрышей в натуре, депонируются на специальном счете и хранятся в течение трехлетнего срока исковой давности, после чего зачисляются в федеральный бюджет.

Участник лотереи вправе обратиться в суд в случаях задержки выплаты, передачи или предоставления выигрыша либо невыплаты, непередачи или непредоставления выигрыша оператором лотереи.

Кроме того, в случае прекращения проведения лотереи оператор лотереи не освобождается от необходимости выплаты, передачи или предоставления выигрышей. Оператор лотереи обязан завершить проведение лотереи, в том числе осуществить выплату, передачу или предоставление выигрышей, и совершить другие необходимые действия в отношении тех участников лотереи, с которыми он заключил договор, или вернуть деньги за распространенные лотерейные билеты, принятые лотерейные ставки в случае, если розыгрыш призового фонда лотереи не был проведен.

В случае прекращения проведения лотереи оператор лотереи обязан:

- прекратить распространение лотерейных билетов;

- в течение шести месяцев с даты прекращения проведения лотереи информировать об этом участников лотереи через средства массовой информации;

- обеспечить возврат денежных средств по лотерейным билетам лотереи, распространенным, но не участвовавшим в проведении тиражей в связи с прекращением их проведения;

- осуществлять выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам тиражной лотереи по ранее проведенным тиражам.

Комментарии и консультации юристов по ст 1063 ГК РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 1063 ГК РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.